Цели и задачи дошкольного обучения

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/07/03/426

Цели
1. Стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка с синдромом Дауна.
2. Создавать условия для социального развития ребенка, формирования навыков коммуникации с детьми и взрослыми.
3. Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.
4. Развивать личностные качества ребенка.
5. Подготовить ребенка к дальнейшей социализации и переходу в другие учреждения.
6. Вовлекать родителей в совместную реализацию целей индивидуального плана работы с ребенком.

Задачи
1. Формировать навыки поведения в группе.
2. Развивать мотивацию, самостоятельность, инициативность и активность.
3. Формировать навыки предметной деятельности: учить выполнять орудийные, предметно-игровые и соотносящиеся действия с различными предметами и материалом.
4. Развивать сенсорное восприятие:
• формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;
• развивать пространственные представления;
• стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и речевых звуках;
• учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.
5. Формировать у детей конкретные представления об окружающем мире, придерживаясь тематической направленности.
6. Развивать наглядно-действенное мышление, память, внимание.
7. Развивать понимание обращенной речи: учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях; учить выполнять действия по инструкции взрослого в играх с речевым сопровождением.
8. Развивать навыки общения:
• учить использовать различные формы общения с близкими взрослыми;
• учить работе с коммуникативным альбомом-словарем;
• поддерживать эмоциональные контакты с детьми.
9. Стимулировать развитие активной речи:
• учить произносить звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова;
• произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;
• учить отвечать на простые вопросы.
10. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.
11.Формировать умения и навыки выполнения движений:
• учить выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках;
• упражнения в кидании и ловле мяча; удары по мячу;
• упражнения в равновесии;
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
12. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности:
• рисовать на листе бумаги, используя краски и кисть;
• строить из конструктора совместно с взрослым;
• развивать интерес, любопытство;
• воспитывать желание рисовать, конструировать.
13. Информировать родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Осуществлять реализацию задач группы совместно с родителями, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты освоения программы
К пятилетнему возрасту дети:
• Моют руки под контролем взрослого по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирают лицо и руки полотенцем. С помощью взрослого приводят себя в порядок, пользуются индивидуальными предметами (полотенцем, салфеткой, расческой, носовым платком). Самостоятельно принимают пищу. Владеют порядком одевания и раздевания. При помощи взрослого снимают одежду, обувь (застежки на липучках).
• Стремятся к эмоционально-деловому контакту со взрослым. Понимают инструкции взрослого. Способны адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к непосредственно образовательной деятельности, пространственные перемещения и т. д. Откликаются на свое имя, свою фамилию.
• Владеют первичными способами усвоения общественного опыта (совместные действия со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого). Проявляют интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксируют взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживают за движением предмета, используют хватательные движения. Испытывают эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий и т. д.) Эмоционально реагируют на мелодичную музыку, природные звуки. Соотносят игрушку со звукоподражанием, произвольно произносят звукоподражание.
• Имеют представления о себе как о субъекте деятельности. Имеют первичные представления о своем «Я», о своей семье, узнают свою маму среди других людей. Фиксируют взгляд на лице сверстника, воспитателя, партнера по игре. Умеют находить глазами, откуда исходит звук; поворачиваться на звук (находить глазами источник звука, поворачиваться в его сторону); поворачиваться на голос (находить главами говорящего).
• Фиксируют взгляд на предмете в течение нескольких секунд, прослеживают взглядом за перемещением предмета, переводят взгляд с одного предмета на другой; изучают взглядом предмет, который держат в руке.
• Из двух (трёх) предметов выбирают тот, который называют. Указывают на названную одну часть тела. Соотносят предмет и его изображение. Показывать на себя по вопросу педагога. Подражают действиям взрослого (стучат по столу ладошкой или ложкой, хлопают в ладоши, машут рукой на прощание). Выполняют действие в соответствии с инструкцией: подойди, сядь, встань, иди, дай, отдай, ложись
• Сцепляют руки, сжимают пальцы педагога; удерживают предмет, когда его вкладывают в руки; тянуться к предмету и достают его, удерживают в руках мяч. Кладут предмет в коробку (банку, миску, т.д.), надевают на стержень пирамидки крупные кольца, кладут шарики в банку, собирают крупные кубики в коробку.
• Интересуются объектами живого и неживого мира. Знакомы с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Наблюдают, рассматривают объекты живой и неживой природы и природные явления. Правильно вести себя в быту, с объектами живой и неживой природы.
• В лепке. Положительно эмоционально настроены к лепке. Держат, мнут пластилин. Фиксируют взгляд на поделке, изготовленной взрослым. Понимают и выполняют простые однословные инструкции: «возьми», «дай», «заложи».
• В рисовании. Положительно эмоционально настроены к изодеятельности. Фиксируют взгляд на предмете. Прослеживают взглядом за движением руки взрослого. Знакомы с бумагой, кистью, карандашом, краской. Владеют совмещенными действиями со взрослым при работе с карандашом, «рисованием» пальчиком. Умеют делать мазки, штрихи.
• В аппликации. Знакомы с бумагой и действиями с ней (мять, рвать). Фиксируют внимание на сухой аппликации, выполняемой воспитателем. Выполняют сухую аппликацию совместно со взрослим («рука в руке»).

