Классификация олигофрении по МКБ-10

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/03/24/551

В настоящее время по Медицинской классификации болезней-10 (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73).

При легкой умственной отсталости (интеллектуальный коэффициент IQ 50-69) в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет. Дети с этой степенью умственной отсталости, если обладают хорошим вниманием и механической памятью, способны обучаться по адаптивным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Они приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в целом способны использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в ней. Основные трудности в обучении вызывают чтение и письмо. Дети с легкой умственной отсталостью в полной мере овладевают независимостью в уходе ха собой: прием пищи, умывание одевание и контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря, а также в практических и домашних навыках. Хотя подчас их развитие бывает замедленно.
В большинстве случает возможно трудоустройство подросших детей с легкой формой умственной отсталости, требующее практических навыков: неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд.
Для диагностики легкой умственной отсталости оптимальным возрастом является возраст от 6 до 8 лет.

Умеренная умственная отсталость (IQ 35-49) характеризуется сформированными познавательными процессами. Такие дети способны накопить некий запас сведений. Их механическая память достаточно развита. Они способны овладеть речью, хотя запас слов у них невелик и характерен агграматизм, а понимание и и пользование речи ограничено. Мышление у таких детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и часто неспособное к образованию отвлеченных понятий. В 90-100% случаев обнаруживается моторная недостаточность. Развитие навыков самообслуживания отстает, и часто они нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни. Люди с умеренной умственной отсталостью могут овладевать простыми видами труда, но их работа носит механический характер, и они не в состоянии изменить свою деятельность согласно изменившейся обстановке. К самостоятельной жизни они не приспособлены и нуждаются в постоянной опеке и уходе.
Адаптированные образовательные программы дают возможность для развития их потенциала и приобретения базовых навыков, вместе с тем освоенные знания такие дети применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

При тяжелой умственной отсталости (IQ 20-34) мышление не просто конкретное, ригидное, оно лишено способности к обобщению. По клинической картине такие дели сходны с таковыми, страдающими умеренной умственной отсталостью. У большинства из них характерна выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации и другая сопутствующая патология, указывающая на повреждения или нарушения развития центральной нервной системы. Для тяжелой умственной отсталости характерен низкий уровень социального функционирования и адаптации, то есть почти полностью невозможно усвоение элементарных школьных знаний, бытовых умений и навыков. Чаще всего такие дети выводятся из системы обучения и нуждаются в опеке и уходе. У них наблюдаются выраженные расстройства моторной сферы. В зрелом возрасте их умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет. Оптимальный возраст окончательной диагностики тяжелой умственной отсталости – возраст от 3 до 5 лет.

Для глубокой умственной отсталости (IQ ниже 20) характерно резкое снижение реакций на окружающее. Дети либо вообще не реагируют на происходящее вокруг, либо дают неадекватные реакции, откликаясь на любой раздражитель, не задерживаясь ни на одном их них. Членораздельная речь у них отсутствует, а в обращенной к ним речи они воспринимают интонации, но не понимают смысла. У них не развито внимание, восприятие и память. У таких детей отсутствуют способности к элементарным процессам мышления. Предоставленные самим себе такие дети часто остаются неподвижными или в находятся в постоянном бесцельном движении ползают, хватают предметы, могут быть агрессивны, может отмечаться аутоагрессия. Проявления удовольствия или неудовольствия у них примитивны. Соматическое благополучие, ощущение сытости приводит их к благодушию и спокойствию, а чувство голода или другие неприятные ощущения выражаются в криках с выражением неудовольствия, в ажитации или других сходных проявлениях. В ответ на неизвестное может отмечаться страх, плач. С глубоким недоразвитием психической деятельности сочетаются различные, в том числе грубые дефекты физического развития: диспластичность, деформации черепа, пороки и аномалии развития. Нередко наблюдаются неврологические симптомы, в том числе парезы и параличи. В зрелом возрасте их развитие ниже трехлетнего возраста. Оптимальный возраст диагностики глубокой умственной отсталости первые месяцы (первый) жизни, в любом случае до 3 лет.

Продолжение: http://proza.ru/2021/06/30/1667