Русская дочь военнопленного немца -12

Валентина Петровна Юрьева
Судьба-12

Конкурс



Иван старался каждый день приходить к Николаю в столярку, чтобы учиться  делать окна. Учеником он оказался  смышлёным и добросовестным, поэтому к весне окна были готовы.

— Иван, окна мы с тобой сладили. А вот подоконники  ты проверил? А то  ставить окна начнёшь, а подоконники гнилыми окажутся. Вот  как степлеет, ты проверь подоконники.  Если они не годны, выписывай брус, будем делать — сообщил Николай..

— Понял, проверю обязательно — с готовностью ответил Иван.

— Ну, молодец! Если всё заменишь, окна простоят ещё столь же. Летом погляди у дома первые венцы, если прозеваешь, какой-то  просядет, дом перекосится. Надо во время заменить.
А там крышу переберёшь и, дом ещё тебя переживёт

— Понял, сделаю. А Мария не обещалась на майские? Там три дня выходных получается.

—Да она никогда не обещается, видно не знает, когда получится приехать.
Ну, ты тут доделывай, а я побегу в дом, внучку гляну. Пелагея в магазин ушла. Я вот следить должен. Дети, они ведь одиночества боятся, пугаются — он снял фартук, обмёл веником  обувь и поспешил в дом.

Оставаться одному в столярке Ивану не захотелось  и, убрав за собой рабочее место, Иван пошёл в дом Николая.
Входя  он услышал как дядя Коля разговаривает с внучкой.

— Ой, тю-тю-тю. Чего это мы так голосим? Мокрая, да? Сейчас пелёночки поменяем.
Ребёнок прислушался к голосу, замолчал, но ненадолго,  вскоре вновь раздался детский плач

Николай поспешил за пелёнкой
—Сейчас, сейчас, не реви, не реви Вот, тёпленькая.— он снял пелёнку с верёвки над печкой.
—Здесь я, здесь,— подбегая с пелёнкой к внучке, ласковым голосом говорил  Николай—поди уж проголодалась?  Что-то мне твоя бабушка не наказывала тебя кормить.

Словно обидевшись, от того, что кормить никто не собирается, малышка опять разревелась.
— Ну, не реви, не реви, накормлю, куда ж я денусь  — обернув пелёнкой под ручками и закутав ножки внучке, он вынес её на кухню.

— Дядь Коля, большая уже внучка -то. На Марию походит — глаза как у Марии, такие же чёрненькие— ласково улыбаясь, сказал Иван.

— Глаза то смениться могут. Такое дело. Ты, Ванюшка подсоби мне.  Достань-ка вон ту  чашку, и на стол поставь, и кастрюльку с печки тоже сыми и тоже на стол поставь.

— А давайте, я лучше девочку подержу. А вы возьмёте, что нужно, — предложил Иван.

— Сядь на стул, а я посажу её к тебе на колени, —попросил Николай.  Иван  тут же плюхнулся на стул и Николай усадил внучку ему на колени.
 Каша была густая, дедушке пришлось  добавил в неё  кипячёного молока и размял все кусочки, после чего  он стал кормить свою внучку.

 Иван старался, как можно нежнее  придерживать сидящую на его коленях, малышку.
 Кушала она с аппетитом, время от времени оборачиваясь на Ивана. За этим занятием и застала их Пелагея.
Увидев бабушку, Валентинка с радостью потянула к ней руки.

— Кушай, кушай. Я руки сполосну и приму тебя – она мыла руки и продолжала разговаривать с внучкой:
— Не нравится тебе на чужих –то коленях, а? Бабушкины-то  мягчей будут?  Моя ты сердешная, соскучилась по бабушке? Ну во-о-т, иди ко мне. — забирая внучку,поблагодарила Ивана.

—Спасибо тебе Ванюшка, выручаешь деда — видя, что Иван встаёт со стула, предложила

— Сиди, сиди. Сейчас чай пить будем, не торопись —и, обернувшись к мужу, сказала— Давай-ка я накормлю ребёнка, а ты на стол собери, няньку-то угостить надо. Не отпускать же его голодным. Это как-то не по-нашенски будет. 

