Умственная отсталость есть или нет?

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/07/01/1413

Умственная отсталость: есть или нет?

Несмотря на то, что синдром Дауна – генетическая аномалия, часто он сопровождается отклонениями в психике и умственной отсталостью из-за чего до сих пор ряд специалистов не может отнести синдром Дауна ни к одной из известных форм дизонтогенеза.
Психический дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций*.
По словам одного из преподавателей Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы многое зависит от экспертов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальных особенностей ребенка, уровня его психического развития. Поэтому важным является создание специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ребенка.
Вместе с тем в своей книге я хочу поднять вопрос о том, что согласно идее известного психолога Л.С. Выготского умственная отсталость имеет в первую очередь социальную, а не биологическую природу. Согласно его взглядам: «В наших руках находится ответственность за то, станет ребенок умственно отсталым или нет».
Выготский был убежден, что «нужно не приспосабливать ребенка к окружающей среде и социализировать, а дать ему возможность самому развить свою индивидуальность посредством совместно-разделенной деятельности с другими людьми»**.
«Умственная отсталость и умственное превосходство не являются природными категориями. Это деление – порождение определенной стадии человеческой культуры. <…> Отсталость всегда появляется там, где не удается наладить отношения и коммуникацию. <…> Ребенок, научившийся осознавать самого себя, не является умственно отсталым. <…> Если перефразировать Спинозу, можно сказать: «Еще никто не установил, на что способен ребенок с трисомией-21». <…> Все типичные признаки, с которыми появляются на свет эти дети, не настолько опасны для их жизни, насколько опасен сконструированный термин «умственная отсталость»***. 

______________
Источники:

* Основные понятия психического развития. Понятие дизонтогенеза. – Г.В. Козловская / Клиническая психология.  АНО Учебный центр «Невромед-Клиника» 2021. Электронный ресурс: https://www.doctor.nevromed.ru/

**  Коломейцев П., священник, Манске К. Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта / Пер. с немецкого А. Шапкиной, А. Шапкиной. – 2-е изд. – М.: Никея, 2017 – С. 48

*** Коломейцев П., священник, Манске К. Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта / Пер. с немецкого А. Шапкиной, А. Шапкиной. – 2-е изд. – М.: Никея, 2017 – С. 120

Продолжение: http://proza.ru/2022/07/03/398