Петра Дебют

Петр Кондратьев
ранее: так вот мое начало  http://proza.ru/2022/12/25/1172

  В марте 1990 на Счетмаше  попросили достать фотографии разных паровозов  Ов – а то все три вида (нефтяной, угольный и дровяной тендер) выпускались уже 7 лет с одним номером, что с реальностью не могло иметь ничего общего. Почему это упустили моделисты-конструкторы  – не знаю. Обратился в Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой 50. Но директора ЦМЖТ Закревскую Г.П. как жабу раздуло важностью. «Пусть они сами составляют официальный запрос – тогда я его с собою согласую…»Это краткое содержание 10 минутного монолога.  Вспомнилась ее характеристика Юры Ильина: для Галины Петровны в любых переговорах главное – продемонстрировать чувство собственной значимости, а цель значения не имеет.  Хотя всех дел было – отправить меня с кем-то из сотрудников в фонды, где мне указали бы нужные коробки, и я  аккуратно поискал бы все сам.  Я только разочаровано сказал: «вообще-то одно дело делаем…» Договорился со старшими коллегами по клубу – показали фото из личных коллекций – я списал номера и обозначения дорог. Но почему-то в Курске делать новые надписи поленились. Тогда я сам заказал матрицы  - вышел на Петродворцовый часовой завод. Циферблат любых часов – тампопечать. Так было быстрее, чем через Курск, да и оказалось в 5 раз дешевле. Первый случайный толчок к собственной производственной деятельности. Серийный вариант был на 3 эпоху, 1945-1965гг СЖД, я сделал на 2ю НКПС 1920-1945. Там герб к тому же одноцветный. Договорился в цехе, чтобы мне продали наборы без надписей – им же чуть меньше работы за те же деньги. Заодно осенило закупить «китами» (полный комплект, но  несобранный, некрашеный) сотню пассажирских вагонов за полцены от готовых. Частью прибыли ушлый начальник цеха все же с подчиненными поделился – удовлетворяющая всех схема заработала.   Решил попробовать их перепилить из 14 метровых в 18метровые, а остатки при склейке напоминали целинные теплушки – безотходное производство. Пришло на ум сделать из них еще и царские деревянные. Зашкуривал по бокам, сделал фиксирующую корпус вагона коробку, сверху накладывал решетку и по ней шилом прочерчивал доски.   Там, правда, различались по размеру окна – но это упущение я себе охотно простил. Так что вскоре как у Блока: молчали желтые и синие – в зеленых плакали и пели. Вагоны соответственно 2, 1 и 3 классов. Вспомнил про закупленные для реимпорта ПИКОвские локомотивы БР55, БР89 и БР52 – они как трофейные имели обозначение на СЖД Тп1, ТЗ и ТЭ. В Германии, в отличие от нас и многих стран еще в 1925 систематизировали локомотивы. Паровозы получили обозначение БР(бау райэ- строительная серия)01-99, тепловозы БР101-199, а электровозы – третью сотню. В обозначениях вагонов  во всем жд мире бардак. Только в действующем парке грузовых вагонов в 1989 году в СССР начали систематизацию. 11-ххх крытые грузовые и тп. Сейчас уже это касается всего подвижного состава, кроме локомотивов. Даже трамваи и вагоны метро 18-хххх – любой может убедиться. К лету 1990 остатки ГДРовских поставок по городу смели подчистую. Моделисты вкладывали деньги не только в крупы, в отличие от нормальных людей. Даже «3 богатыря в ДЛТ». Еще с 1970х там лежали мертвым грузом БР 01, 41 и 52 ПИКО по 35 руб. С рук они стоили 25. В ФРГ такой расклад типичен. Если решил от чего-то избавиться – приходится продавать по цене ниже, чем в магазине.  Результаты своей тамповки в клубе реализовывал вошедшим в моду бартером. «За одного «битого»  – 2 «небитых». И вещественный гонорар – и возиться с настройкой станка в будущем не ради  5, а уже десятка. Я не ошибся в предположениях – запасы у нашей братии оказались огромные, у некоторых даже спустя надцать лет склады на антресолях всплывали. Апогеем русификации стал БР 106, весьма схожий с нашим ТГМ-23. Маневровый трех с половиной осей тепловоз с шатуном. Просто у него одна ось есть – а колеса нет. По-моему паровозы для широкой публики выглядят сексапильнее из-за кулисного механизма, это как модели. В реальности они вообще кажутся живыми существами – пар, дым – дракончик на рельсах. В общем желтый немецкий собрат стал советским зеленым… Какой-то московский «мэтр» освятивший своим явлением наш клуб стал морщить попку на такую фривольность:
- Да тут целых 7 различий, что за залипуха!?.. перечислил.
- Так вот, милостивый государь, - ответил я – Вы назвали только 5 реальных различий, а их на самом деле 11. Впрочем, я могу сказать только одно: не нравится – сделай лучше и дешевле.А не делать ничего и неквалифицированно критиканствовать – ни труда, ни ума не требует.
 Трудно определить что такое счастье – но эйфория востребованности у меня тогда была.

далее:тяжела и неказиста жизнь простого моделиста  http://proza.ru/2022/12/26/1539