Николай  поставил перед Иваном миску с куриным супом,  отварные овощи, налил в стаканы домашнюю ряженку

 — Ну, Миколай, чего гостя ряженкой-то потчуешь? Ну-ка , прими внучку, я сама угощу чем нужно.

 Отдав деду внучку, Пелагея  вынула из печи коляску, слегка копчёной колбасы, потом  достала из шкафчика бутылку  ягодной наливки. Взяв две рюмки, налила одну и поставила перед Иваном.
.
— Это наша, с наших кустов ягодка, не крепкая, очень полезная и для аппетита, и витамины в ней сохранились, как в свежей, и от простуды лекарство хорошее, давай Ванюшка по стопочке,  для здоровья смородиновую наливочку, да вот и закусим колбаской. Тоже  своя. Сами сладили и сами прокоптили. Весна, вот и подкоптили, что бы дольше сохранялась. Давай, угощайся, за здоровье!

Она  налила себе рюмку наливки и одним махом её опрокинула.  Дед ушёл усыплять внучку, а Пелагея всё угощала, да кормила Ивана. Потом они разговорились, и Иван спросил адрес Марии.

— Ну, нашто тебе, молодому парню, баба с ребёнком?  Ох Ванька, намаешься ты с ней. Жизни у вас не будет. Нет. Она тебя не дождалась? Не дождалась! Ты её за это упрекать будешь. Ещё и руку подымешь, а мне она хошь какая, а дочь. Да и вон отцу она призналась, когда ты служил, что уважает тебя, а вот почему-то полюбить не может. Хотела бы полюбить, да не может. Хвалила тебя, даже плакала, что не может полюбить тебя, а вот отца ребёнка любила до смерти.

— А где он, отец Валентинки?

 — А почём я знаю. Был да сплыл и поминай, как звали.

—А как звали?

— Да кто ж его знает? Она не говорила. Хоть калёным железом жги не скажет, настырная.
Ну ладно, Ванёк, спать нам пора. Это вам молодым всё нипочём. А нам уж время на покой. Ты забегай. А то Сарка теперь в избе Манькиной живёт. Там ему на работу ближе.  А мы вот  одни с младенцем кружимся. А Манька где-то по чужим углам скитается — приговаривала Пелагея, провожая парня до порога.

 —  А ты по Маньке-то не горюй. Не надо. У неё своя жизнь, своя судьба. У них по родове так идёт, у Скударновых-то. У Миколая прабабка была, так под венец шла, как невинна невеста. Обвенчалась, а потом возьми её родители,  да и утопни, а у них её сыночек двенадцати лет. Вот как.

Тётка у Миколая, чуть Миколая постарше. Всё бегала да бегала до своего жениха. Целых
два года всё к нему бегала, а когда поженились, то через семь месяцев девку доношенну родила. А тоже под венец как невинна пошла, под белым пологом.

Восьмерых детей ему потом родила и убила. Да. Топором по шеи и перерубила лён.Вот и всё Семя  у них такое, Ванечка, толи слабые они на эти места, толи влюбчивые и голову теряют, кто их поймёт.

 — Пелагея, не виновна моя тётка. Не виновна. Виновную посадили бы, а её к дитям отправили. Он ребёнка в огонь бросил, вот она , что под руки попало, тем и хватанула его по шее. Коснись тебя, ты бы от него и мокрого место  не оставила.
— Спасибо вам за хлеб соль. Спокойной вам ночи, пойду я. — подходя к выходу сказал Иван— До свидания. — добавил он, уже в дверях.

— И тебе всего доброго, иди с Богом. — закрывая за Иваном дверь, пожелала Пелагея.

На майские праздники Мария ехала домой на вечернем автобусе. На остановке не задержалась, а быстро заскочив в городской автобус, отвернулась к окну, чтобы ни с кем из знакомых не встретиться.

Домой сразу не пошла, а пошла по соседней улице, у горы  обошла огород и быстро юркнула в калитку.  Мария очень боялась, что кто-нибудь сообщит, что она приехала домой и заберут её в тюрьму, Петра вышлют в Германию,  а дочку отдадут в детдом.
Забежав в дом, она задёрнула занавески. Дома было тихо. Она разделась и пошла к умывальнику.

