Ч. 42. 2. Мебельная империя Рёнтгенов

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/09/16/1325

В Малиновой Столбовой я показываю секретер работы знаменитого немецкого мастера -мебельщика Абрахама Рёнтгена. Рассказать о нём не всегда возможно из-за нехватки времени. Но отец и сын Рёнтгены, основавшие свою мебельную империю, заслуживают более подробного рассказа. Эти великие мастера создавали шедевры и перевернули в ХVIII веке все стандартные представления об изготовлении мебели. 

Абрахам Рёнтген и его сын Дэвид проявили себя как лучшие краснодеревщики XVIII века. Их работы ныне считаются шедеврами декоративно-прикладного искусства. Великолепные образцы мебели Рёнтгенов можно увидеть в самых престижных музеях мира, включая Эрмитаж, Лувр, Версаль, и в дворцах царствовавших особ.  
   
Абрахам Рёнтген (1711-1793 гг.) родился в немецком городе Мюльхайм-на-Рейне. Столярному делу учился у своего отца. В 20 лет, будучи подмастерьем, уехал обучаться у признанных мастеров - сначала в Голландию, позже в Лондон, где находился под влиянием знаменитого английского мастера Томаса Чиппендейла. Добившись профессионального успеха, вернулся в Германию в 1742 году и открыл свою мастерскую.

В 1753 году Абрахам Рёнтген переселился с семьёй в Нойвид (Neuwied), около города Кобленц (Koblenz), где основал мебельную фабрику. Успех пришёл быстро. 
Рёнтген поставлял свои изделия почти во все княжества между Кёльном и Баденом. Знатные клиенты приобретали большими партиями то, что называлось "Мебель Нойвида".

Иоганн Каспар Гёте, отец знаменитого немецкого поэта, следуя своей страсти к коллекционированию изящных предметов, заказал у Абрахама вишнёвые ореховые кресла и две скульптурные ореховые консоли с виртуозной резьбой.

Среди покупателей Рёнтгена был сам архиепископ и курфюрст Священной Римской Империи в Трире граф Йоганн Филипп фон Вальдердорф (1701-1768 гг.).

Сын и ученик Абрахама, Дэвид Рёнтген (1743-1807), работал в мастерской с малых лет, как тогда было принято в семьях ремесленников. Дэвид изучал ремесло в мастерской отца, отцовский бизнес унаследовал в 1772 году.

В начале 1770-х годов молодой Рёнтген создал в Нойвиде совершенно невиданное предприятие с филиалами в Берлине и Вене, которое в то время не имело себе равных в Европе. Здесь трудилось много талантливых мастеров. И среди них — талантливый механик Иоганн Кристиан Краузе, часовщик Питер Кинзинг.

Энергия и деловой подход сочетались в Дэвиде Рёнтгене с художественным талантом. Ему удалось создать подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. "Визитная карточка" мастера, по которой легко атрибутируются произведения его мастерской 1770-х годов, - так называемый "перистый рокайль" (нем. fedrigen Rokaillen) особо утончённого рисунка. 

Ранние изделия мастерской, выполненные в стиле рококо, отличались изящным рисунком маркетри* - декором наборного дерева, выполненным с особой тонкостью. В этой технике, изначально заимствованной у фламандских мастеров, работал сотрудничавший с Рёнтгеном рисовальщик и гравёр Януариус Цикк.

Предприимчивость Дэвида приобрела немыслимый размах: у него были заказчики по всей Германии. 
В это время самой могущественной державой в среде германской нации, расколотой на малые удельные княжества, была Пруссия. И именно с прусскими королевскими властями были установлены самые крепкие связи, которые продолжались в течение 30 лет. Дэвид Рёнтген посетил прусскую столицу и близлежащую королевскую резиденцию "Нойес Паласт" в Потсдаме более 20 раз.

В 1791 году, к большому удивлению его современников, краснодеревщик был награждён титулом Личного Советника Прусского Короля. Годом позже король и его окружение нанесли длительный официальный визит своему новому "дипломатическому агенту на территории Нижнего Рейна".

Мебель Рёнтгенов была не просто великолепной, она была гениальной. При лёгком повороте ключа ящички мягко открывались, демонстрируя тайные отсеки, особые секретные ящички, разные механические устройства. При открытии некоторых ящичков играла музыка. 
  
