Умственная отсталость и ЗПР. Отличия

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/04/13/1426

Умственная отсталость и задержка психического развития (ЗПР). Отличия

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость проявляется нарушениями интеллекта.
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Обычно детям с синдромом Дауна диагностируют не задержку психического развития, а именно умственную отсталость, одной из причин которой являются хромосомные нарушения. Помимо хромосомных нарушений причиной умственной отсталости являются хронические заболевания матери, несовместимость по Rh-фактору и АВО, внутриутробные инфекции, химические вредности, курение, алкоголь и наркотики.
Наиболее изученным является зрительное восприятие детей с умственной отсталостью. Оно отличается фрагментарностью, недостаточностью сосредоточения, узостью и замедленностью, непродуктивностью. Таким детям легче воспринимать информацию наглядно, чем вербально. Внимание у таких детей отличается неустойчивостью. Для них характерна повышенная отвлекаемость, уменьшение объема памяти, «застревание» или «соскальзывание» внимания на один объект.
Память у детей с умственной отсталостью отличается непрочностью. Такие дети часто забывают информацию.
Наглядно-образное мышление у них развивается с опозданием. Образы фрагментарны и не точны. Дети испытывают трудности со складыванием картинок из 2-3 частей. Им сложно обобщать предметы и явления. Слово не всегда имеет смысловую нагрузку.
Первые слова, как правило, у таких детей появляются в 2-3 года, а короткие аграмматичные фразы к 5-6 годам. Словарный запас у них беден, использование глаголов ограничено. Диалоговая речь развивается лучше, монологическая речь с трудом. Такие дети испытывают трудности при самостоятельном чтении.
Умственно отсталые дети характеризуются существенными отклонениями в моторики. У них отмечается моторная неловкость, неуклюжесть движений. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, снижена познавательная активность и реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а формирование игровой деятельности происходит в более поздние сроки. Потребность в игре возникает лишь вод воздействием обучения и наиболее ярков проявляется на 7-8 годах жизни. Психологической готовности к школьному обучению к концу дошкольного возраста у детей с умственной отсталостью не формируется. Вместе с тем очень важно обучение таких детей.

Продолжение: http://proza.ru/2022/07/01/1413