Фигура, писателя, ученого, художника в высказывани

Владимир Дмитриевич Соколов
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПИСАТЕЛЯ

"Я никогда не любил школы, частенько убегал с уроков, надо было только, чтобы тебя не поймали"
(Фолкнер)

"Как жаль, что у меня нет классического образования. Есть мысли, но на чем их поставить" (Пушкин)

"Наиболее простой способ стать глупцом -- стать им с помощью системы" (Шефтсбери)

"Голова, а не руки правят миром; поэтому необходимы образованные люди, а такие плоды не растут на деревьях" (учитель Кеплера)

"Пусть музыкант делает ошибки. Это ничего не значит, если он делает неожиданные и интересные вещи" (Россини)

"Россини скорее угадал музыкальную науку, чем изучил ее; потому так хорошо и владеет ею" (Стендаль)

"Забота о судьбе студентов предоставлена начальству, а не профессорам" (1870 -- ответ министра образования ученым, вступившимся за студентов)

"Он знаком с фактами, но его знания не фосфоресцируют" (Эмили Дикинсон о знакомом профессоре)

ВДОХНОВЕНИЕ И РЕГУЛЯРНОСТЬ

"Все, что я вижу и слышу, рождает во мне музыку. Моя проблема не найти мелодию, а выбрать из множества вертящихся в голове" (Россини)

"Тысячи новых впечатлений охватывают меня... но я не буду заниматься ими, пока несколько не остынет мой пыл, и не смогу спокойно взяться за перо" (Налбадян)

"Полтаву написал я в несколько дней; далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все"

"Я хотел бы, чтобы в моей работе было больше плавности, больше увлеченности, больше легкости" (Томас Манн)

"Я могу писать лишь тогда, когда сюжет сам процедить я в памяти" (Короленко)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПИСАТЕЛЯМИ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ

"Кто бы мог подумать, сто люди, у которых столько много общих интересов, могут поссориться и раззнакомиться по случаю каких-нибудь стихов (Елагин)

"Мой соученик по гимназии Шекспир говорил мне, говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут другие" (Маяковский)

"Крылов в разговорах хвалил всех подряд из учтивости, но в глубине души не много одобрял" (Лобанов)

"Академия и духовенство меня ненавидят. Это мне льстит и возбуждает меня" (Флобер)

ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ

"Я считаю, что ни один художник не должен быть озабочен титулами и подобными поощрениями" Голсуорси)

"Пусть я и Моська, но не из тех, кто лижет задницы" (Сомов)

ВОЗРАСТ ПИСАТЕЛЯ

"Лирическая, вдохновенная пора поэзии для меня миновалась; могу быть только болтливым сказочником" (Жуковский)

ДИСЦИПЛИНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА

"Бездействие - смерть для философии" (Кеплер)

"Невольное безделье -- есть истинное наказание" (Е. Федоров)

"Десять человек не сделают того, что сделает один человек, совершенно посвятивший себя историческим предметам" (Карамзин)

"Гений -- это терпение, аккуратность и порядок" (Столетов)

ЖАНРЫ И ТЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРЫ

"Жуковский вложил свою душу даже в грамматику" (Н. Тургенев)

"Зрелище жизни великого человека -- всегда прекрасное зрелище; оно возвышает душу, возбуждает деятельность" (Белинский)

"Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо" (Боткин Некрасову)

"Мне казалось, что я воздаю крестьянам должное, изображая их на сцене и привлекая к ним внимание образованных людей и изящных дам" (Гольдони)

"Так как [составление азбуки] совершается по мною самим изобретенной методе, то оно имеет характер поэтического создания" (Жуковский)

"Мемуары мои могут быть только психологическими... событиями, интересными для потомства жизнь моя бедна" (Жуковский)

"The Whole Scheme is to show that an absolutely prosaic and conventional town (such as Nashiville) can equal S. Fracisco, Bagdad or Paris to a human story"(O'Henry)

"Даже малоинтересное в жизни становится интересным в литературе" (Хоуэллс)

ЗАИМСТВОВАНИЯ И ПОДРАЖАНИЯ. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

"Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится то, что я оттуда вычитал" (Паскаль)

"Профессиональных ученых редко занимает живое содержание явления. Им важно лишь то, что о нем говорилось" (Гете)

ЗАМЫСЕЛ

"В основе произведения лежит живая мысль, но зачинается она не в виде сентенции, а в живых образах" (А. Островский)

"Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер" (Гончаров)

"В отчаянной попытке придумать что-нибудь новое, я отправил свою героиню вниз по кроличьей норе, не имея ни малейшего понятия, что случится с ней дальше" (Л. Кэрролл)

"Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась. Я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть" (Пушкин)

"Если у человека родятся фантастические замыслы, то наверняка у него неразбериха в голове" (Ницше)

"Сначала актер убеждает себя, а уж потом зрителя" (Л. Оливье)

