Станислав Гончаров В гостях у Георгия Костаки 1965

Артём Киракосов
Станислав Гончаров «В гостях у коллекционера (Георгий) Костаки», 1965 | 1966


«В гостях у коллекционера (Георгия) Костаки», 1965 / 1966, крупнозернистый холст на глухом авторском подрамнике, масло, растворители, щетинные кисти, в грубой авторской обкладке, реставрация, 87,0 х 88,0 х 03,5 см (автором указан размер полотна "87х87"), 93,0 х 93,5 х 04,0 см -- общий размер произведения в авторской обкладке, "Г.С. 532" -- каталожный номер Фонда Станислава Гончарова, составитель -- Татьяна Гончарова, жена художника, частное собрание <...> -- одно из самых стильных, ключевых, знаковых и лучших произведений \ полотен живописи 25-летнего молодого Гончарова, а, может быть, и не только молодого, а вообще, в котором он (на мой вкус) предстаёт нам уже полностью сформировавшимся \ сложившимся, со своим уникальным композиционным, пластическим, колористическим и атмосферным подходом \ мышлением, оригинальным мастером; но эта, совсем отнюдь не впечатляющая размерами картина, -- а что важно Гончарову, поскольку он -- человек масштаба, крутого помеса и хвата, замаха, размера, хоть и лирик, но будущий монументалист, мыслящий локально, лапидарно, брутально, плакатно, -- имеет, безусловно, ещё и важнейшее историческое значение, свойство документа: на ней, помимо отлично, отчётливо узнаваемых гостей уютного Дома Костаки, молодых художников Юга России из Ставрополя, самого Станислава Гончарова, опустившего мечтательно склонённую голову в обе свои ладони и с влюблённым вниманием внимающего, не отводя взора, эротично возлежащей, чуть ли не в мифологически античном "Золотом дожде", словно Даная, на переднем плане сверстнице Гончарова и Соколенко, средней дочи Костаки, беседующей с отцом, наверняка, о сути искусства и смысле жить, и, возможно, скорее, возражающей ему, Алике (1939 г.р.), -- ныне: греческий галерист, искусствовед, член совета директоров Музея современного искусства в Салониках, -- друга Станислава Гончарова, курящего левшу, высокого, сухощавого, курносого Алексея Соколенко, -- ба: да узнаётся и сам многознаемый интерьер Дома Костаки (с конца 1962: Москва, Ленинский проспект, 13), обстановка мебели и даже чашки, фотодокументированные самим временем и его численными свидетелями! -- видим писанного чрезвычайно узнаваемо, хорошо считываемого характером и самого легендарного, известнейшего, крупнейшего коллекционера Русского Авангарда и (хотел написать "советских", но приделал приставку "анти-") художников-нонконформистов Георгия Дионисовича Костаки, а также всеобщего любимчика семьи и завсегдатаев Дома, гостей, пса "Рыжего", запечатлённого в истории помимо Гончаровым также ещё и на знаковом фото Игоря Пальмина в 1970-ом; ну кто из великих художников-нонконформистов широченного круга Дома Костаки написал столь убедительно и так похожим, узнаваемо, легенду отечественного коллекционирования, Георгия Костаки, его дочь Алику и его любимейшего пса, будто точно сшедшего с известной документальной фотографии Игоря Пальмина «Георгий Костаки и его пёс Рыжий» (Фонд Игоря Пальмина, хранение: Архив Музея современного искусства «Гараж»)?


лето 2015 ~ 2022 лето
Артём Киракосов, художник-реставратор
Дом-музей-мастерская Станислава Гончарова, Данилово \\ Мураново

АвтоТекст:
http://proza.ru/2022/08/18/275
ФотоАльбом № 1411 от 17 08 2022:
https://vk.com/album15993373_288298621
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_49664