7. О стихах

Владимир Дмитриевич Соколов
СТАТЬИ И РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ
http://proza.ru/2023/10/10/137

Постараюсь определить, чем нас привлекает поэзия. Таких существенных элементов, основываясь исключительно на собственном читательском опыте, я насчитал 4, ни больше и не меньше:

а) точность слова

б) хорошесть стиха ("качество стиха" немного не то)

в) композиционная метафора

г) поэтический строй.

В этом перечислении одновременно даны рекомендации, как читать стихи, и на что обращать внимание прежде всего, а на что в конце.

а) Первым в списке стоит точность слова. Есть слова веселые и грустные, задумчивые и бесшабашные. Такими они редко бывают сами по себе, но лишь в окружении других слов. "Веселый, зеленый, говорливый, светлый, солнечный" -- вот веселые слова, когда речь идет о лесе, "унылый, сумрачный, темный, сырой, скрипящий" -- вот мрачные слова, опять же когда мы говорим о лесе. Точность слова -- это точность эпитета, и именно она в первую очередь определяет поэта и бросается в глаза при его чтении:

Конечно, читать стоит только проверенных поэтов. Но этого мало. Важно, чтобы этот проверенный поэт был близок к тебе духовно, чтобы его хотелось, читать и перечитывать постоянно, лишь для разнообразия в минуту жизни трудную, когда тоска и грусть, оглядываясь по сторонам.
Когда уже ты нашел эти западающие в душу слова, начинается более регулярное чтение, которое идет само по себе, без необходимости подкачивания себя внутренним насосиком ("какой замечательный поэт, поэтому я его и читаю".

б) Никакие, самые замечательные мысли, никакие самые ловкие метафоры и четкие слова не спасут поэта, если стихи плохие. Плохая проза еще может выдержать испытание чтением за счет мощи изображения, глубины анализа, стихи -- нет. Поэтому плохого писателя Канта или не очень хороших Драйзера и Золя читать будут, плохого поэта И. Анненского или Державина, сколько бы им не пели дифирамбов -- нет ("У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь. Жаль, что наш поэт, как Суворов, слишком часто кричал петухом" (Пушкин)).

Слова "хорошие стихи" мы понимаем в прямом смысле слова, в том смысле, как говорят "в склад и в лад". Удивительно, но дать четкое научное описание хороших стихов не то что трудно, а кажется, даже невозможно, хотя любой, самый не любитель поэзии с ходу отличит одни от других.

Попытаемся все же определить то, что такое хорошие стихи. Элементами хороших стихов являются:

а) точная и глубокая рифма

б) выдержанность размера

Только большой поэт, уже набрав ритм, может резко сменить его, чтобы заставить читателя остановиться.

в) отсутствие режущих слух созвучий (скопление согласных или гласных)

г) такая совершенно фундаментальная для поэзии вещь, в чем-то вбирающая и ранее перечисленные, как гладкость и плавность стиха.

в) Стихи могут быть хорошими, а поэзия плохой. Отличить хорошие стихи от плохих может каждый, а вот отличить хорошую поэзию от плохой с ходу не получится. Поэтому, наверное, начать с поисков в стихах ярких афоризмов, запоминающихся строк, и лишь потом начинать читать поэта подряд.

г). Любые, даже очень хорошие стихи, приедаются, когда внутри стихов или между ними отсутствует связь. И здесь вступает в действие третий необходимый элемент -- композиционная метафора. Обычно под метафорой понимают, и Вознесенский, думаю точно подпадает под этот разряд, "Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения". Но такая метафора не играет никакой роли в композиции, и вовсе не является обязательным элементом стиха.

Если мы присмотримся к стихам, то мы обнаружим, что при кажущемся отсутствии сюжета, он есть. И этим сюжетом является создание образа, этакой развернутой метафоры. Образ создается строчка за строчкой, а последним стихом, как росписью в платежной ведомости, этот образ эффектно завершается. Вот этот образ мы и называем композиционной метафорой.

бывают следующие виды композиционных метафор

а) линейный образ

б) образ-аналог

в) образ-антитеза

О ЧТЕНИИ
http://proza.ru/2022/09/24/1182

Встречали ли вы людей, которые любят стихи?

--Что за вопрос?

Нет, нет, не увиливайте, людей, которые любят читать стихи? Вот то-то и оно. Такая странная со стихами карусель. Любят их, хотя бы два раза в году: на Новый год и на 8 Марта, -- все, а читать никто не читает. Такая уж у них планида: наибольшее удовольствие стихи доставляют не при чтении, а при рекламировании, чаще всего самому себе. И непременно под нос.

Но ведь если не читать стихов, то и декламировать будет нечего, особенно во времена, когда школьная программ на манер шагреневой кожи стремительно сокращается и учение стихов наизусть выпадает из нее стремительными темпами. Поэтому вопрос, почему нужно читать стихи, вполне заслуживает самого тщательного рассмотрения.

О ПОЛЬЗЕ СТИХОВ

Стихи предохраняют мозг от загнивания в гораздо более действенном объеме, чем другие средства: философия, изучение иностранных языков и др

Другая необходимость стихов -- это "строй находить в нестройном хоре чувства". Поэзия снабжает тебя инструментарием образов и красивых слов и оборотов

КАК ЧИТАТЬ СТИХИ

Читать стихи следует только проверенные, классические, на чьем качестве удостоверило свою чекуху время.

Читать нужно именно русскую классику. . Хорошие переводы -- они плохие переводы, но хорошие стихи и уже такая же русская поэзия, как и оригинальные стихи.

ЧТО МЫ ИЩЕМ В СТИХАХ

а) точность слова

б) хорошесть стиха

в) композиционная метафора

г) поэтический строй.

Хорошие стихи это:

а) точная и глубокая рифма

б) выдержанность размера

в) отсутствие режущих слух созвучий (скопление согласных или гласных)

г) такая совершенно фундаментальная для поэзии вещь, в чем-то вбирающая и ранее перечисленные, как гладкость и плавность стиха.

О ПОЭЗИИ В ЦЕЛОМ

Стихи могут быть хорошими, а поэзия плохой.

Поэтому мы и рекомедуем начать с поисков в стихах ярких афоризмов, запоминающихся строк, и лишь потом начинать читать поэта подряд

КОМПОЗИЦИОННАЯ МЕТАФОРА

Если мы присмотримся к стихам, то мы обнаружим, что при кажущемся отсуствии сюжета, он есть. И этим сюжетом является создание образа, этакой развернутой метафоры. Образ создается строчка за строчкой, а последним стихом этот образ эффектно завершается. Вот этот образ мы и называем композиционной метафорой.

а) линейный образ

б) образ-аналог

в) образ-антитеза

Здесь и объяснять ничего не надо. Достаточно одного примера: "Белеет парус одинокий".

ПОЭТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Строй -- это разговор на особом поэтическом языке. Поэтический язык -- это язык, на котором говорят необычными словами:

а) действительно необычными словами

б) обычными словами в редком значении

в) обычными словами, употребляемыми в необычном окружении

О ВОЗВЫШЕННОМ И НИЗМЕННОМ

Возвышенный стиль -- это лакмусовой камертон поэзии, определяющий её бытие. И в т. ч. и в низменных жанрах, которую приобретают выразительность именно через их соотнесение с возвышенными

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ
http://samlib.ru/s/sokolow_w_d/stiiichi.shtml