— Приехала— раздался за спиной тихий голос матери.

— Приехала — умываясь, ответила дочь

 — А где все-то? ни отца, ни Сарки? — утираясь полотенцем, спросила Мария.

— Сарка в хате твоей, вольничает там,  ирод. Не убежишь от дитя, не проверишь, как он там. Отцу время на это нет. Подрядился к Ваньке учителем, вот обучает столярному мастерству. На стол-то собирать, или ты теперь  барскими кушаньями питаешься?

— С утра не ела, домой торопилась. Всё сготовила, что им на день нужно, да сдала нянечкам и бегом на автобус. Так что, не евши, я.

— Ну, не емши, так садись. Скоро  уж дочь проснётся. После обеда еле усыпила. Уже встать бы пора, а она что-то разоспалась. Будить  надо, а то сейчас выспится, ночь гулять будет. Никому спать не даст.

Мария села за стол, в это время малышка подала свой голос. Женщины встрепенулись.

— Ты сиди, ешь. Я её переодену, да сюда вынесу.

Мария  только приступила к угощению, как Пелагея из другой комнаты вынесла Валентинку. Девочка куксилась, тёрла носик кулачком. Увидев Марию, отвернулась и положила сво головку на плечо Пелагеи.

— Доченька, это я, твоя мама, иди ко мне, иди моя маленькая. — уговаривала Мария дочь, протянув к ней руки.

 —Моя хорошая. Моя славная. Ты меня не узнала? Это же я, твоя  мама.  — девочка испуганно ухватилась за шею Пелагеи и заплакала.

— Она меня не признаёт. Мама, она меня не признаёт. Она меня не помнит —Марию обуял  пронизывающий,  сверху до низу острой стрелой, страх.

 — А что ты хотела? Пол года ребёнок тебя не видел, конечно забыла — упрекнула мать.

— Забыла. Я для неё не мать, я никто— глядя на дочь  произнесла Мария и, из глаз покатились слёзы.
. В это время раздался стук в дверь и в дом вошёл Иван Татьяненко.

Мария никого не видела и не слышала, она была в шоке от данной ситуации.

— Мария, здравствуй. Мария, ты чего? Ты что меня не помнишь, забыла совсем?—смеясь спросил  Иван.

— Забыла, забыла, не помнит меня совсем— сквозь слёзы повторяла она.

— Что с ней, тётя Пелагея?

—Да, девчушка прихворнула. Зубки режутся, дёсна припухли, и поносит с утра. Я дёсна корнем хмеля  легонько почесала, она и уснула. А встала и опять уросит. К Маньке не пошла, вот она расстроилась и ревёт.

— Мария, не плачь, она выздоровит и будет тебе рада, не переживай— успокаивал Иван Марию.

— Выздоровит. Конечно выздоровит.  У меня есть знакомый военный врач, он поможет. Он даст нужные лекарства — всхлипывая, говорила Мария

— Ну те ка, не городи тут, чё ни попадя. Какое лекарство, когда зубки режутся?  Все дети учатся через эту боль проходить. Они крепче в жизни становятся. Корень хмеля помогает. Никакого лекарства не нужно, придумала, тоже мне. А без тебя тут не знают, что делать! Явилась тут. Лекарство – язвительно  произнесла она.

 
 — Вот и доверь тебе ребёнка, лекарством запичкаешь.Заявилась, через полгода и, устроила тут. Ты бы ещё через год приехала, она бы вообще от тебя прятаться стала. Ну, вот кто ты после этого? Так что перестань тут гнусить, а молчи в тряпочку. Без тебя всё улажу. Она не первая и даст Бог не последняя на моих руках. И подбери свои нюни, мамочка. Умойся, сходи, и остынь — строго прикрикнула Пелагея.

 Напевая мелодию колыбельной песни, Пелагея унесла  внучку  в другую комнату.

