Глава 6. Тип 2. Прокурор

Ася Котляр
Начало: http://proza.ru/2022/12/10/1651

Дорогие родители! Простите, если вас обидела моя классификация, но в ней нет ничего обидного, поскольку я описываю не только свой учительский, но и свой родительский опыт. У меня три взрослых сына и как мама я тоже наблюдала разных родителей, за которых мне, порой, было неловко и тех, с которыми до сих пор дружу. Но как родитель, я была созерцателем, а как учитель, я стала аналитиком за 37 лет работы в школе. И в моей практике было всякое, вплоть до попытки уйти из школы именно из-за родителей следующего типа, который я назвала "ПРОКУРОР".

О, это очень непростой тип родителей. Давайте начнём с того, что же такое прокурор?

Заглядываем в Википедию и читаем:

«Прокурор – главный судебный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу»…

Каждому учителю в своей практике приходилось работать и с такими родителями.

Они точны, знают обо всём, что творится в классе, хотят участвовать в классных делах но всегда ищут виноватых.

Не получили вовремя информацию? – Как же так! Учитель обязан её предоставить!

Случилось ЧП, подрались мальчишки? – А что было сделано для того, чтобы этой драки не случилось? А проводилась ли превенция? Какова роль каждого участника происшествия?

Я очень хорошо помню случай, произошедший много лет назад и не в моём классе. А участвовала я, как родитель нашего младшего сына Даника. Даник разбил однокласснику нос, вмешались другие пацаны в потасовку и получилась скверная история.

Сразу же вечером мне позвонила мама того, пострадавшего мальчишки, а я, к сожалению, была вообще не в курсе происходящего, хоть и работаю в этой же школе.

Обвинения сыпались, как из ведра изобилия. Она апеллировала к фактам, была точна в них, плавала в ситуации, аки рыба в пруду, и через пять минут её дознавательской деятельности  у меня сложилось впечатление, что виноват не мой сын, а я сама.

Сначала я пыталась вставлять в разговор хоть что-то, но у меня вырывались исключительно междометья: Э…, А?.. , О!..

Потом тоном прокурору мне было сказано, что я должна прийти в кабинет к социальному педагогу для серьёзного разговора и указано время: она уже везде побывала и обо всём договорилась. Поскольку я была не в курсе происходящего, мне нужно было расспросить Даника и подумать.

Данька сообщил, что мальчишка сказал плохо про нашу еврейскую национальность, и я от него отстала.

К огромному сожалению, этот вопрос иногда поднимается в классах, уж не знаю, почему. Сейчас ситуация ещё страшнее в связи с событиями в Украине. Тема «национальность» так или иначе затрагивается ребятами в очень отрицательном контексте, но им есть у кого учиться: достаточно почитать СМИ и посмотреть ТВ.

К назначенному часу, прямо после урока, со звонком, я вошла в кабинет нашего социального педагога. там уже присутствовали все три мамы. Сидели хмурые и сосредоточенные. Мама-"прокурор" взяла слово и произнесла обвинение. Она указала в своей обвинительной речи, кто начал, кто что сказал и как возникла драка. По её виду я поняла: будут бить. Тогда я предложила пригласить мальчишек. Мамы, к счастью, согласились. Мальчишки пришли в кабинет и сказали, что они уже помирились. Вот! Я знала, что так и будет! Но маме-прокурору этого было мало! Ей нужно было, чтобы приговор обязательно был вынесен.

Тогда я предложила всем встать в круг и взяться за руки. Мальчишки сразу встали, за ними нехотя потянулись и мамы. «Прокурор» подписалась последней. Её лицо говорило: «Это ещё ничего не значит! Есть факты!»

И тогда я сказала, что не стоит сейчас искать виновных. Рассказала, не указывая на мальчишку, как больно, когда затрагивают национальность, род, родителей… Сказала, что в отношении детей это всегда должно быть табу! Мама-прокурор вопросительно посмотрела на сына, который, видимо, скрыл такую маленькую деталь. Потом я сказала, что нам, родителям, нужно брать пример с ребят: они всё поняли и извинились друг перед другом. И сказала, что хочу сама извиниться перед всеми родителями за кулаки моего сына. Извинилась просто, искренне, по-человечески. И каждый в этом кругу сделал то же самое: и мамы, и дети. Последней извинилась мама-прокурор. Может и не очень хотела, но пришлось. А потом, когда она закончила круг, мы все обнялись. И это было так замечательно!

Никогда у ребят больше не вставала данная тема, а когда я набирала седьмой класс, эта мамочка пришла ко мне и сказала:

«Я хочу, чтобы мой сын перешёл к вам в класс».

Я с радостью взяла мальчишку и до сих пор, встречаясь с этой мамочкой, мы улыбаемся и обнимаемся. Мальчикам уже по 22 года и я даже не уверена, помнят ли они эту историю.

Итак, если в вашем классе есть родители данного типа, рекомендую:

1.      Выслушать все аргументы и доводы, не перебивая.

2.      Сказать, что вам, как классному руководителю, нужно разобраться в ситуации.

3.      Поговорить с ребятами, выяснив истинные причины конфликта.

4.      Обязательно пригласить маму для беседы и точно так же, аргументировано, рассказать ей обо всём, что вам удалось узнать.

5.      Пригласить свидетелей происшествия и в присутствии мамы помирить их.

6.      Помнить: с такими родителями нужно говорить фактами и по делу. Говорить по-доброму, успокаивая и доказывая, что никакого криминала в детских отношениях нет и быть не может, что дети, как правило, сорятся, но в отличии от нас, взрослых, быстро остывают и прощают.

Если деятельность мамы-"прокурора" касается какого-либо учителя, здесь всё сложнее. Нужно доказать маме, что никакого злого умысла в действиях учителя в отношении её ребёнка нет. Но мама так просто это не оставит, не надейтесь. Именно мамы этого типа будут искать правду во всех инстанциях, поэтому, разговаривать с такой мамой желательно в присутствии арбитра, судьи. Эту роль у нас часто выполняет социальный педагог или завучи. Главное – выслушать. Обязательно нужно переговорить с учителем, и если «вина» последнего будет «доказана», предложить извиниться перед этой мамой. Но извиниться не ради проформы, а потому что есть за что, искренне и честно. И тогда у неё отпадёт мотивация искать защиту в «суде».

У этих мам есть ещё одно: иногда они искажают факты, дорисовывая их в свою пользу. Мало того, они твёрдо верят в придуманную версию. И классный руководитель должен осторожно, чтобы не навредить ни одной из сторон, выступить в роли непредвзятого судьи. Позиция «все правы» и «все не правы» не работает. Виновный должен быть наказан. Но если вы решите ситуацию достойно, по чести, в лице этого типа родителей вы навсегда обретёте уважение и веру. Для таких родителей важно, чтобы их ребёнок не был наказан и обвинён зря, а в этом, в принципе, ничего плохого нет. По крайней мере в них нет безразличия к происходящему в классе и если вам удастся взять в союзники такую маму, это поможет вам во многих делах. Мамы-«прокуроры», как правило,  не будут держать камень за пазухой, если поверят вам и в вас...

Продолжение: http://proza.ru/2023/01/12/1779