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ. ВЫПИСКИ



ИЗВЕСТНЫЙ И НАЧИНАЮЩИЙ ПИСАТЕЛЬ



ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ

"Главное не спешите печататься. Пусть создастся повесть в вашей голове, и тогда марайте и не смущайтесь" (совет Гоголя Тургеневу)

"Если дурные книги могут помочь доброму делу, их надо издавать" (Франклин)

"Печататься можно везде, если заставить редакции считаться с тобой" (Маяковский)

"Хорошо писать -- этого недостаточно для журнала. Лучше писать посредственно, но писать то, что нужно" (приписывается Твардовскому)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПИСАТЕЛЯ

"Я уже начинаю обдумывать средства, как облегчать саои записи, если ослепну" (Жуковский)

"Пишу карандашом. Мне нужно не менее дюжины их и машинку для заточки. О, и очень много бумаги! Пишущая машинка — для окончательного варианта и для копий". (Э.Хемингуэй)

"Итак, умственные глаза могут заменять сильные телескопы и приводить к важным астрономическим открытиям" (Араго)

"Все, что было нужно тогда: записные книжки в синей обложке, два карандаша, точилка (карманный нож снимал слишком много очисток, и карандаши быстро стачивались), столики с мраморной столешницей, аромат caf creme, запах ранней утренней уборки на улицах и удача" (Э.Хемингуэй)

"По иронии судьбы величайшие открытия в науке были сделаны при помощи самых примитивных приборов" (Е. Федоров)

ИНФРАСТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРЫ

"Мы не имели бы XIX в науке, если бы не свобода научных исследований, хотя бы самых еретических" (Е. Федоров)

"[Я] ничего не боялся больше, чем жить в городе без истории, без преданий, без памятников" (Ап. Григорьев)

"Из хаоса университетской библиотеки я сумел выловить немало книг, о которых не имел понятия сам библиотекарь (Карлейль)

ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА

"Уголовное производство -- благотворный способ познания человека и мотивов его действий" (Голсуорси)

"Факты -- святыня, во мнениях же допустима свобода (Карлейль)

"Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его" (Даль)

"Большинство наблюдателей могут восстановить жизнь нации по остаткам общественных зданий или изучая домашние реликвии" (Бальзак)

КОМНАТА. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПИСАТЕЛЯ

"Я могу работать только устроившись, хотя бы на несколько дней, на одном месте (Золя)

"Я должен быть дервишем... Ничего лишнего. Вот оказывается надо спасаться -- чтобы хорошо работать -- в лагерь" (Леонид Соловьев)

"У нас у всех, писателей, берложья жизнь" (Гонкуры)

КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ

"Я пытаюсь изложить мысли так же просто, как просто они мне приходили в голову" (Вольтер)

"Каждая сцена должна быть полем битвы. Сцена, в которой действующие лица хотят одного и того же, была бы верхом безвкусицы" (Вольтер)

"Передача и объяснение одного слова другими, а тем паче десятком других... вразумительнее всякого определения, а примеры еще более поясняют дело" (Даль)

"Искусство хорошо компоновать не более, чем искусство хорошо разнообразить" (Хогарт)

КРИТИКА

"Похвалы 'Телеграфа' и 'Северной пчелы' пятнают славу тех, кого они хвалят" (С. Т. Аксаков)

"Выносить суждения о [великих] людях нужно с величайшей почтительностью и осторожностью" (Квинтиллиан)

"Статьи [Белинского] были не просто журнальными рецензиями, они составляли почти события в литературном мире того времени" (Анненков)

"Зачем мне адвокат? Я возьму в суд и проделаю перед судьями все мои опыты: пускай тогда прокурор опровергает меня" (Сеченов)

"Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне" (Некрасов)

ЛИТЕРАТУРНАЯ НАУКА

"Не будь Пушкина 'Евгений Онегин' все равно был бы написан" (О. Брик)

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ. СЕМЬЯ И ПРОЧИЕ ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ

"Закопавшись в поэзию, я все свое другое, самое милое, самое святое откладываю" (Жуковский)

"Будь всегда верен самому себе и ничем не жертвуй ни дружбе, ни любви" (Ибсен)

"Я веду тихую домашнюю жизнь... читаю книжки... и нахожу в них развлечение от домашних забот" (Мария Кантемир, сестра поэта)

"Он был поэт. Это значит, он не был счастлив на земле"

"У счастливого человека нет своего места в искусстве. Жизнь такого человека скучна и неинтересна

"Дома сижу до 4-х часов и работаю. В свете не бываю; от фрака отвык; в клобе провожу вечера" (Пушкин)

"Он великий артист. Все они великие интересны, но невыносимы для близких"

"Кто пишет героические поэмы должен был бы стараться, чтобы и жизнь его была такой же героической поэмой" (Мильтон)