—Правда, Мария, чего реветь-то? Умойся, да посидим, поговорим, ведь  четыре года не виделись.  А я часто к твоим прихожу, даже с твоей дочкой иногда вожусь. Она на тебя походит, такая же красивая будет. Она меня уже знает. Когда не болела, даже шла ко мне. Мы гуляем с ней по двору. Ей очень нравится гулять на улице. Она смешно так вертит головкой во все стороны, с миром знакомится — улыбаясь, уверенно и тихо говорил Иван.
.
От спокойного тихого голоса Ивана, Мария успокоилась и перестала плакать. Усыпив внучку, вышла из комнаты Пелагея и предложила Ивану чай.
В дом вошёл Николай, он с самого утра  трудился в своей столярке, делал улья для новых  пчелиных семей и очень проголодался.

 — Ух сколько гостей со всех волостей.Здравствуй дочка, что-то случилось?—увидев  заплаканные глаза дочери, спросил он.

 — Ничего не случилось. Валентинка приболела. Зубки режутся — ответила за Марию Пелагея.

 — Ну, это у всех детей так проходит. Зато зубастенькая станет. Своими зубками жевать будет — и обратившись к Ивану, спросил.

 — Ты, Ванюшка, завтра-то  придешь, подоконники ладить, или работаешь?

 — Приду. Мне в ночь. Я могу прямо с утра придти

Николай сел за стол, Пелагея поспешила накормить мужа.

 — Садись Ваня, покушаем вместе— пригласил он Ивана.

 — Нет, я сыт. Я пожалуй домой пойду, завтра утром, как штык буду. Доброй вам ночи— открывая двери, пожелал Иван.

 — Спасибо Ванюшка — бросил Николай ему вслед

Всю ночь малышка спала плохо. Она часто всхлипывала, пила воду,отказывалась от молока,  к утру уснула. Мария, измученная за ночь, тоже спала, как убитая. Только Пелагея встала, как ни в чём не бывало. Она подоила корову и занялась обычными домашними делами.Мария с дочкой проснулись одновременно. Кушать девочка отказалась, только попила  приготовленный Пелагей  кисленький компот из ягод.

— Что же такое, она опять ничего не ест? Что же делать-то?— чуть не плача говорила Мария, глядя на дочь.

— Она перемогается. Ей больше пить хочется, внутри-то ведь горит. А если накормить, когда внутри жар, так вырвет её. Дети сами знают, когда им кушать, а когда повременить. Не надо мешать  ребёнку, справляться с хворью.

Иван, как и обещал, прибежал утром, поздоровавшись,  спросил

 —Дядя Коля в столярке?

 — В магазин его отправила. Девочка прихворнула, вот мы на пару водимся, не оставишь ведь.

 — А давайте её на улицу соберём. Она погуляет, свежего воздуха надышится и ей легче станет — предложил Иван.

 — И то верно. Давай Мария, я соберу её, а ты погуляешь с дочкой — согласилась с гостем Пелагея..

 — Я тоже погуляю с ней, пока дяди Коли нет — высказал своё желание  Иван.

Пелагея одела девочку, завернула в одеялко и сунула Марии.

 — Я понесу, она в одеяле тяжёлая. А ты Мария возьми с собой бутылочку с компотом — предложил Иван и, взяв ребёнка в свои руки, вышел на улицу. Мария с бутылочкой ягодного компота, поспешила догнать Ивана с дочкой.

 Не договариваясь, они отправились гулять в лесочек за огородом. От лесочка дул лёгкий весенний ветерок, наполненный ароматом вешних запахов.

. Яркие лучи солнца скользили по лохматым сосновым лапам. От прогретой солнцем  хвои и разогретых стволов,  воздух наполнялся  смолистым ароматом. Земля нежилась под ласковыми тёплыми лучами солнца, отдавая лишнюю влагу, вплетая в смолистый дух,  дух влажной  просыпающейся земли.

На лиственных деревьях  набухли почки, они тянулись к солнцу, источая свой, неповторимый аромат. Лесные пташки, весело щебеча, радуются погожему дню.  Они резвятся  в воздухе, наполненном густым вешним ароматом.
. Ожили муравьи, хлопочут над своим муравейником, вычищая его от зимнего мусора.  Пауки взялись за свою привычную работу и наплели кружева прямо над лесными тропками. Солнечные лучики всеми цветами радуги  засверкали в каплях тонкой паутины.