Дорогие породы дерева, латунь и золото, великолепная мозаика-маркетри, статуэтки и медальоны, возможно, не очень удивят знатоков рококо. Однако внутренняя автоматика может поразить даже современного человека: пружины, рычаги, блоки, тросы, противовесы, грузы, рельсы...  Многие изделия исправно работают по сей день.

Нажатием на кнопки, известные только владельцу и мастеру, поворотом ключа выдвигаются (порой по сложной траектории) многочисленные ящички самых разных форм и размеров, раскладываются столешницы, открываются дверцы. Ящики и боксы внезапно уезжают вглубь, поднимаются из-под столешниц, выныривают вслед за другими из глубины, проваливаются вниз, открывая стенки, за которыми расположены ниши. Количество мест хранения поражает воображение.

Обычный на первый взгляд столик лёгким движением руки превращается в туалетное зеркало. Но кроме него, есть ещё ящики! 
У нас в XXI веке часто ящики фабричных изделий заедает, дверцы перекашиваются. А изделия Рёнтгенов - это мануфактура XVIII века.

В августе 1774 года энергичный мастер отправляется работать в Париж и становится придворным поставщиком французского короля, членом Парижской корпорации эбенистов (ebeniste, от греч. ebenos - чёрное дерево). Так называли мастеров-мебельщиков высшей квалификации, работающих с дорогими породами тропического дерева.
В 1780 году Дэвида приняли в парижскую гильдию мебельщиков.

Под влиянием французского искусства Рёнтген постепенно переходит от рококо к неоклассицизму.

Интересна история одного изделия.
Самый знаменитый кабинет для письма (высотой 359 см) был изготовлен по одному проекту, но в трёх различных вариантах, и все три были проданы главным правителям Европы.

Кабинет для письма был оснащён точнейшими часами, музыкальными механизмами, ящички открывались от нажатия кнопки под музыку флейты, цимбал или курантов. Огромное количество потайных и явных отделений. Сейчас этот шедевр хранится в Государственном музее прикладного искусства в Берлине.

Первый экземпляр купил Карл Александр, герцог Лотарингский в 1776 году.

В 1778 г. Дэвид продал второй экземпляр самому Людовику XVI за 3000 или 3500 ливров. Эксперты говорят, что это был самый дорогостоящий отдельный предмет мебели, когда-либо оплаченный королями.

Существует предположение, что на покупку короля уговорила Мария-Антуанетта. При этом среднюю часть надстройки кабинета заменили на панель с маркетри и портретом самой королевы. Этот тонкий ход указывает на маркетинговый талант Дэвида Рёнтгена.  
Людовик купил ещё и комод, и всё его окружение бросилось к Дэвиду Рёнтгену, стремясь быть на пике моды. 

Третий кабинет в 1779 году приобрёл за баснословную цену будущий король Фридрих Вильгельм III. Но денег у него не хватило. Он оплатил  покупку частично, на несколько лет оставшись в должниках у мастера. 
Сейчас этот шедевр хранится в Государственном музее прикладного искусства в Берлине. 

*Термин "маркетри" пришел из французского языка (фр. marquetry от marque - размечать, сортировать, и try — дерево) - разновидность инкрустации, техника отделки поверхностей путём наклеивания декоративных элементов из шпона (тонкой фанеры) на деревянную основу.

Продолжение  http://proza.ru/2022/10/18/1413

Иллюстрация: портрет Дэвида Рёнтгена. 


P.S. Отвечаю на призыв уважаемого Владимира Врубеля. При публикации статьи не представляется возможным разместить несколько иллюстраций. А данный материал без демонстрации изображения предметов искусства, созданных талантливым мастером, становится обеднённым. Поэтому даю ссылку на материал, где можно увидеть многие предметы, созданные Дэвидом Рёнтгеном.
https://rinah-2.livejournal.com/28291.html


Обратите внимание: почти в конце этого материала есть иллюстрация, под которой подписано "Девушка, играющая на цимбалах."
Скорее всего, прообразом этой удивительной игрушки была сама королева Мария-Антуанетта, так как причёска и платье куклы были созданы такими же, как и у королевы. Робот был представлен в Версале в 1784 году, а в 1785 году  его приобрела королева Мария-Антуанетта. Играющая на цимбалах девушка-робот была верхом совершенства технологий роботостроения конца XVIII века. Мелодии, которые она исполняла, были написаны Кристофом Виллибальдом Глюком (Christoph Willibald Gluck). В изготовлении отдельных деталей для этого робота принимало участие около 100 мастеров. Игрушка действует и в наше время.