К шестилетнему возрасту дети:
• Самостоятельно следят за своим внешним видом: самостоятельно умываются, моют руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, пользуются расческой и носовым платком. Стараются аккуратно принимать пищу (пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться ложкой, салфеткой).
• Стремятся к эмоционально-личностного контакту со взрослым. Адекватно реагируют на свое имя, свою фамилию. Адекватно ведут себя в конкретной ситуации (садятся на стульчик, сидят на занятии, ложатся в свою кровать, знают свое место за столом, берут свои вещи из шкафчика при одевании на прогулку).
• Наблюдают за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. Эмоционально положительно реагируют на сверстников и включаются в совместные действия с ними. Интересуются игрушками и предметами и адекватными способами действий с ними. Совершают отражательные действия с игрушками за взрослым. Сопровождают игровую деятельность звукоподражанием. Проявляют стойкий интерес к игрушке. Используют игрушку в соответствии с её функциональным назначением. Совершают предметные действия с игрушкой, процессуальные действия с игрушкой, цепочку игровых действий. Ориентируются в пространстве групповой комнаты ( находят игрушку ). Соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называют ее, используя звукоподражание или лепетные слова. Слушают непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагируют на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.
• Узнают и выделяют себя на отдельной и групповой фотографиях. Показывают на лице глаза, рот, нос, лоб, щеки, на голове – волосы. Фиксируют взгляд на предмете или нескольких предметах в течение нескольких минут. Изучают глазами картинку, переводят взгляд с одного изображения на другое.
• Тянуться к предмету и достают его, захватывают мелкие предметы; пользуются большими пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет. Захватывают мелкий предмет щепоткой. Перекладывают предметы из одной коробки в другую, кладут палочки в банку, строят башню из двух кубиков. Вкладывают шары в круглые отверстия доски форм. Надевают детали пирамиды на стержень без учёта величины.
• Манипулируют предметами, пользуясь обеими руками; вставляют маленький стаканчик в большой по размеру; снимают крышку с коробки, чтобы отыскать там игрушки; подражая действиям педагога, переворачивают предмет; вкладывают квадратную (или круглую) пластину в одно отверстие форм; переворачивают страницы картонной книжки; подбирают предметы к образцу. Подбирают предметы к картинкам (выбор из двух-трёх). Выбирают из двух предметов, разных по величине, большой (маленький) по инструкции взрослого.
• Наблюдают за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде. Наблюдать за изменениями в природе и погоде (светит солнце, идет дождь и др.).
• Внимательно слушают говорящего и смотрят на него или на предмет, о котором идёт речь; вместе со взрослым в течение 2-3 минут смотрят на картинки или предметы; в ответ на тон говорящего меняют выражение лица. Выполняют одноступенчатые инструкции.
• В ответ на словесную просьбу машут рукой или хлопают в ладоши. Находят знакомые предметы, о которых спрашивают. Находят членов семьи, о которых спрашивают; дают предмет говорящему в ответ на его просьбу; указывают на предмет, о котором спрашивают.
• Указывают на четыре части тела, которые называют; из четырёх предметов выбирают тот, который ему называют; выбирают три предмета одежды, которые называют; из четырёх картинок выбирают ту, которую ему называют: игрушки, овощи, фрукты, одежда, животные, продукты питания. Выполняют просьбу типа «Дай мне … и …», выбирая два предмета из четырёх («Дай мне собаку и мяч.»). Выполняют указания, в которых есть слова, обозначающие действия (10 слов).
• Подражают действиям: здороваются и прощаются, дают и требуют предметы, просят и отказываются от помощи. Подражают мимике взрослого. Подражают звукам (один гласный звук «аа»;гласный звук + согласный звук: та-та- та; один согласный + два одинаковых гласных: «буу», «мее»;двухсложные комбинации: «оо-аа», «би-би», «па-па», «ма-ма»).
• В рисовании. Проявляют интерес к рисованию. Фиксируют взгляд на полученном изображении, узнают знакомые предметы в изображении. Следят за процессом рисования воспитателем. Владеют навыками самостоятельного рисования: мазки, штрихи» черкание. Правильно держат карандаш, выполняют манипуляции по словесной инструкции («Возьми карандаш», «Нарисуй травку»). Пользуются всем пространством листа бумаги. Оказывают посильную помощь в уборке после занятия (собрать карандаши в стаканчик, собрать рисунки и отдать воспитателю).
• В лепке. Знакомы со свойствами пластилина. Раскатывают между ладонями (колбаска). Проявляют стойкий интерес к лепке воспитателей готового образца (обыгрывание педагогом образца). Знакомы детей с другими материалами лепки: тестом, глиной.
• В аппликации. Проявляют интерес к аппликации. Знакомы с клеем, кистью. Выполняют аппликацию совместно со взрослым «рука в руке». Прослеживают взглядом за действиями воспитателя (набираем клей, приклеиваем, наносим клей на поверхность детали). Пользуются салфеткой, располагают готовые формы в центре листа.

