Гениальность

Зирк Алексей
* «МираПсихология. 01. Сборник статей и материалов»
* http://proza.ru/2017/12/06/117
_____________________

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
_____________________

КРИТЕРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ
Как выбрать из огромного числа выдающихся людей сотню величайших гениев?
Надо сразу сказать: такая задача не имеет бесспорного решения.
Начнем с того, что слово «гений» стерлось от слишком частого употребления,
утратило ясный смысл. Как его понимать? Философ и поэт Владимир Соловьев пояснял:
«Гений — лат. „гениус“ (от „генус“ — род, первоначально — дух умершего
родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание… Гением теперь
называется человек: 1) который живет повышенною, потенцированною внутреннею
жизнью и 2) которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение
(для народа или для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень
одаренности, сравнима с талантом, как низшею, не подлежит точному определению;
самоё различение условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение
их спорно».
Приведем несколько других мнений. Ньютон полагал, что гениальность — это
терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Нечто подобное высказал
изобретатель Эдисон: один процент терпения и 99 — потения. Бюффон был более точен:
«Большая способность, соединенная с терпением». Гёте считал, что отличительная черта
гениальности — умение духа распознать то, что ему на пользу. Определеннее и
убедительнее сказал Кант: «Гений — это талант изобретения того, чему нельзя научить
или научиться». То есть гению дано открыть нечто такое, что до него оставалось
неведомым.
В «Философском энциклопедическом словаре» (1989) дана такая формулировка:
«Гениальность — наивысшее проявление творческих сил человека… Предполагает
врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при
универсальном даровании…» Однако о сути «врожденной способности» и
«универсального дарования» остается только догадываться.
Напрашивается вывод — гений — понятие в значительной мере загадочное и
отчасти субъективное. Оно слишком размытое. Пожалуй, судить о нем легче будет после
прочтения этой книги.
Всегда ли почести и слава, массовый успех и даже посмертная известность могут
служить конкретным критерием гениальности? Хрестоматийный пример — Герострат,
который сжег прекрасный храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из чудес света.
В самом деле, мы не знаем, кто проектировал и воздвиг храм, а имя разрушителя осталось
на века.
А кому отдает предпочтение современная широкая публика? Представителям так
называемой масс-культуры, поп-артистам, певцам. Этот феномен очень показателен и
похож на диагноз тяжелой болезни общества. Культура отрешается от своего
первоначального предназначения: приобщать личность к традиционным и высшим
духовным ценностям, пробуждать чувство прекрасного, человечность, жажду познания,
веру в идеалы добра.
Итак, не поддаваясь новомодным веяниям и не сводя гениальность к массовой
популярности, мы постараемся выбрать из числа традиционных, признанных
специалистами выдающихся людей наиболее самобытных, ярких, открывших нечто новое
и достигших совершенства в своем деле.
Принцип классификации принят простейший: по роду занятий (особо выделены
универсальные гении). Будут рассматриваться достижения прежде всего в духовной
сфере, где наиболее полно проявляются именно человеческие качества.
Каждый раздел начинается с общего обзора. Ведь многие из тех, кто остался за
чертой «сотни», в принципе, ничем всерьез не уступают избранным. Поэтому будет
рассказано о значительно большем количестве гениев, чем заявлено в заглавии книги. Но
сто великих конечно же выделены особо.
Раздел «Неведомый гений» призван показать, как много замечательных творцов
остается безымянными и как мало нам известно о достойнейших людях.
Должен предупредить: это — авторская книга, а не перечень сведений, имеющихся в
словарях-справочниках и энциклопедиях. Помимо изложения необходимых фактов и
ссылок на авторитетные мнения, мы постараемся осмыслить жизнь и творчество
упомянутых личностей в контексте истории человечества, а также с позиций
современности.
Достижения прошлого — наше достояние. Надо желать и уметь воспользоваться им.
Только так достигается полнота бытия и оправдывается наше существование в этом мире.

http://disk.yandex.ru/d/SUcCtElxDPIAgA

* «МираПсихология. 01. Сборник статей и материалов»
* http://proza.ru/2017/12/06/117
:-)