1958-1962 гг. Восьмилетняя школа. 2

Вадим Качала
Сбор металлолома и макулатуры

В то время широко практиковались сбор металлолома и макулатуры. Макулатуру собрать было проблематично, поскольку был повсеместный дефицит бумаги и картона. В магазинах экономили серо-коричневую оберточную бумагу, а хозтовары и парфюмерию часто продавали без упаковки. Единственным источником бумаги были газеты, на которые массово подписывались и которые покупались в газетных киосках. Но им всегда дома находилось разнообразное применение: от замены туалетной бумаги до оберточных целей. Кроме того, у большинства ребят было дома печное отопление, поэтому все картонно-бумажное сжигалось в печке.

С металлоломом тоже было не так просто. Из посуды практически ничего не выбрасывали. Прохудившиеся эмалированные кастрюли, ведра и миски запаивали, заклепывали или залепляли дырки сургучом, а другие железяки типа отрезка трубы ли куска проволоки хранили в сарае на всякий случай. Так что из дома практически нечего было нести.

Вокруг нас были санатории, в каждом из которых имелись разнообразные мастерские. Мы перелезали через забор и тягали некоторые металлические детали и элементы. Но добывать таким путем металлолом было непросто.
У всех классов был свой план по сбору металлолома, который очень трудно было выполнить. Но мы нашли “золотую жилу”.

На западной окраине города были “развалины”. Называть их развалинами не очень правомерно — это просто недостроенные дома - недостроенные до войны корпуса санаториев. Из было около десятка, они были двухэтажные с подвалами. На первом этаже был бетонный пол - перекрытие над подвалом, над ним возвышались стены сразу двух этажей, сделанные из камня ракушечника. Потолков и крыш не было - кое-где было проброшены бетонные балки или рельсы. Нашей “золотой жилой” были рельсы, которые удерживали часть стен над оконными и дверными проемами. Нашей задачей было добыть это рельсы. Сначала мы действовали камнями - кидали их по вмурованным краям рельс, разрушая там камень-ракушечник, который легко крошился. Затем с помощью обломков труб пытались выковырять рельс из стены. В конце концов рельс падал. А мы принимались за следующий. Когда было 3-4 рельса, приезжала телега со школьной лошадкой и отвозила эти рельсы в школу.

Так мы быстро выполняли план по сбору металлолома, а директор школы, как поговаривали, на деньги, вырученные от сдачи металлолома, купил себе мотоцикл.

Продолжение: http://proza.ru/2022/01/21/748