"Выдающаяся, гениальная женщина не осчастливит меня, или же я себя никогда не знал" (Шиллер)

"Люди говорят, что Henri умный человек и написал много чудесных книг; я же этого ничего не замечаю и должна верить этому на слово" (жена Гейне)

"Общество матушки не может меня делать счастливым. Я более люблю ее заочно" (Жуковский)

"Я не знаю, что мы будем делать и как жить, когда книга будет закончена" (жена Карлейля)

"Я счастлив бы был жить в бочке как Диоген, но тогда со мной бы расправилось Общество по борьбе с бродяжничеством" (Карлейль)

"Я предпочитаю поступить несправедливо, но я не терплю беспорядка" (Гете)

"До сих пор я воображал, что всегда успею жениться, а теперь оказывается, что в 50 лет безнадежно опоздал" (Лейбниц)

"Зачем судят нас по нашим творениям? Разве то, чем мы мараем бумагу, это наши плоды?" (Гете)

"Любовь очень печальная слабость человека, живущего принципиальной жизнью" (Е. Федоров)

"Если мне ничего не было нужно... то все-таки я обязан был подумать о членах семьи, которым много чего было нужно" (Е. Федоров)

"Он такой обыкновенный... Бродит по дому в мешковатых брюках, прибирается, поправляет картины, выводит куда-то детей. Его никто не узнает"

"Вы что думаете, греческий или римский юноша вот так бы, из-за несчастной любви лишил себя жизни?" (Лессинг)

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПИСАТЕЛЯ

"Для писателя главное -- не искусство занимательно писать, а искусство интересно жить" (Норрис)

"Узнать русский язык мне помогла разнородность занятий" (Даль)

"Дефо, хотя и не видел собственными глазами ни муки ада, ни снега Сибири, но мог правдоподобно их изобразить" (Вальтер Скотт)

"Человеку нужно прожить две жизни. В одной делать ошибки, в другой делиться опытом" (Саади)

"Описывая целый век природу в стихах, хочу наконец узнать наяву, что такое горы и разрушенные замки, жилища моих любимых приведений" (Жуковский)

"Я понял женщин, лишь написав 'Клариссу'" (Ричардсон)

"Все творчество Барохи -- это интеллектуальная автобиография" (Асорин)

"Истиной оказался математический кабинетный вывод, фантазией же то, что считалось за непосредственный продукт наблюдения" (Е. Федоров)

ЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ

"Эти двое [Расин и Буало] не знают ничего, кроме поэзии; поговорите с ними о чем-нибудь другом, и вы поставите их в тупик" (Мориак)

"Ты уже не садишься и не пишешь, что хочется.  Ты уже должен работать" (Томас Манн)

"Писать стихи пустяковая работа. Сейчас все пишут, и очень недурно" (Маяковский)

"Рассказ дрянь, но нужно же мне, пока роман не кончен, хоть изредка напоминать о себе" (Томас Манн)

"Если хочешь преуспеть в журналистике, старайся скользить по поверхности вещей" (Брейнбейн)

"Нет необходимости практиковать в торговле, чтобы хорошо писать об этом предмете (С. Джонсон)

МАТЕРИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОР У ПРОХОДНОЙ

"Должно быть, счастлив тот, кто, подобно шелкопряду, сучащему шелк из собственных внутренностей, из самого себя черпает мысли и слова..." (Петрарка)

"Если ты хочешь познать мир, тебе достаточно познать один дом" (Ричардсон)

"У нас писать не о чем: в свете так однообразно, гладко, прилично и пусто" (С. Т. Аксаков)

МАЯК ИЛИ ФОРУМ

"Ты должен быть доволен своим состоянием: свил укромный уголок, да и Руссо в руках. У тебя все есть" (Свечин Жуковскому)

"Москва погубила меня. Здесь нечем жить и нельзя делать" (Белинский)

"На улицах Лондона всегда много интересного, но писать в Лондоне невозможно" (Голсуорси)

"Я должен быть неизменно деятельным, пусть в самом заброшенном селе или на необитаемом острове, иначе я просто не смогу жить" (Гете)

"Несправедливо, что провинциальная литература питается идеями столичной стряпни" (И. Аксакоа)

"Я в ходу в большом ее ног, очень разбрасываюсь; пребывание в столице приведет меня к могиле, хотя и по пути, усеянному цветами" (Монтескье)

"Благословенна работа, творимая вдали от суеты..Читая серьезную книгу, перестаешь быть автоматом, который проводит целые дни в борьбе с ненадежными туземцами... и снова становишься человеком. Горе тому, кто не умеет постоянно возвращаться к себе и набираться новых сил! Ужасающая проза повседневности губит его" (Швейцер)

"От мира мне ничего не нужно, кроме необходимой тишины и покоя" (Шеллинг)