Поначалу Валентинка с любопытством разглядывала всё, что могла увидеть перед собой. Но потом  это её или утомило, или лесной аромат, наполненный весенней свежестью, сморил малышку и она  заснула на руках Ивана.

 — Давай сядем на сломанное дерево — предложила Мария, увидев впереди, лежащую  кроной на земле, берёзу.
— Дай мне дочку, ты наверное устал?— попросила Мария.

 — А ты садись на ствол поудобней и подставь руки, а я переложу.

Мария послушно уселась на берёзовый ствол и подставила руки, Иван осторожно переложил ребёнка в руки матери.

 —- Крепко уснула. На свежем воздухе всегда хорошо спится —  утвердительно сказал Иван и сел рядом, чуть ниже. Некоторое время они сидели молча, каждый думал о своём.

Ивану хотелось узнать, что заставило Марию уехать? От кого она вынуждена скрываться? Может быть от отца ребёнка? Но почему? Он что, хочет забрать у Марии девочку? Но как спросить, чтобы не обидеть, он не знал и молчал. Вдруг Мария сказала.

— Ты изменился, Ваня. Повзрослел что ли. Другой в общем. Да и я другая стала. Ты не осуждай меня, я ведь только друга в тебе видела, не больше. Ты для меня и сейчас самый близкий друг. Ближе тебя у меня никого не было. Тогда ты был для меня всем на свете и братом, и другом, и товарищем.

— Я и сейчас для тебя могу быть всем на свете. Я всё понимаю, я не осуждаю. Какое право я имею осуждать тебя? Каждый сам выбирает как ему жить.

— Я не знаю, сама ли я выбрала такую жизнь или это судьба такая. Когда я спросила отца, что  же мне делать?  Я не хочу любить этого человека, но не могу с собой справиться. Он сказал, что я должна себе приказать.  Я приказывала, а сердце не подчинялось. Я ничего не могла с собой поделать, я любила и была счастлива.

— Ты всё ещё его любишь?

— Вместо любви у меня боль в сердце. Я боюсь всего и его тоже. Я хочу изменить свою жизнь, для этого я должна справиться с собой. Я обязана сделать счастливой свою дочь,  и я перенесу все невзгоды и трудности.

—  Ой. У тебя ботики  промокли. Ты простудишься, надо переобуться.  Пойдём, ты зайдёшь, переобуешься, а мы тебя на улице подождём.
Мария только сейчас поняла, что действительно тряпочные боты давно промокли, от сырой земли и ощутила, что ноги её замёрзли.

 — Давай мне дочку, а сама беги домой  Они поднялись с валёжины и отправились к дому. Солнце светило прямо в глаза, щекоча нос и, Мария чихнула.

—Ты уже простыла! Вот я дурак, что же я не заметил, что ноги у тебя промокли, пошли быстрее. У тёти Поли есть ягодная наливка, очень вкусная и тебе нужно немного  выпить.А  ноги на печку и  хорошо прогреть.

Подходя к дому, Валентинка проснулась. Она открыла глаза и улыбнулась.

— Мария, она улыбается. На пользу прогулка пошла. Лес лучший лекарь — весело сказал Иван, поднимаясь на крыльцо.

Мария открыла дверь, пропуская Ивана с ребёнком в дом, сама зашла следом.
Увидев Пелагею, девочка протянула к ней ручки и заулыбалась.

— Да моя ты сладенькая, нагулялась, где это вы так долго были? — раздевая ребёнка, спрашивала Пелагея.
— В лесу— в один голос ответили Иван с Марией

—Тёть Поля, Мария ноги промочила. Вы ей своей наливочки дайте, да пусть она о печку ноги прогреет. Ну, а я пошёл, меня мать, наверное, уж потеряла. Да на работу пора собираться.

— Конечно, потеряет, три часа гуляли и Валентинка уже проголодалась .
Она усадила внучку, за стол на её стульчик, что сделал дед и налила в миску немного  куриного супа.
Увидев чашку на столе, девочка потянулась к ней, ручкой показывая, что хочет взять эту чашку.

