Синдром Дауна и РАС

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая:  http://proza.ru/2021/06/30/1667

Синдром Дауна и расстройства аутистического спектра (РАС)
(по данным фонда «Даунсайд Ап»)

Аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций со своеобразными эмоциональными, поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
По образному выражению К.С.Лебединской, ребенок забирается в аутизм, как улитка в раковину, ему там гораздо спокойней и приятней, но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишенным и столь необходимого для психического развития потока сенсорной, когнитивной, аффективной информации, и если ребенку вовремя и правильно не помочь, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом.
На сегодняшний день согласно статистике рождается 1 ребенок с расстройством аутистического спектра на 68 новорожденных.
Согласно статистике американского института Кеннеди-Кригера у детей с синдромом Дауна расстройства аутистического спектра встречаются в 10% случаев.
По половой принадлежности РАС есть у 75% мальчиков, при чем Рас у мальчиков встречается чаще, чем у девочек в соотношении 3:1 или 4:1.

Особенности детей с РАС:
• стереотипное поведение,
• чрезмерная моторная возбудимость,
• трудно установить эмоциональный контакт с внешним миром,
• трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других,
• стараются избегать каких-либо нововведений  в своем жизненном порядке, активно сопротивляются этому.

Нарушения социального взаимодействия:
• отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза,
• скудная мимика, часто неадекватная ситуации,
• жесты используются лишь для обозначения нужд,
• отсутствие  интереса к ровесникам,
• неспособность понять эмоции окружающих,
• трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей,
• нет ответа на общение и проявление эмоций родителями.

Нарушения коммуникации:
• выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм) при тяжелом аутизме. Может употреблять несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь появляется, то носит бессистемный характер и не нацелена на понимание другими людьми. Дети  могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе дети с РАС говорят во втором и третьем лице,
• аномальный характер речи (повторы, эхолалии),
• слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации,
• отсутствует реакция на собственное имя,
• не наступает или задерживается «возраст вопросов».
Если он все же наступает, то вопросы однообразны и не несут практического значения.

Для таких детей характерно
• стереотипное поведение,
• зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться,
• выполнение ежедневных ритуалов,
• многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки.
При синдроме Дауна у большинства детей степень умственной отсталости варьируется от легкой до средней, при сочетании синдрома Дауна с РАС у 63% детей нарушения от тяжелой до глубокой тяжести, у 32% – нарушения средней степени тяжести и у 5% – легкой.
Таким образом неорганизованность, витание в облаках и забывчивость это не лень, манипуляции и проч., а непонимание чужих ожиданий, попытка отрегулировать сенсорные системы, реакция на новую ситуацию или стресс, повышенная тревожность.
Под сопротивлением переменам, предпочтению однообразию, повторяющимися действиями кроется неуверенность в том как выполнить указания, попытка сохранить порядок и предсказуемость, неспособность посмотреть на ситуацию со стороны.
За импульсивностью, мешающим поведением и невыполнением инструкций могут стоять трудности в понимании абстрактных и общих понятий, задержка в обработке информации.
Ребенок может избегать определенных звуков или освещения, не смотреть в глаза, трогать посторонние предметы, вращать их или нюхать, потому что телесные, сенсорные сигналы не обрабатываются нормально, есть сенсорные проблемы или повышенная обонятельная, звуковая и зрительная чувствительность.

Признаки РАС у детей с синдромом Дауна:
• необычная реакция на сенсорные раздражители,
• расстройства пищевого поведения,
• необычные игры с игрушками и предметами,
• необычная вокализация,
• затруднения при изменении привычного порядка или окружения,
• недостаток или отсутствие коммуникации,
• агрессия, раздражение, непослушание,
• аутоагрессия,
• расстройство сна,
• регресс в истории развития.
Аутизм также как и синдром Дауна не лечится. Единственный способ приспособить ребенка с РАС к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия родителей и специалистов и создание благоприятной среды.

Этапы коррекции аутизма:
• формирование навыков, необходимых для обучения: налаживание контакта и развитие начатков речи в случае ее отсутствия,
• устранение неконтролируемого поведения: агрессии и самоагрессии, ухода в себя и зацикленности, страхов и навязчивостей,
• обучение социальным ролям и играм: катать машинку, кормить куклу, играть в доктора,
• обучение эмоциональному контакту.

Продолжение: http://proza.ru/2022/07/03/403