"Париж -- идеальное место для философа. Здесь он видит все общество в миниатюре, оставаясь сам при этом незамеченным" (Бюффон)

"Кенэ был философом при дворе, который, живя в уединении, не знал ни страны ни ее обитателей" (д'Аламбер)

МЕЦЕНАТ. ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ

"Судьба заставляла меня перебегать от короля к королю, хотя я боготворил свободу" (Вольтер)

"Чего бы только не отдала всякая [светская дама], чтобы иметь Де Квинси у себя в коробочке и вынимать его оттуда для бесед"

"Никто в Париже не вылезет к славе, если его не начинает делать тот или иной торговец" (Маяковский)

НАСТРОЙ НА РАБОТУ. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА РАБОТЕ

"Нужно всегда избегать труда и заниматься только тем, что тебе нравится" (Россини)

"Хорошее самочувствие возможно для меня только в полном одиночестве" (Карлейль)

"В ту минуту, когда я почувствую, что внутренности мои не дрожат более, я кину перо, хотя бы пришлось умереть" (Салтыков-Щедрин)

"Я вроде батареи: сам по себе не загораюсь. Мне нужно для зарядки постоянно тереться о чужие мысли" (Рэндольф Борн)

"Ведь этак я петухом запою, [если] все работать, надо дать отдых и голове" (Островский)

"Пока не могу приняться ни за какую работу, а этой силы произвольно дать себе не могу" (Жуковский)

"Ничто так не возбуждает вдохновение, как необходимость, как присутствие переписчиков, ожидающих вашу работу или как нажим стесненного обстоятельствами импресарио" (Россини)

НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВА И ПИСАТЕЛЬ

"Я ввел философию в поучительные беседы с пирушками" (Эразм Роттердамский)

"Ньютон, Кеплер, Галилей... открыли целые сокровища новому Вергилию" (А. Шенье)

"Неужели Расин думает, что если он пишет дивные стихи, он все знает" (Людовик XIV)

"От философии я перешел к элементарной геометрии, но никогда не поднялся в этой области выше. Недостаток памяти заставлял меня много раз возвращаться к началу и снова повторять все пройденное. Евклид был мне не по вкусу. Он гонится более за цепью доводов, нежели за связностью идей" (Руссо)

"Художники 'понимают' философию на свой лад -- эмоциональный" (Т. Манн)

"Добряк Стенон, обратившись к богу, из великого ученого превратился в посредственного богослова" (Лейбниц)

"Я люблю всех их девятерых. Нужно искать счастья у возможно большего числа муз" (Вольтер)

НАХОЖДЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ СТЕЗИ

"Ко всем великим открытиям приводило не господствующее направление в науке, а диссидентство, своего рода еретизм" (Е. Федоров)

"В молодости я писал что ни попало, были бы только бумага и чернила" (Крылов)

"Пушкин непременно хочет иметь не один талант Байрона, но и бурные качества его" (А. И. Тургенев)

"Я еще не играю никакой роли в жизни и трачу время на то, чтобы зарисовывать собственные фантазии" (Гете)

"Когда я стал взрослым, мне захотелось вернуться в детство. Выход был один: стать детским писателем" (Нестайко)

"В музыке я искал естественности и непосредственности. Умение удивлять и поражать мне претит" (Россини)

"Немцы советуют мне писать, как Гайдн или Моцарт. Но я, даже если бы лез из кожи вон, был бы никудышным Гайдном или скверным Моцартом" (Россини)

ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ МАСТЕРСТВУ

"У писателя только и есть один учитель -- сами читатели" (Гоголь)

"Копиист Рубенса столько де может достичь уровня Рубенса, как и переписчик Мильтона уровня 'Потерянного рая'" (Хогарт)

"Учить стилю -- бесцельное занятие. Грамматика -- средство, а не цель. Мы должны учиться мыслить на языке" (Налбадян)

"В гимназии я ударился во фразерство: что ни прочту, обязательно подражаю" (Некрасов)

"Наставления по написанию стиха и прозы -- полная чушь" (Маяковский)

"Для поэта пагубно размышлять и не учиться, учиться, но не размышлять" (Конфуций)

"Консерваторию нужно рассматривать не как колыбель гениев (производить их может только господь бог), а как артистический питомник и поле для необходимого соревнования" (Россини)

"Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного, как бы ни была приманчива его внешность, только блестит" (Пирогов)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И ПИСАТЕЛЬ. PUBLIC IMAGE

"Как человека, забудь меня частного, а как поэта суди" (обращение Некрасова к родине)

"Невозможно быть в стороне от общества" (Аргези)

"Я слишком уж позволяю миру морочить мне голову, слишком много вовлечен в текущее, словно мне предстоит еще долгая жизнь" (Томас Манн)

"Я в том и нахожу удовлетворение, чтобы вопреки напору общественного удерживать сосредоточенность зубами и ногтями"  (Томас Манн)