—Проголодалась моя девочка, сейчас, сейчас - —потом обернувшись к Марии сказала

— Чё стоишь- то? Наливай себе суп, вот в шкапу  наливка, пригуби, да ложись к печке, грейся.
— Хорошо, мам —Мария налила  миску горячего супа, достала наливку, выпила, поела  и ослабла. Глаза стали смыкаться, а ноги налились свинцом. Она легла спиной к стенке, где проходят печные колодцы, и прижала к ним свои замёзршие ступни, так и уснула.

  — Мать твоя уснула, а ты давай ешь суп. Вот молодец, проголодалась. Нагуляла аппетит, хулиганка. Напугала нас — девочка с удовольствием ела суп, следя за движениями своей бабушки.
Утром, поцеловав спящую дочь, попрощавшись с родителями, Мария бежала на автобусную  остановку.

Иван ругал себя, что не насмелился взять у Марии  адрес, уж если приехать нельзя, так хотя бы написать письмо можно бы было. Он старался как можно чаще приходить к Николаю, в надежде, что-то услышать или узнать о Марии. Часто играл с её дочерью и, вскоре Валентинка к нему привыкла и с удовольствием гуляла  с ним на улице.
А Мария продолжала работать и изучать кулинарную книгу. В июне пришёл к баби Ани её внук Иван Григорьевич.

— Бабуль, где твоя жиличка?

— Так с минуты на минуту прибежит, а чё тако случилось?  Ну вызвал бы к себе, если срочно нужна.
— Нет. Здесь надо с ней поговорить без свидетелей — он засмеялся.

— Так я уж и не свидетель тебе?

— Ты не в счёт — он опять засмеялся.

В это время в дом вошла Мария.

— Добрый вечер Мария Николаевна, а я к вам.

—А что такое случилось? Кто-то пожаловался?

— Не-е-т. Наоборот, все только хвалят. Тут вот какое дело. Район объявил конкурс поваров.

От всех организаций нашего района, где работают повара, они обязаны принять участие в  кулинарном конкурсе. Вам, Мария Николаевна, тоже необходимо принять участие в этом конкурсе.  Книга поварская у вас есть. А  я вот в городе прикупил  ещё книгу, как украсить блюдо, смотрите — он протянул ей  кулинарную книгу.

. — Посмотри,  какая книга интересная. Готовить умеешь, за месяц научишься и украшать свои блюда. Да нам тогда любой конкурс будет по плечу! — поддержала внука Анна Сергеевна.

Мария скромно улыбнулась и пожала плечами.
— Иван Григорьевич, вы мне друг? Я могу быть с вами откровенна? Вы меня не предадите?

— Конечно друг.  Можете не волноваться. А что такое?

 — Мне нельзя ехать в Осинники на конкурс.

— Почему? Расскажите, я постараюсь помочь.

— Я жила в Шушталепе, там у меня дом. Работала на шахте забойщицей.

— Я знаю.

 — В Шушталепе есть барак с военнопленными. Некоторые военнопленные вступили в интернациональное  антифашистское общество. Мне от комсомола приказали с членами этого общества  подготовить на седьмое ноября несколько художественных номеров.

 Я с ними репетировала танцы.
У меня есть жених. В то время я проводила его в армию и, когда он отслужил два года, мы встретились. Потом я поняла, что беременна. Мой жених был рад. Я работала до последнего дня, до самых родов. Но кто-то узнал, что у меня будет ребёнок и, люди решили, что я его нагуляла от немца. Какие-то военные в штатском, хотели забрать моего ребёнка и сдать в детский дом.

Я родила девочку,мои родители увезли её на пасеку, а я уехала сюда, чтобы меня не нашли. Сколько мне здесь жить, я не знаю. Поэтому мне нельзя участвовать в конкурсе.

— Мария Николаевна, Молотов действительно выдвинул такое предложение, забирать детей  рождённых от оккупантов и сдавать их в детский дом. Но Сталин это не одобрил. Видимо до Сибири Сталинский  запрет пришёл с опозданием. Но сейчас детей уже никто не забирает.  Да и военнопленных  в Шушталепе  уже нет. Их перевели в другое место ещё в январе месяце.

Эта новость ошеломила Марию.

— Так значит, я могу вернуться домой, на шахту?

