Часть 1. Глава 24. Пять правил для родителей...

Ася Котляр
Пять правил для родителей и детей

1 марта 2014 года

Итак, я дарю вам два золотых правила, как унять бурю в семье.
Представьте себе ситуацию: ваш ребёнок набедокурил, вы ужасно злы на него. В доме крик, скандал, разборки.
Как остановить и остановиться, если происходящее между вами напоминает воронку: затягивает всё глубже и глубже.
И тогда я придумала несколько правил, которые мы, обсудив на семейном совете, записали, подписались и повесили на самом видном месте: на кухне.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ПРАВИЛО ПРОТЯНУТОЙ РУКИ.
Когда происходит ссора, кто-то из нас, кто первый вспоминает правило "ПРОТЯНУТОЙ РУКИ", протягивает руку. Второй участник НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОТКАЗАТЬСЯ ПОЖАТЬ ЕЁ. Эти три слова "НЕ ИМЕЕТ ПРАВА" оказались самыми важными для нас всех. В каком бы состоянии мы с Даником ни были, мы должны были ответить на протянутую руку, и совсем неважно, кто первым её протянет.

Представьте себе: критическая ситуация, Данька кричит, ругается, плачет. И повод какой-нибудь пустячный: например, он не собрал портфель в школу, и я знаю, что утром, в суматохе, он обязательно что-нибудь забудет. Я нервничаю, а мой мальчик в этот момент смотрит кино, играет во что-то, в общем, отдыхает. Но мне нужно, чтобы он собрал портфель немедленно! Чуть ниже расскажу, что делать с этим "немедленно". Начинается «концерт»: я завожусь, вмешивается папа и наступает точка невозврата. Кто-то должен остановиться и протянуть руку. Остальные должны пожать, хотят они этого или нет. Происходит чудо, поверьте! Важно, чтобы у кого-то сработала память, потому что не так сложно протянуть руку, как сложно вспомнить об этом в момент накала страстей.
Обычно у нас об этом вспоминал Даня. Порой я, рассерженная и расстроенная, не хочу отвечать ему рукопожатием, но смотрю в его заплаканные, злые глаза и вспоминаю: Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА НЕ ОТВЕТИТЬ! И я беру его ладошку в свою руку... И тут происходит чудо: я чувствую его тепло, его боль, его непонимание происходящего. Это рукопожатие, как тёплый, летний ветерок, окутывает нас обоих и вместо злобы, боли и обиды приходит любовь. Конечно, она никуда и не уходила, но иногда она несмело отступает под натиском обстоятельств. Её просто нужно вернуть и рукопожатие выступает в качестве инструмента для возвращения любви, нежности, теплоты. И, пока всё свежо, сразу вступает в силу второе правило.
И , тогда возникает второе правило.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. ОБНИМАШКИ.
ПРИЖИМАЮ К СЕБЕ РЕБЕНКА, И,КРЕПКО ОБНЯВШИСЬ, МЫ ПОКАЧИВАЕМСЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ. Ничего говорить не нужно, только молчать и качаться. Это действо имеет прямо-таки волшебную силу: ребенок в объятиях матери чувствует себя как тогда, когда он был в её чреве. Причем, это ощущает и мама тоже. Сколько стоять? Послушайте своё сердце - оно подскажет лучше, чем разум. Мы с Даником могли простоять и три минуты. Попробуйте, дорогие родители, и вы получите несказанную радость.

Да, сделать это бывает сложно, когда одержатель шепчет «Убей его!».
Включаем вовремя память, друзья! Главное – вспомнить!

Я дарю вам третий инструмент.

ПРАВИЛО ВТРЕТЬЕ: ПРАВИЛО ОБНУЛЕНИЯ.
Ребёнок имеет право на выражение своих негативных эмоций. Взрослые же позволяют себе это - так почему же детям нельзя? Но он чётко должен знать, что когда отплачет своё и подойдёт к вам - вы примете его с любовью, на какую способны родители. И скажите, что вы всегда поможете ему во всём, что будете рядом, когда ему будет трудно. И так каждый раз: начинайте "с нуля". 
Что это даёт? "Обнуление" убирает СТРАХ у ребёнка быть непринятым после какого-то проступка. "Обнуление" даёт понять ребёнку, что ни один плохой поступок не убьёт в родителях ВЕРУ в него. И, что самое главное, на мой взгляд, "обнуление" даёт вам вспомнить, что это поступок плохой, но ваш ребёнок по своей сути очень хороший.

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ: РИСУЕМ ЛИНИЮ ДНЯ
Это обыкновенный анализ дня ребёнка. Диаграмма. Но ваш ребёнок ещё не умеет строить математические диаграммы, а эту он будет строить с удовольствием.
Вечером, когда ваш ребёнок ложится спать, сядьте к нему на кровать и попросите его рукой в воздухе нарисовать, как прошёл его день. Так делали мы с Даником.
Например, утро. Даня не любит вставать и его рука опускается вниз.
Школа. Рука опускается ещё ниже.
Он получил десятку по чтению: рука взлетает вверх.
Подрался в другом - рука вниз.
Тренировка - рука взмывает вверх (Даня любит спорт)
Свободное время, отдых - рука вместе с Даней подпрыгивает до потолка.
Ссора со мной - рука опускается до пола.
Примирение - рука поднимается высоко.

Следите за лицом ребёнка: оно отражает все эмоции, связанные с происходящим за день.
Никогда не позволяйте ребёнку заснуть, не простив его. Обнимите, приласкайте, скажите, как вы любите, как вам было жаль его сегодня, как разрывалась ваша душа, когда он плакал...  Поделитесь с ним своими ожиданиями. Произнесите вслух, каким бы вы хотели его видеть...
И через какое-то время вы увидите перемены и в нём, и в себе, любимой.
И, когда ваш ребёнок успокоился и заснул счастливым, настало времени для пятого правила.

Это правило не моё - я позаимствовала его у Любавичского ребе, Менахема-Мендла Шнеерсона.


ПРАВИЛО ПЯТОЕ. «КАЖДЫЙ ДЕНЬ УДЕЛЯЙТЕ ПОЛЧАСА МЫСЛЯМ О СВОИХ ДЕТЯХ, О ТОМ, К ЧЕМУ ОНИ СТРЕМЯТСЯ. ПОТОМ ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТО МОЖЕТЕ ДЛЯ НИХ. А ПОТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ...»
Да, у нас огромная нехватка времени, мы вечно куда-то бежим, в наших сутках, порой, двадцать пять и двадцать шесть часов. Но когда мы приняли решение быть родителями, мы знали: большую часть времени будут занимать мысли о ребёнке. Потом нам, почему-то, кажется, что есть много более важных дел, и мы думаем о том, сыт ли наш ребёнок, какие отметки он получил, в какую секцию отдать его, чтобы не болтался  без дела. Да мало ли, о чём мы думаем, забывая, что думать о ребёнке - это в первую очередь думать о его душе, о том стержне, который мы должны взрастить, о его взрослении, о больших страстях, бушующих в этом маленьком, пока, теле.


Друзья, прошу вас: не подумайте, что я занимаюсь нравоучениями. Я делюсь тем, что помогло мне выжить, когда я готова была умереть от бессилия перед неопределенностью и безысходностью в отношении нашего младшего сына. Либо примите их в свою жизнь, либо отбросьте за ненадобностью и ищите свои правила.

Продолжение: http://proza.ru/2021/08/17/492