Епифаний Кипрский. Христианский ересеолог

Зирк Алексей
* Епифаний Кипрский (315-401) - христианский ересеолог периода ранней Церкви
* http://proza.ru/2023/01/04/1091
* http://disk.yandex.ru/d/bwy9bXuMc12B5Q

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315, по др. дан­ным, 310 или 332, близ Элев­фе­ро­по­ля, Юж. Па­ле­сти­на – ок. 401 или 403), епи­скоп г. Са­ла­мин (Кипр), хри­сти­ан­ский ере­сео­лог пе­рио­да ран­ней Церк­ви.
Родился кон. III века - начало IV века с. Висандук, Финикия. Умер 403
по пути из Константинополя на остров Кипр
Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях. День памяти 12 (25) мая
Труды ересеологические, догматико-полемические, экзегетические
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
 
Епифаний Кипрский — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.
_________________________
Биография

Финикиец по своему происхождению, он получил образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудеем. После смерти своего воспитателя принял христианство, раздал своё наследство бедным и удалился в Египет, где вёл отшельническую жизнь. По возвращении в Палестину, стал учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит бедуинами; ходил с проповедью Евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. В 403 году по навету Феофила Александрийского отправился в Константинополь, чтобы добиваться смещения с кафедры Иоанна Златоуста, который якобы укрывал у себя еретиков-оригенистов. Убедившись в ложности обвинений, Епифаний отплыл обратно на Кипр, но умер во время морского перехода.

По церковному преданию, воскресил умершего сына язычника[1].

Со­глас­но агио­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, про­ис­хо­дил из иу­дей­ской се­мьи; по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в до­ме бо­га­то­го иу­дея и сам в ран­ней юно­сти был иу­де­ем, од­на­ко вско­ре по­сле смер­ти на­став­ни­ка об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во и уда­лил­ся в Еги­пет. По­сле по­се­ще­ния Егип­та вер­нул­ся в Па­ле­сти­ну, под­ви­зал­ся при не­ко­ем ав­ве Ил­ла­рио­не, за­тем ос­но­вал мо­на­стырь, ко­то­рым управ­лял 30 лет. Яв­ля­ясь стро­гим при­вер­жен­цем ни­кей­ско­го бо­го­сло­вия, поль­зо­вал­ся зна­чит. ав­то­ри­те­том сре­ди ме­ст­но­го, в т. ч. и ари­ан­ско­го, на­се­ле­ния; по­сто­ян­но пу­теше­ст­во­вал по Па­ле­сти­не и Си­рии. С 360-х гг. – на Ки­пре, где стал (в 365 или 367) епи­ско­пом г. Са­ла­мин. По­сле это­го при­ла­гал уси­лия к уст­рой­ст­ву мо­на­ше­ской жиз­ни на Ки­пре.

В бо­го­слов­ских спо­рах, глав­ным из ко­то­рых бы­ло про­ти­во­стоя­ние ни­кей­ско­го бо­го­сло­вия и ари­ан­ст­ва, Е. К. за­ни­мал ри­го­ри­ст­скую по­зи­цию. Уме­рен­ных ни­кей­цев на­зы­вал «по­лу­ариа­на­ми», в Ан­ти­охии под­дер­жи­вал не­боль­шую груп­пу стро­гих ни­кей­цев во гла­ве с еп. Пав­ли­ном, ра­ди под­держ­ки ко­то­ро­го Е. К. пред­при­нял так­же пу­те­ше­ст­вие в Рим (382). Ри­го­ризм Е. К. осо­бо ска­зал­ся в от­но­ше­нии к Ори­ге­ну, ко­то­ро­го он на­зы­вал от­цом всех ере­сей, и в уча­стии в ори­ге­ни­стич. спо­рах, ох­ва­тив­ших цер­ковь Па­ле­сти­ны в нач. 390-х гг. Так, ви­ди­мо, имен­но влия­ни­ем Е. К. объ­яс­ня­ет­ся рез­кая пе­ре­ме­на во взгля­дах Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го на ори­ге­нов­ское уче­ние – от его по­чи­та­ния до рез­ко­го не­при­ятия. С еп. Ио­ан­ном Ие­ру­са­лим­ским Е. К. по­рвал об­ще­ние из-за не­же­ла­ния пер­во­го пуб­лич­но осу­дить Ори­ге­на; по при­бы­тии в 383 в Па­ле­сти­ну Е. К. от­кры­то об­ви­нил Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го в ере­си и со­вер­шил ряд ру­ко­по­ло­же­ний в Виф­лее­ме без его ве­до­ма. Е. К. под­дер­жал осу­ж­де­ние Ори­ге­на Фео­фи­лом Алек­сан­д­рий­ским (400). Уз­нав, что из­гнан­ные из Егип­та ори­ге­ни­сты на­шли убе­жи­ще в Кон­стан­ти­но­по­ле у Ио­ан­на Зла­то­ус­та, Е. К. без­ре­зуль­тат­но пы­тал­ся на­стро­ить про­тив не­го кон­стан­ти­но­поль­скую па­ст­ву. Хо­тя кам­па­ния Е. К. про­ва­ли­лась, она ста­ла пре­лю­ди­ей к со­бор­но­му низ­вер­же­нию Ио­ан­на Зла­то­ус­та (404).