— Нет. Не можете. У вас договор до сентября. Но вы можете в августе взять отпуск с последующим увольнением. А сейчас готовимся к конкурсу и побеждаем!. Я в вас верю! Вот и всё. Теперь  я домой, а вы знакомьтесь с книгой — и обратившись   к баби Ани, сказал

 — Бабуля, я побежал, а ты не забыла, что у твоего правнука день рождения через день?

 — Один правнук-то, как можно забыть? Приду поздравить, ждите. Возьми-ка гостинчиков правнучку — она подала  внуку свёрток , он его взял и попрощавшись,ушёл.

С этого дня Мария очень ответственно готовилась к конкурсу.

В условиях конкурса были блюда обязательные и свободные, собственного творчества.
Баба Аня  приняла близко к сердцу Мариин конкурс и не могда не дать  свои советы.
 
— Ты деточка, вот что. Ты лапшу готовь сама, на яйцах и добавь немного растительного масла. Обязательно подсуши её на плите. Суп с лапшой на курином бульоне, очень выигрышно. Курицу возьми домашнюю, лучше не молоденькую. Навар гуще и аромат ярче. Нельзя класть морковь тёртую, она вкус портит. Нельзя класть зелёный лук, только репчатый и, не в коем случае ,не клади укроп. От этого у тебя уха получится, а не суп с лапшой.

—А что тогда можно, это же совсем не интересный суп получится.

—А я тебе скажу что. Первое, это стручки красного, не очень острого перца. Кончики горькие и семена тоже, их не клади. Режь перчик соломкой. Он очень украсит и придаст вкус.  Добавь немного стеблей  сныти. Можно нарезать их кубиками. Вообще сныть хороша во всяком блюде, она сытость придаёт, и никакое блюдо не портит. Набери её больше, на всякий случай.
 Лаврушку, один очень маленький листик. А вот лука репчатого и не обжаренного, сырого, побольше. Меленько покроши и добавь в два захода, когда курицу будешь отваривать и когда лапшу запустишь.

 Ну а перед подачей укрась, морковной ботвой.  Мелко-мелко  покроши и, слегка в миски этим членам присыпь. Вкус она не испортит, а вид придаст отменный. Набери с собой ботвы морковной, её и в борщ тоже замечательно, хоть украсить,хоть отварить  На борщ набери сахарных косточек, прожарь их в духовке, тогда готовь борщ. Долго не жарь, как вкусный дух пойдёт, так и готово.

 Если будут котлеты, как неожиданное блюдо, так ты тоже можешь их необычными приготовить, на пару, в дуршлаге. А вместо гарнира всяких овощей отвари и натри на тёрке и наделай кучек.

Кучка свеклы, кучка картофеля, кучка моркови и солёных грибочков. Опятки, будут в самый раз. У меня есть маленькие, я дам. Зелень не забудь, перчик красный соломкой  лук тонкими кольцами нарежь, вначале кипятком его ошпарь, а потом уксус разведи и его смочи. Сделай кучку и присыпь  чёрным перчиком. Ну и горку сметанки.  Сметанки возьми больше, для овощей и к борщу. Ой, запомнишь ли? Наговорила тебе ворох .

А да, про пюре, что бы вкусное было, это важно. Если старая картошка, то залей холодной водой и закипятить, до конца не вари, воду слей. Залей свежим кипятком, положи луковичку в шелухе, без первого слоя Первый слой сними. Картошка и красивая будет и ароматная. Толкушкой натолчёшь и ещё двумя вилками пройдись, чтобы пышная была. Кажется всё!

— Баба Аня, откуда вы всё это знаете?

 — Отбывала у нас тут одна, академию поварскую закончила. Высоких людей кормила и студентов учила, да вот чёта  проштрафилась.

  — Понятно. Всё запомнила, не подведу — смеялась Мария.

Перед конкурсом все волновались и заведующая садиком, и баба Аня, и её внук, Иван Григорьевич, только не Мария. Она ликовала от того, что поедет в Осинники и увидит свою дочь.

За десять дней до поездки, она написала Ивану письмо, где сообщила о конкурсе и о том, что очень соскучилась по дочери. Иван получил письмо и, прочитав его, побежал к Николаю.