"Я не политик, я просто свободный человек" (Гюго)

"Современные жизненные перевороты (1861)... отвлекают от медленных умственных трудов и успехов" (Даль)

"Советская поэзия не должна, не может, не смеет быть аполитичной" (Маяковский)

"Политика в такой земле, где общее мнение покорно деятельной власти правительства, не может иметь привлекательность для умов, она питает одно любопытство" (Жуковский)

"Наши ходят на мой курс по славянским литературам, но для того, чтобы узнать, какой я партии: аристократ или демократ? И сердятся, что я не говорю им о политике" (Мицкевич)

"У детей есть учителя, которые наставляют их, а у взрослых -- поэт" (Аристофан)

"Я задал себе вопрос: предположим, что все мои желания осуществятся, что все изменения в области правовых институтов и человеческих мнений, о которых я мечтаю, действительно произойдут в настоящий момент, -- будет ли это для меня истинным счастьем и радостью? И внутренний голос тотчас же, без малейших колебаний, ответил мне: нет" (Милль)

"Какое мне дело до мировой истории, пока она позволяет мне жить и работать" (Томас Манн)

"Фракционность -- это такая страсть, которая после фанатизма сильнее всего разрушает мораль" (Юм)

ОПЛАТА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА

"Не тщеславие меня точит, а желание хоть несколько почувствовать себя вне вечного кошмара -- заботы о рубле" (Гославский)

"Литература русская ходит по миру с клюкой и сумою: плохая пожива с нее" (Карамзин)

"За 9, даже 11 лет я не заработал ни пенни тем, что считал своей профессией" (Голсуорси)

"Вам платят мало, потому что вы пишете небескорыстно; успешно только то, что самоцельно" (К. Чуковский)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА

"Я до тех пор читаю мои новые стихи, пока не причитаются. Тогда их поправляю, либо вовсе переменяю" (Крылов)

"Я могу работать только поутру, когда гримасы повседневности еще не занимают моего внимания" (Гете)

"Я пишу и думаю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я подхожу к сцене, требующей вдохновения, я или выжидаю или перескакиваю через нее" (Пушкин)

"Пушкин тщательно берег свои рукописи не только неизданные, но и черновые"

"Я изо всех сил стремился сосредоточить весь свой жизненный опыт в произведении размером с булавочную головку, а именно это, как я пытался уже объяснить, движет художником" (Фолкнер)

"'Словарь' не дает мне браться ни за какую иную работу... Все свободное время ему" (Даль)

"Жизнь [моя] текла, как она идет у всех рабочих вообще -- неделя за делом, а там отдых в кружке приятелей" (Сеченов)

ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ

"Пьеса на бумаге ничто. [Писатель] все роли должен писать для актеров, которые их будут играть (Гете)

"Помощников в отделке словаря найти очень трудно... да и требовать этого нельзя. Надо отдать целые годы своей жизни работе не на себя как батрак" (Даль)

"Бумагу, перо, чернила и бодрствование по ночам я ставлю выше сна и отдыха. Более того, если я не пишу, всегда мучаюсь и слабею -- бездействие меня утомляет, а в труде я отдыхаю. Когда, зарывшись в листы пергамента, я заставляю трудиться глаза и пальцы, то не чувствую ни холода, ни тепла, мне кажется, будто лежу в мягчайшем пуху, и, только когда в силу необходимости вынужден оторваться, начинаю чувствовать усталость" (Петрарка)
"Играть было легко, потому что на сцене нам было безумно весело" (Л. Оливье)

"Писателю нужно выработать в себе качества постоянного, стопроцентного эгоиста, доя которого не существует ничего, кроме его притязаний" (Г. Ибсен)

"Из-за дурного отзыва в статье Гюго приходил в бешенство. Себя он считал будто облеченным высокими полномочиями"

"Шиллер как властелин обращается с языком, когда пишет, и приходит в ступор от простейших слов, когда говорит" (Шеллинг)

"Стихи в исполнении Л. Оливье вместо белых становятся бесцветными... но это  Ромео волнует больше всех, которых я когда-либо видел" (критик)

"Даже когда нужно встать у балкона, Оливье выбирает такую неотразимую позу, где все страсть. Я же был поглощен тем, чтобы передать поэзию... но сам оставался холоден как лед" (Гилгуд)

ОТДЕЛКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

"Если я не кончу 'Собственника' сейчас, я не кончу его никогда. Книга умерла во мне" (Голсуорси)

"В корректуре поправляется гораздо лучше, чем в рукописи" (Жуковский)

ПИСАТЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИИ

"Вся моя деятельность должна ограничиться авторством, а служба меня совсем не прельщает. Вот тебе план моего воздушного замка" (Жуковский)

"Писатель -- это человек, решительно непригодный к какой-либо добропорядочной деятельности" (Томас Манн)

