Петра Зарождение моделизма в СССР

Петр Кондратьев
ранее: жижмора  http://proza.ru/2022/12/19/1603

 Первыми зародились железнодорожники, в 1966  с поставками из ГДР ПИКО 1:87 колея 16,5мм, масштаб НО и Цойке 1:120 колея 12мм. После национализации в 1972 Цойке переименовали в Берлинер-ТТ-Банен. В Москве -  Детский Мир (центральное тусовочное место) и Лейпциг (на юго-западе, про него знали даже не все москвичи и модели, купленные там, перепродавали в ДМ в тревожном соседстве с Лубянкой). В Ленинграде тусовка  у отдела ДЛТ, но в продаже модели были еще в Гостином Дворе, четырех Юных техниках и «Золотом ключике».   (Мама,  помнится, меня передразнивала: алло, это – юный техник? Нет – пожилая техничка!)
Так что возможностей для челночного бизнеса у нас было больше. В Киеве иногда тоже что-то бывало в продаже. В общем, модели, как и другие дефициты, расползались по СССР из столиц. В Москве в 1968 организовали студию моделизма на Ленинских горах, возможно, она действует и поныне. В Ленинграде полноценный клуб моделистов существовал в ДК Железнодорожников на Тамбовской ул. 1968-1972 гг. Секция масштабных моделей оформилась уж в клубе коллекционеров на пр.Римского-Корсакова в 1975. Как ни странно, но в насквозь купеческой Москве объединение было творческим, а в культурной столице больше коммерческим. Правда, все же первую мелкосерийную частную модель, железнодорожный кран на ТТ, сделал ленинградец Виктор Демин в 1985 году. Жаль потом продал прессформу каким-то охламонам и они, не рассчитав давления, при литье ее загубили.
К тому времени появились собиратели автомоделей 1:43 фирмы «Коржи». К концу 70х автомодели стали выпускать в Саратове, цены от 3=50 ( москвичи и ВАЗ-1, ВАЗ-2)до 11=60 Волга-Аэрофлот-Эскорт. В 1980 они все пошли с олимпийским мишкой. Цена уже 5=10. В народе – сразу загадка: кто стоит с нахальной рожей, отчего все стало дороже? Саратовские модели сразу заслужили уважение в Европе. На кануне перестройки  НИВА была признана в ФРГ моделью года. До конца 90х они были конкурентноспособны по качеству. Редко какой секретер обходился без одной-другой саратовской машинки. Их собирали едва не половина из моих одноклассников. В середине  70х  в десятке мест СССР стали выпускать сборные модели самолетов. Стоили  около рубля, качество уступало зарубежным аналогам, зато цена массового спроса. Благодаря этому стендовики – уже тогда самые многочисленные моделисты.
    Последнее полночисленное поколение моделистов народилось как раз в середине 60х. Я до 1990 года был в клубе «сын полка». Младшие хобби-коллеги  уже единичны. Как утешительный приз – то, что сделало невосполнимую демографическую вымоину, компьютеры и интернет, дало оставшимся возможность прямых контактов между собою вне зависимости от места жительства. За 1990е модемы потеснили модели во всем мире. Если даже школьные чаты бурлят амбициями (сказал бы амбицилами) и единственно правильными мнениями, то какие доп.сложности среди творческих людей – пояснять лишнее. У моделистов взаимоотношения еще сложнее, чем у актеров. Добавляются коммерческие интересы и недобросовестная конкуренция. Особенно этим отличались киевляне. Помню как один коммивояжер  привез в 1998 на выставку в Питер модели ЗИС-155 из смолы. Три разные меж собою поделки. С первого взгляда было очевидно, что прототип – это совсем четвертое. Какими матами крыли друг друга их производители – догадаться нетрудно.
Кстати, по началу жд модели стоили у нас вдвое дешевле, чем в ГДР. За 1980е цены сравнялись.

далее: так вот мое начало  http://proza.ru/2022/12/25/1172