Толь­ко два со­чи­не­ния Е. К. со­хра­ни­лись пол­но­стью – «Па­на­рий» и «Ан­ко­рат». В пер­вом со­б­ра­ны и опи­са­ны 20 дох­ри­сти­ан­ских и 80 хри­сти­ан­ских ере­сей, а так­же да­ны оп­ро­вер­же­ния ка­ж­дой из них. Вто­рой пред­став­ля­ет со­бой по­ло­жи­тель­но-дог­ма­тич. из­ло­же­ние пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, пре­ж­де все­го уче­ния о Св. Трои­це, во­пло­ще­нии, Вос­кре­се­нии. Не­смот­ря на то что не­ко­торые фраг­мен­ты из «Ан­ко­ра­та» Е. К. лег­ли в ос­но­ву пра­во­слав­ной триа­до­ло­гии, Е. К. нель­зя на­звать бо­го­сло­вом-мыс­ли­те­лем, его со­чи­не­ния но­сят ско­рее прак­ти­че­ский ха­рак­тер, что вид­но так­же и по из­вест­ным фраг­мен­там его эк­зе­ге­тич. со­чи­не­ний.
______________________________
Сочинения

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (др.-греч. ;;;;;;;;; — «Слово якорное»[2]), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мёртвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион» (греч. ;;;;;;;; — аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории[3].
___________________________
Другие сочинения Епифания:

«Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии;
«Физиолог» — наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
«О камнях» — объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
«О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» — сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
12 проповедей, подлинность которых оспаривается.
Издания его сочинений:

Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) — «Sancti Epiphanii Opera» (Париж, 1622 г. и Кёльн, 1682 г.). Следующие издания перепечатывались с него.
Минь, в «Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca» (тт. XLI-XLIII).
Dindorf — Лейпциг, 1860 г.
Oeler’a — греческий текст сочинений ересеологических, Берлин, 1859—1869 гг.
Лучшая биография Епифания — у Миня, т. XLI[4].
___________________________
Библиография

Соч.: Migne PG. T. 41–43; Тво­ре­ния. М., 1863–1883. Ч. 1–6.

Лит.: Dechow J. Dogma and мysticism in early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the le­ga­cy of Origen. Ma;con, 1988.

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): Pt. 1; Pt. 2; Pt. 3.
___________________________
Русские переводы:

Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863—1883.
Панарион, или Против ересей Ч. 1. Ереси 1-33. 1863. 384 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 2. Ереси 34-56. 1864. 460 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 3. Ереси 57-66. 1872. 304 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 4. Ереси 66-73. 1880. 364 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 5. Ереси 74-80. 1882. 408 стр. djvu
Ч. 6. Слово якорное (с. 5-212). 1883. 291 стр. + Указатель. М., 1885. CCCXVII стр. djvu
Панарион Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)
___________________________
Примечания

 Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года.
 Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 557-581. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
 Епифаний Кипрский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
 Patrologi; cursus completus [Series Gr;ca: T. 41]. — Apud Garnier Fratres et J.-P. Migne Successores, 1863. — С. 1. — 640 с.
Литература
Барсов Н. И. Епифаний Кипрский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIa. — С. 666.
Вильмен А. Ф. «Tableau de l';loquence chr;tienne au IVe si;cle».
Горский А. В. «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII (1863 г.).
Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 557-581. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 12. — С. 387.
Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.
Липсиус Ж. П.. «Zur Quellenkritik des Epiphanius» (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Епифания).


P.S.:
* Сборник. Проводники http://proza.ru/2017/12/03/2473
* «АзъВера. 05. Панарион мировых религий»
* http://proza.ru/2022/11/25/826
:-)