"Если бы вы знали, как неудобно заниматься литературой мелкому губернскому чиновнику" (Писемский)

"Не могу быть поэтом на досуге. Могу им быть только исключительно посвятив себя музам" (Жуковский)

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

"Бедный Смит скорее предан, чем переведен [tradotorre -- tradittore] (Морелли)

ПРИЗВАНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

"Я не был бы поэтом, если бы не испытывал звучного многообразия жизни (Гете)

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ

"Он подмечал все -- игру ветра в ветвях березы, облака на закате, оттенки с гортензией. И все с немыслимой полнотой и точностью" (жена о Гессе)

"Мое дело говорить живыми образами, а не рассуждениями о жизни" (Гоголь)

"Когда занимаешься искусством, о страдании не может быть и речи" (Гете)

"Я любопытствовал обо всем на свете" (Дефо)

"Я не могу ограничиться спекулятивными представлениями. Для каждой фразы я ищу зрительный образ" (Гете)

"Шиллер всегда видел предмет только с внешней стороны. Проследить за внутренним развитием было не его делом" (Гете)

"Poetry must resist the intelligence almost successfully" (Stevens)

ПРОТОТИП И ТИП

"Люди, которых я себе представляла, были гораздо реальнее тех, что меня окружали" (А. Кристи)

"От самокопания воздержусь, потому что биографичность только все углубляет и преувеличивает" (Т. Манн)

ПСИХОТИПЫ ПИСАТЕЛЬСКИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ

Писатель хочет не просто сравняться с современниками. Он даже хочет не просто сравняться с Шекспиром, он хочет превзойти его" (Фолкнер)

"Холодно и объективно он созерцает окружающее и помешан на себе (Людвиг о Гете)

"Создавать себе врагов и спорить с ними -- вот потребность его души" (Кнебель о Гете)

"Берусь писать хвалу -- все рифмы убегают,
Но чуть начну бранить -- и нет от них отбоя,
Вот тут я становлюсь поэтом и собою" (Буало)

"Я сочиняю потому, что не могу не сочинять" (Россини)

"В сущности Пушкин обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел" (М. Волконская)

"Я спешу, я много работаю. Я нетерпелив" (Золя)

"Грустное, тоскливое чувство овладевает мною всякий раз, как пройдут первые порывы радости по возвращении на родину. И чем далее бежит время среди обыденной жизни, тем более и более растет эта тоска, словно в далеких пустынях Азии покинуто что-нибудь незабвенное, дорогое, чего не найти в Европе. Да, в тех пустынях действительно имеется исключительное благо - свобода,- правда, дикая, но зато ничем не стесняемая, почти абсолютная" (Пржевальский)

ПУТЬ В ПИСАТЕЛИ

"Отцу обязан ростом я,
Серьезной в жизни цели.
От матушки любовь моя
К забавам и веселью" (Гете)

"Уметь хотеть большое дело. Если он умеет совершать, он многого достигнет" (Россини о Вагнере)

"Чтобы сделаться поэтом, нужно быть либо влюбленным, либо несчастным" (Байрон)

"Я был молод - я жаждал славы". (Лавуазье)

"Если вас не пускают в литературу, то вы хотя бы надерзили" (Распутин)

"Мои книги возникли свободно из необходимости и удовольствия ради, а успех был лишь приятным дополнением" (Томас Манн)

ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ

"Мне тогда было восемнадцать лет, и мне казалось, что и всем кругом по восемнадцать" (Тагор)

"Вы вышли на заре и заорали что есть силы-мочи. А день-то велик. Хватит ли вас?" (Горький Маяковскому)

"Забуду ли тот нелепый восторг, когда я бегал, высунув язык, когда увидел напечатанным свое стихотворение" (Некрасов)

"До чего же трудно сделать из себя то, для чего ты создан, и подняться на уровень своих намерений (Т. Манн)

"В жизни нам слишком часто мешают ложные тенденции и что ложность таковых мы начинаем понимать, только окончательно от них освободившись" (Гете со слов Эккермана)

"Когда эпический писатель начинает смотреть на вещи с точки зрения технического или мифического -- это важнейший перелом в его жизни" (Томас Манн)

"В 47 лет человек завершает свое развитие. Его задача отныне воплощать достигнутое во все новых образах" (Шиллер)

"Оставляя сделанное потомкам, ухожу от него, и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу" (Маяковский)

"Я свято верю, что достаточно мне заговорить о себе, чтобы заговорила эпоха" (Томас Манн)

"Я устал писать, а еще более этого -- жить" (Писемский)

РЕДАКТОР

"'Современник' не будет холопом своих сотрудников. Начнешь вникать, кто кому друг, и зайдешь черти куда" (Некрасов)

"Благодаря литературным агентствам и роботам, мы избавились от постыдной зависимости от авторов" (Россия, нач XXI века, редакционный юмор)