 — Дядь Коля, у Марии конкурс через два дня.  Проходить  он будет в нашем городском ресторане. Она просила, что бы Серафим пришёл её поддержать.  Полинке вашей передать надо, пусть тоже придёт Марию поддержать.  Я выходной возьму, тоже пойду её поддержать. Может и вы, бы смогли?  Валентинку бы с собой взяли.

—Да куда ж без неё-то. Возьмём. Когда говоришь, конкурс -то?

—Да через два дня, в центральном ресторане.

—Это же субботний день получается.

— Ну да, Вот если бы все приехали, вот Мария бы обрадовалась! Сразу бы первое место заняла — засмеялся Иван.

— Поговорю с бабкой Полей, пусть с внучкой в ресторан сходят, когда ещё там побываешь?
Ивану удалось убедить и Полинку и Серафима, даже Пелагеи стало интересно, что это за конкурс, в котором её дочь участвовать будет.

Иван Григорьевич с супругой и зав. садиком сопровождали конкурсантку в город Осинники на состязание поваров.
Все родственники Марии прибыли  в ресторан к началу конкурса. Мария их увидела только тогда, когда вынесла первое блюдо  дегустационной комиссии.  Она  увидела всех своих родных, сидящих за столиками. Душа её пела, она знала, что Иван не подведёт, он всё сделает, чтобы её поддержать.

Советы бабы Ани были  кстати и очень пригодились Марии. 
В конкурсе было  предложено по три блюда на первое, второе и на десерт. Нужно было выбрать от каждого по одному блюду. Кроме того, ещё одно блюдо было на свободную тему. В условии конкурса входил пункт стоимости  каждого блюда, главное, оно не должно быть дорогим.

Мария выбрала то, что готовила ежедневно. Она  приготовила  обычные блюда так, как никто не ожидал и даже не мог представить, что они могут быть необычными и очень вкусными.. И самое главное, они были самые бюджетные.

Котлету она обваляла в тёртой картошке с мукой и луком. Запустила их в масло, как только картошка запеклась, выложила котлеты в противень и поставила в духовку на очень слабый огонь допечь до готовности. Гарнир подала  овощной с грибочками.
Булочки с яблочной начинкой перед расстоем смазала яичным желтком,  взбитым с сахаром. Зелёные летние щи приготовила из пучки, сныти, огородной зелени и сметаны.
В этом кулинарном конкурсе Мария одержала победу. Среди поваров, только она была без спецобразования. Победительнице  вручили ценный подарок, полный сборник К. Симонова и  выдвинули на областной конкурс.

Мария подбежала к родным,на их столах тоже стояли блюда конкурсантов. Оказалось, что   излишки  можно было покупать. Иван Григорьевич с супругой и заведующая садом Нина Яковлевна, подошли к Марии, что бы поздравить с победой.
— Мария Николаевна, познакомьте нас со своими родными — обратился к ней Иван Григорьевич.
Счастливая Мария, с блестящими глазами и ярким румянцем на смугленьких  щёчках, радостно улыбаясь, представила своих родственников.

— Это мой папа, фронтовик. Он участник трёх воин Николай Михайлович. А  это моя мама, Пелагея Петровна, это брат Серафим, сестра Полина с дочкой и мужем Алексеем.
В это время Иван, почти выхватил у Пелагеи малышку и вышел вперёд.

— А это наша дочь Валентинка — объявил он.

— Это Ваня— сообщила растерявшаяся Мария

— О, так мы тёзки, я Иван Григорьевич.
Увидев, что молодой человек в солдатских брюках, спросил:

— Где служил, Иван?

— В Хабаровске

— Ты, не стесняйся, приезжай к нам на выходные, рады будем. Я тебе пропуск сделаю.

— Вы лучше скажите, когда Марию отпустите.

— Скоро. Вот в начале августа пойдёт в отпуск с последующим увольнением. Ах да,  в область  на конкурс  съездит за победой и свободна будет — засмеялся председатель поссовета.

продолжение следует
начало 1 части Скудара -1     http://proza.ru/2021/03/19/1902
начало 2 части Дочь военнопленного немца 1    http://proza.ru/2022/09/13/1262