Глава 24. Послушание, молитва и быт в Левоче

Эмилия Лионская
Главным послушанием, ради чего нас и принял отец Михаил к себе жить, было богослужебное пение. Сам он петь не умел и не слышал фальшь, зато ругаться и предъявлять к пению немыслимые требования было у него в порядке вещей. Судил о пении он просто. Воспаряет ли душа к небу или нет - во всем виноваты певчие. К нему приезжало много людей, благодетелей и священников, так как он имел должность благочинного. В основном всем нравилось наше пение, нас хвалили. И это льстило его тщеславию. Но чтобы самим содержать себя, а не сидеть на его шее, мы должны были очень много работать. И постоянно доказывать отцу Михаилу, что с нами ему лучше, чем без нас.

 
Весной мы сажали огромное количество картофеля, капусты и моркови. Вокруг храма отец Михаил благословлял сажать стену георгинов. Их тоже выкапывали на зиму, а весной опять сажали. Летом собирали чернику, потом ездили на болото за брусникой и осенью за клюквой. В октябре делали из верхних капустных листов серое крошево. Зимой топили печи дома, их было девять. В храме было четыре печки, их топили два раза в сутки. В соседнее село Минцы ездили на автобусе раз в два дня, чтобы протопить в том храме печи, а в сильные морозы и чаще. В зимние месяцы мы кололи дрова на следующую зиму, они просыхали за лето и прекрасно горели, издавая звонкий, почти музыкальный треск. Дежурили мы и в храме по двое каждую ночь. Очищали от снега огромные территории вручную лопатами. И служили по три-четыре богослужения в неделю, не только Литургии, но и вечерни с полиелейной утреней. Сёстры пекли комплекты просфор для всех храмов, в которых служил отец Михаил.

 
Подъём у нас был в 4.15. Правило длилось каждый день с пяти до девяти. Оно включало в себя утренние молитвы, пяточисленные и задержания, полунощницу, два акафиста Спасителю и Божией Матери, пять кафизм, главы из Апостола и Евангелия на русском языке. До двенадцати часов дня - послушания. В 12.00 трапеза с чтением житий святых. Полчаса отдых и снова послушания. В 16.00 пятисотница с земными поклонами, от полиелея с поясными. Трапеза в 17.00 с чтением святоотеческих поучений. Мытьё посуды. После малое повечерие, Великим постом – великое повечерие, молитвы на сон грядущим и свободное время. Отбой в 22.00.
Заснуть раньше отбоя было невозможно, так как все шумели и жили по двое, трое и четверо. Да и после отбоя хождения, разговоры и суета продолжались ещё около часа.


Мыться мы ходили в баню в трёхстах метрах от дома. Она находилась у храма прямо на берегу речки ЛевОчки. Если хорошо натопить, там было на уровне ног холодно, на уровне лица жарко. Сёстры стирали там бельё в советской стиральной машинке. И полоскали его в речке. Бывало, стирали и щёлоком. Настаивали золу с водой. Как-то предложили нам щёлоком мыть голову. Но попробовала только мать Татьяна. Посуду мы тоже мыли настоем щёлока. Золу брали из печей.


   http://proza.ru/2022/11/24/1357


     Фото из личного архива, К.Брагин, иконостас и роспись алтарного свода Никольского храма в с.Левоча.