РЕФЛЕКСИЯ ПИСАТЕЛЯ О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

"Славно знать, что, покинув землю, оставишь после себя что-то, но еще лучше -- создать вещь, чтобы, умирая, ею любоваться" (Фолкнер)

"Какое это большое несчастье -- слишком много думать (де Костер)

"Мне лично ничего не было нужно, и я в научных занятиях получал не только удовольствие, но истинное счастье, доводившее до минут восторга" (Е. Федоров)

РОЛЬ ВЫМЫСЛА И СТИМУЛА

"Жизнь остается для меня мучением... И надо думать, она даст мне повод поэтому для нескольких хороших книжек" (Томас Манн)

"У меня светлых мыслей наиболее тогда, когда их надо импровизировать в выражение или дополнение чужих мыслей" (Жуковский)

РОЛЬ ПЛАНА

"Un roman nait, d'une facon en quelque sorte necessaire, avec tous les chapitres" (Гюго)

"План поэмы "посеян в моем воображении, а созреет только тогда, когда будет напитан материалом" (Жуковский)

САМООБРАЗОВАНИЕ ПИСАТЕЛЯ

"Учиться -- для меня такое наслаждение, что я принужден употребить насилие над собой, чтобы засадить себя за трактат, который, однако, я обещаю вам окончить к началу 1633 года, чтобы этим обещанием принудить себя писать" (Декарт)

"Нахожу даже удовольствие в том, чтобы наизусть учить примеры из латинского синтаксиса" (Жуковский)

СЛАВА -- УСПЕХ -- ПОПУЛЯРНОСТЬ -- ПРИЗНАНИЕ

"На всяком юбилее неизбежна склонность к преувеличениям и к прикрасам. [Так что] нет охоты стоять с красными ушами" (Столетов)

"Я вполне счастлив, -- пишет Беранже в 1810 году, -- мои литературные претензии ограничиваются песнями или, по крайней мере, попытки в других родах до того сохраняются мною в секрете, что я остаюсь вполне неизвестным. Дело в том, что я не печатаю даже песен, какие бы похвалы ни вызывали они у моих друзей, в особенности у Арно"

СООБЩЕСТВА ЛИТЕРАТУРНЫЕ

"'Союз писателей' не что иное как колхоз" (Пришвин)

"Мы объединились, чтобы хохотать во все горло... До тех пор, пока мы оставались только буффонами общество ("Арзамас") жило. Как только мы стали серьезными, оно умерло" (Жуковский)

"Был я на двух т. н. вечерах у Даля... Нет веселости, свободы, теплоты. Собираются люди чиновные, неглупые, но убитые службой" (Самарин)

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ. ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

"Майков одинаково несвободен, о чем бы он ни писал, потому что пишет по заказу. Свобода полагается в поэзии в том, чтобы не стеснять своего дарования" (Чернышевский)

"Стихотворцу не нужно иметь в виду непосредственное образование добродетелей... но воспитание нравственного чувства" (Жуковский)

"Мои книги читаются потому, что они актуальны" (Фейхтвангер)

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ. МАТЕРИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

"Быть свободным человеком в мире рабов -- веселого в этом мало" (Борн)

"Только теперь, идя по улице, я смело смотрю всем в глаза, потому что знаю, что делаю дело. А прежде что? Кто же у нас стихи считает делом!" (Никитин)

"Непростительно Шеллингу вопреки профессорским обязанностям так долго не печатать ни странички"

СТИЛЬ. РАБОТА НАД СТИЛЕМ

"Перевод по словарю не удовлетворяет ни чувство ни мысль" (Даль)"

"Языком грубым и необразованным писать нельзя" (Даль)"

"Мысль всегда должна укладываться в четкие рамки строфы" (Гюго)

"Перечитывайте ваши писульки, и, если найдете совершенные абзацы, вычеркивайте их" (из наставления китайской поэтики)

"Где бы можно было найти человека, забывшего слова настолько, чтобы с ним можно было поговорить" (Чжуанцзы)

"Какова бы ни была вещь, есть только одно существительное, чтобы ее назвать, один глагол, чтобы обозначит ее действие, одно прилагательное, чтобы ее определить" (Мопассан)

"Если слова нет в лексиконе русского литературного языка, его не должно быть в лексиконе переводчика" (Н. Галь)

"Я презираю словарь Академии. Я сам автор, а, значит, мне плевать на Изиду" (Гюго)

"При объяснении... избегались сухие и бесплодные определения порождения школярства, потеха зазнавшейся учености... отвлекающей от дела высокопарной отвлеченностью"

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

"Композиторы, которые работают ради куска хлеба, чтобы хоть как-то продержаться, вынуждены изобретать новые формы" (Россини)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ОСОБЕННОСТИ

"Метафоры нужно давить как клопов" (Флобер)

"Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного движения, ни одного замечания, изобличающих автора" (Флобер)

