* Епифаний Кипрский (315-401) - христианский ересеолог периода ранней Церкви
* http://proza.ru/2023/01/04/1091
* http://disk.yandex.ru/d/bwy9bXuMc12B5Q
ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315, по др. данным, 310 или 332, близ Элевферополя, Юж. Палестина – ок. 401 или 403), епископ г. Саламин (Кипр), христианский ересеолог периода ранней Церкви.
Родился кон. III века - начало IV века с. Висандук, Финикия. Умер 403
по пути из Константинополя на остров Кипр
Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях. День памяти 12 (25) мая
Труды ересеологические, догматико-полемические, экзегетические
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Епифаний Кипрский — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.
_________________________
Биография
Финикиец по своему происхождению, он получил образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудеем. После смерти своего воспитателя принял христианство, раздал своё наследство бедным и удалился в Египет, где вёл отшельническую жизнь. По возвращении в Палестину, стал учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит бедуинами; ходил с проповедью Евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. В 403 году по навету Феофила Александрийского отправился в Константинополь, чтобы добиваться смещения с кафедры Иоанна Златоуста, который якобы укрывал у себя еретиков-оригенистов. Убедившись в ложности обвинений, Епифаний отплыл обратно на Кипр, но умер во время морского перехода.
По церковному преданию, воскресил умершего сына язычника[1].
Согласно агиографической традиции, происходил из иудейской семьи; получил начальное образование в доме богатого иудея и сам в ранней юности был иудеем, однако вскоре после смерти наставника обратился в христианство и удалился в Египет. После посещения Египта вернулся в Палестину, подвизался при некоем авве Илларионе, затем основал монастырь, которым управлял 30 лет. Являясь строгим приверженцем никейского богословия, пользовался значит. авторитетом среди местного, в т. ч. и арианского, населения; постоянно путешествовал по Палестине и Сирии. С 360-х гг. – на Кипре, где стал (в 365 или 367) епископом г. Саламин. После этого прилагал усилия к устройству монашеской жизни на Кипре.
В богословских спорах, главным из которых было противостояние никейского богословия и арианства, Е. К. занимал ригористскую позицию. Умеренных никейцев называл «полуарианами», в Антиохии поддерживал небольшую группу строгих никейцев во главе с еп. Павлином, ради поддержки которого Е. К. предпринял также путешествие в Рим (382). Ригоризм Е. К. особо сказался в отношении к Оригену, которого он называл отцом всех ересей, и в участии в оригенистич. спорах, охвативших церковь Палестины в нач. 390-х гг. Так, видимо, именно влиянием Е. К. объясняется резкая перемена во взглядах Иеронима Блаженного на оригеновское учение – от его почитания до резкого неприятия. С еп. Иоанном Иерусалимским Е. К. порвал общение из-за нежелания первого публично осудить Оригена; по прибытии в 383 в Палестину Е. К. открыто обвинил Иоанна Иерусалимского в ереси и совершил ряд рукоположений в Вифлееме без его ведома. Е. К. поддержал осуждение Оригена Феофилом Александрийским (400). Узнав, что изгнанные из Египта оригенисты нашли убежище в Константинополе у Иоанна Златоуста, Е. К. безрезультатно пытался настроить против него константинопольскую паству. Хотя кампания Е. К. провалилась, она стала прелюдией к соборному низвержению Иоанна Златоуста (404).
Только два сочинения Е. К. сохранились полностью – «Панарий» и «Анкорат». В первом собраны и описаны 20 дохристианских и 80 христианских ересей, а также даны опровержения каждой из них. Второй представляет собой положительно-догматич. изложение православного вероучения, прежде всего учения о Св. Троице, воплощении, Воскресении. Несмотря на то что некоторые фрагменты из «Анкората» Е. К. легли в основу православной триадологии, Е. К. нельзя назвать богословом-мыслителем, его сочинения носят скорее практический характер, что видно также и по известным фрагментам его экзегетич. сочинений.
______________________________
Сочинения
Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.
Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (др.-греч. ;;;;;;;;; — «Слово якорное»[2]), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мёртвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион» (греч. ;;;;;;;; — аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории[3].
___________________________
Другие сочинения Епифания:
«Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии;
«Физиолог» — наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
«О камнях» — объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
«О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» — сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
12 проповедей, подлинность которых оспаривается.
Издания его сочинений:
Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) — «Sancti Epiphanii Opera» (Париж, 1622 г. и Кёльн, 1682 г.). Следующие издания перепечатывались с него.
Минь, в «Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca» (тт. XLI-XLIII).
Dindorf — Лейпциг, 1860 г.
Oeler’a — греческий текст сочинений ересеологических, Берлин, 1859—1869 гг.
Лучшая биография Епифания — у Миня, т. XLI[4].
___________________________
Библиография
Соч.: Migne PG. T. 41–43; Творения. М., 1863–1883. Ч. 1–6.
Лит.: Dechow J. Dogma and мysticism in early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the legacy of Origen. Ma;con, 1988.
Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): Pt. 1; Pt. 2; Pt. 3.
___________________________
Русские переводы:
Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863—1883.
Панарион, или Против ересей Ч. 1. Ереси 1-33. 1863. 384 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 2. Ереси 34-56. 1864. 460 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 3. Ереси 57-66. 1872. 304 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 4. Ереси 66-73. 1880. 364 стр. djvu
Панарион, или Против ересей Ч. 5. Ереси 74-80. 1882. 408 стр. djvu
Ч. 6. Слово якорное (с. 5-212). 1883. 291 стр. + Указатель. М., 1885. CCCXVII стр. djvu
Панарион Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)
___________________________
Примечания
Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года.
Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 557-581. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
Епифаний Кипрский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Patrologi; cursus completus [Series Gr;ca: T. 41]. — Apud Garnier Fratres et J.-P. Migne Successores, 1863. — С. 1. — 640 с.
Литература
Барсов Н. И. Епифаний Кипрский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIa. — С. 666.
Вильмен А. Ф. «Tableau de l';loquence chr;tienne au IVe si;cle».
Горский А. В. «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII (1863 г.).
Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 557-581. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 12. — С. 387.
Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.
Липсиус Ж. П.. «Zur Quellenkritik des Epiphanius» (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Епифания).
P.S.:
* Сборник. Проводники http://proza.ru/2017/12/03/2473
* «АзъВера. 05. Панарион мировых религий»
* http://proza.ru/2022/11/25/826
:-)