Декабристка 9. Потребительский бум

Лысенко Светлана
Ранее  http://proza.ru/2022/10/19/339

В Латвии было получше с книгами, одеждой, тканями, женскими украшениями, хрусталём. Особенно мы радовались новым интересным книгам. В Москве с ними было совсем плохо. Мы со Светой узнали время привоза в книжном магазине и приходили к этому часу. Латышей, главным образом, интересовали книги на их родном языке, а нас – на русском. Давали только по одной книге в руки. Их выкладывали на столе, покупатели стояли вокруг. Помню, как-то вынесли две чудесно проиллюстрированные книги Шекспира «Гамлет». Света стояла – с одной стороны стола, а я – с другой, и, как увидела Гамлета, так, буквально, дар речи потеряла. К этим книгам была ближе Света. Она взяла  себе экземпляр и посмотрела на меня, а я только глаза на книгу таращу, боюсь, что кто-то поддастся азарту и перехватит её у меня. Мне физически не достать её рукой. Света поняла мои страдания и взяла вторую книгу. Тут же на неё накинулись «стражи порядка» из окружения. Начался ор. Света им дерзко отвечала, что, может, у неё за углом стоит родственница, для которой она взяла книгу. Женщины успокоились только тогда, когда Света передала мне эту книгу.
Другой забавный случай помню. Света купила себе и мне хрустальные стаканы. Это был прессованный хрусталь. Я была довольна – в хозяйстве пригодится, посуда часто бьётся, но муж мой скривился – не настоящий! Света возмутилась и запомнила ему это. Когда мы к ним пришли в гости, всем Света поставила эти хрустальные стаканы, а мужу моему – простой гранёный. Муж сидит, улыбается, а Володя возмутился. Ругнул Свету и принёс ещё один хрустальный стакан – для моего мужа.
Из промышленных товаров мы, конечно, тоже там кое-что прикупили, тем более, что зарплата у военных была хорошая, да и форменной одеждой их государство обеспечивало, гражданская медленнее снашивалась, а, значит, и расходов меньше. Особенно меня порадовала покупка замшевого коричневого пиджака для мужа. Большая редкость в Москве. Перед отъездом мы занялись приобретением сувениров для родни и друзей. На это нужно было время, я просила Свету посидеть с дочерью. Света охотно соглашалась. Дочка, правда, нервничала, поэтому Свете было трудно с ней сидеть, и я старалась не увлекаться этими своими отлучками.
Света, конечно, тоже делала покупки, а перед отъездом, в связи с демобилизацией, у неё, вообще, «крышу снесло». Она скупала всё, что, как ей казалось, могло пригодиться в дальнейшей жизни. Появлялись целые штабеля каких-то альбомов, на Володе, моднике, я увидела зимнее пальто с каракулевым воротником. В таких пальто, кажется, стояли на мавзолее, или ходили в выходные дни на лесоповале. Помню, зашли с ней в обувной магазин, Света привычной рысью понеслась мимо прилавков, а я услышала ворчание продавщиц, что как эта женщина им надоела и как они её терпеть не могут. Бюджет Володи со Светой, похоже, напрягся. Как-то Света вместо батона купила половинку, отрезав лежащим рядом ножом. Продавщица стала возмущаться, что так не принято, что по половинкам продают только чёрный хлеб. А Света резонно возражала, почему бы не продавать по половинкам и белый? Был момент, когда Володя предложил моему мужу купить у него какой-то шарф, муж только немного в недоумении повёл бровью, как тот сделал вид, что и не было никакого шарфа. Но в долг они никогда не просили.

P.S. Света сторожит коляску с моей дочерью, пока я заношу домой сумки с продуктами. Фото сделал наш сосед.

Продолжение  http://proza.ru/2022/10/20/266