"Если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой, можно повеситься от нетерпения" (С. Джонсон)

"Вы хотите и умеете изображать человека таким, каким он представляется вашим глазам,- говорила я ему, -- хорошо! А я стремлюсь изобразить человека таким, каким мне хочется, чтобы он был, каким, по моему мнению, он должен быть" (Ж. Санд)

"Чем старше я становлюсь, тем бОльший чувствую отврат к театрально-риторическому, условному" (Дюрренматт)

"Разве кто-нибудь поет, когда умирает? Опера есть условность от начала до конца" (Россини)

"Виктор Гюго доказал, что скудность художественных средств не является препятствием для гения, как и их обилие преимуществом для посредственности" (Сен-Санс)

"Multitudo remediorum est filia ignorantiae" (Ф. Бэкон)

"Идея воплощена и там, где нет штрихов" (Ци Бай-ши)

"В иронии все должно быть в шутку, и все должно быть всерьез" (Ф. Шлегель)

"Сюжетов Даль не умел придумывать. Язык же от непременного желания казаться народным, нередко сложен и затейлив"

"Немецкий комизм нужно понять умом. А потом уже смешно станет" (Островский)

"Глядя на Д. дю Морье, казалось, что достаточно говорить так, как говорят в жизни. На самом деле его простота было тщательно выработанной и прекрасно отрепетированной иллюзией" (Л. Оливье)

"Играйте крайности. Только глупец держится середины" (Гете)

"Пусть лучше русский человек радуется жизни, чем тоскует, видя себя на сцене. Исправители найдутся и без нас" (Островский)

ЦЕНЗУРА. СВОБОДА СЛОВА. АВТОРСКОЕ ПРАВО

"Кончивши [поэму "Несчастные"], начну ее портить; может, и пройдет, если вставить несколько верноподданческих стихов" (Некрасов)

"Я начинал свою жизнь со встречи с цензорскими ножницами и кончаю ее тем же" (Некрасов)

ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ

"Вы не умеете выступать перед народом? Тогда из вас никогда не получится хорошего советского писателя" (Ленин)

"Если бы у казахов была бы читающая публика, Валиханов был бы вторым Гейне" (Потанин)

"Не обманываю ли я читателя, не зная, как ответить на важнейшие вопросы?" (Чехов)

"Единственное отношение к публике, в котором никогда не раскаешься, - это война" (Шиллер)

"Читатель привязывается к писателю как личности, любит его или возмущается им, он чувствует, что перед ним живое лицо, а не мертвое орудие" (Жорж Санд)

"Мой судия -- читатель-гражданин. Лишь в суд его храню я слепую веру" (Некрасов)

"Все творчество Жуковского -- это творчество для немногих" (Гоголь)

"Как будет народ читать 'Одиссею'?" (Белинский)

"Мы решили донести Шекспира до 20 млн зрителей, пожертвовав мнением 2 тыс знатоков его творчеста" (Л. Оливье)

"Я пишу оперы только для детей. От 20 до 80 лет" (Россини)

"В опере Россини звучит музыка, которую мы носим в наших сердцах, но не умеем выразить" (из рецензии)

"Il ne faut pas louer La Fontain, il faut le lire, le relire et le relire encore" (Лагарп)

ЧТЕНИЕ ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

"Читая книги, я как на оселке правлю свой язык" (Солоухин)

"Вольтеры, мольеры, расины не научат нас писать по-русски (Шишков), но научат мыслить" (добавлял Жуковский)

"Я всегда лечился у классиков. Два раза в неделю я принимал Бетховена, четыре раза -- Гайдна, и каждый день Моцарта" (Россини)

"Есть много людей, которые прочли Конфуция и ничуть не изменились. Они выучили пару фраз и этим довольны" (Чэн И)

"Есть такие, которые прочли Конфуция и пускаются в пляс" (Чэн И)

"Учитесь, читайте все. Не опасайтесь возгордиться: чем больше вы будете узнавать, тем яснее увидите, сколько вам еще недостает до полного знания. Читайте поэтов: они все религиозны. Не бойтесь философов, они бессильны против веры. Если они заронят в вас какое-либо сомнение, поколеблют вашу веру, закройте их жалкие книги, прочтите две-три главы Евангелия, и вы почувствуете, что вы умнее всех этих умников" (совет аббата юной Ж. Санд)

ЧТЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЕ. ПИСАТЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ

"Словарь -- единственная книга, достойная чтения поэта" (Готье)

"Не могу уже читать -- значит, умираю" (Кантемир)

"Болен я жадностью к книгам. У меня их гораздо больше, чем мне это необходимо, но с книгами то же, что и с другими вещами: каждое приобретение лишь усиливает мою ненасытность" (Петрарка)

"Я больше читатель, чем писатель" (Жан-Поль)

"У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я будто смотрю в бездну" (Пушкин)