Петра Так вот мое начало

Петр Кондратьев
ранее:Зарождение моделизма  http://proza.ru/2022/12/24/928

По разным оценкам на 2010 год результат получался схожий – русскоязычных моделистов не более 500. Сколько было в «золотые» восьмидесятые годы – неизвестно, подавляющее большинство даже в организованном Ленинграде были сами по себе. У двух десятков активно нелегально торгующих по субботам у отдела ДЛТ – в записных книжках каждого 100- 300 клиентов и большей частью эксклюзивных.
     Я вывел формулу «десятины». Примерно 10% из  купивших стартовые наборы возвращались периодически за дополнениями. И из них не более одного из десятка серьезно «подсаживались». Результаты  наблюдений за 4 года «капиталистических субботников». Стартовые наборы, кстати, продавались примерно за полцены. Наша ушлая братия часто их перепаковывала по отдельности для продажи –  дороже даже по госцене. И такой грамотный «демпинг» - в «витрине социализма»!
  В начале нулевых главных немецких (следовательно и мировых) производителей моделей залихорадило. Вынос производства в Китай уже не спасал. Пошла серия скандальных банкротств, прямо как у нас в 90е даже задерживали зарплаты. Приглашали каких-то супердорогих управляющих на половину суммы задолженности, на другую – заказывали экспертизы.  При этом дешевых стартовых наборов уже не было, зачем-то в них ставили цифровые декодеры. Этот гаджет в локомотиве нужен разве что для какого-то супермакета, где очень сложное движение, даже для клубного модульного он – еще лишнее. Но в 1990м этот кризис жанра никакому Нострадамусу с тяжелого похмелья бы не привиделся. Фирмы со столетней историей (Мэрклин, Флейшман) косо смотрели на нувориша-акселерата - австрийское РОКО, но рынка всем хватало.
   Уровень моделизма – лакмус менталитета. Самые тепличные условия были в Ленинграде 60-70х.
На 5 миллионный город  - 7 магазинов. На 2 млн киевлян – один. В Москве 1 на 5 млн. Цены, напомню, вдвое дешевле, чем в ГДР, где они тоже ниже, чем на Западе. Радиоуправляемых моделей еще не было.  Электрическая жд – самая совершенная игрушка для мальчиков любого возраста. В Ленинграде  примерно 1 моделист на 1000 населения. В ГДР – на порядок больше.
   Я хотя до чего-то дошел своим умом, но издержки одиночного плавания ликвидировал только сейчас. Например, сразу догадался использовать ягель как кусты,но не знал, что его надо вымачивать в глицерине, а потом красить из аэрографа. Юрген хотя был и на 4 года меня младше, но стаж непрерывного моделизма имел значительно больший – мне было чему у него и его коллег по клубу поучиться. Цели строить макет у меня не появилось, но процесс живо заинтересовал. А овладевать мастерством эффективнее и веселее в коллективе. Большую часть времени в Берлине я проводил с шурином. Я оказался ему полезен в решении кадрового вопроса личной жизни. Ловил себя на мысли, что купить по банке пива себе и Юргену мне денег не жалко, а заплатить те же полторы марки за проезд – жаба душит сугубо  конфеденциально. Знакомиться с немками оказалось настолько просто, что даже неинтересно. По ТВ его сверстницы смотрели в основном МТВ, за полгода меня никто не узнал. За месяц он разбирался со знакомствами, сделанными за вечер-другой «свободной охоты» на Ку-дам. И далее с моей помощью делал новую мобилизацию. Через год «орленок» и сам научился летать. По началу все парни стеснительны…

далее:дебют  http://proza.ru/2022/12/26/583