К семилетнему возрасту дети:
• Самостоятельно следят за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно одеваются и раздеваются, соблюдают порядок в своем шкафу (раскладывают одежду в определенные места). Продолжают совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться ложкой; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом).
• Умеют видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, огорчение), умеют выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
• Проявляют интересы и предпочтения в выборе любимых занятий игр, игрушек, предметов быта. Обращаются к сверстникам с просьбой поиграть. Знакомы с игрушками, действиями с ними; проявляют интерес к игрушкам и желание играть. Используют разнообразные предметно-игровые действия с использованием игрушек.
• Понимают обращенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений. Совершают отражательные действия за взрослым. Сопровождают игровую деятельность словами и репликами. Используют игрушку в соответствии с ее функциональным назначением. Проявляют стойкий интерес к игре, взаимодействию в игре со взрослым и сверстником. Совершают с игрушкой: предметные действия, процессуальные действия, цепочку игровых действий, игру с элементами сюжета. Соотносят игрушки с потешками и стихами.
• Называют свое имя и свою фамилию, имена близких взрослых и сверстников, свой возраст. Участвуют в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной, физкультурной и т. д.)
• Смотрят на предмет и изучают его взглядом (неподвижный, передвигающийся в пространстве), изучают взглядом простую сюжетную картинку.
• Кладут и ставят предмет в нужное место, кладут в банку мелкие предметы, нанизывают детали пирамиды на стержень; вставляют штырьки в отверстие доски форм, нанизывают грибы на штырьки; строят башни из кубиков. Строят забор из кирпичиков, кубиков; вкладывают круглую или квадратную пластину в одно из трёх отверстий доски форм (выбор по величине); складывают разрезную картинку из двух частей. Размещают резко отличающиеся по форме вкладыши в соответствующие отверстия (ёлка, гриб, домик и т.д.); переворачивают бумажные страницы книг; указывают на отдельные элементы рисунка. Подбирают предметы по образцу по цвету. Подбирают предметы к картинкам (выбор из пяти). Сличают и объединяют предметы по признаку величины, формы, цвета. В паре из двух предметов выбирают большой и маленький. Различают твёрдые и мягкие предметы, шероховатые и гладкие; из группы предметов отбирают одинаковые; находят один и много предметов. Владеют элементами рисования (пальцем, мелом, карандашом, штампом) – черкание, линия, клубок.
• Соотносят явления окружающей действительности и деятельности человека (пошел снег – дворник расчищает дорожки, человек заболел – обращается к врачу и т. д.) Различают времена года и время суток ( ночь, день). Узнают на фотографии и в окружении членов своей семьи, знают их имена.
• Проявляют интерес в проведении простейших наблюдений. Владеют способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется).
• Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина). Сооружают несложные постройки, выполняя их по подражанию. Накладывают один кирпичик на другой (башенка).
• В рисовании. Правильно держат кисть, набирают краску на кисть. Владеют различным приемам рисования (всем ворсом, примакиванием, кончиком кисти). Проявляют аккуратность при работе с краской. Знакомы с круглой формой (круг, клубок, солнышко). Промывают и протирают кисть после окончания работы. Узнают в готовом изображении реальный предмет. Оказывают посильную помощь в уборке после занятия.
• В лепке. Играют с поделками. Раскатывают пластилин круговыми движениями («Колобок»), делят кусок пластилина на две части путем отщипывания. По словесной инструкции педагога лепят предметы, похожие на палочку, мячик. Работают аккуратно, после занятия протирать доски.
• В аппликации. Самостоятельно работают с кистью, клеем. По словесной инструкции воспитателя берут определенную заготовку (большую, маленькую, красную, зеленую). Соотносить предмет, картинку, слово. Использовать в аппликации другие материалы: сухие листья, семена. Работают аккуратно, пользуются салфеткой, моют руки после работы.


Продолжение: http://proza.ru/2024/03/01/529