Интервью с Никитославом Виленским 4. Декабрь 2022

Анна Рябошлык
Минувший год был полон событий как для Острова Пасхи, так и лично для Никитослава Виленского, который с радостью поделился своими впечатлениями. В один из снежных вечеров мы встретились в очередной раз, чтобы приятно побеседовать. О переменах за год, открытиях года, успехах, новых знакомствах и жанровой независимости Острова Пасхи — в нашем четвёртом интервью.


(ИНТЕРВЬЮ СОСТОЯЛОСЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ВЫХОДА АЛЬБОМА «ЛИФТЫ И ЛЕСТНИЦЫ» — ПРИМ. АВТОРА)


— Рада тебя видеть! Доволен ли ты переменами, которые успели произойти?


— Да, безусловно. Сегодня, оглянувшись назад и посмотрев на всё то, что случилось, я могу с уверенностью сказать, что вектор, который я избрал для себя, оказался верным. На это указывают все признаки — прямые и косвенные. Мне чудовищно нравится то состояние, в котором я нахожусь сейчас, мне безумно интересны, приятны и любимы люди, которые рядом, и меня просто прёт от процесса, от моих соратников по группе, от того, что мы делаем на репетициях, от того, какие к нам приходят идеи, и того, как и куда всё движется. Если мне суждено добиться каких-то значительных, заметных успехов, как минимум, в этом городе — то добьюсь я их только с ними. Безмерно горжусь и уважаю.


— Наверняка спустя год круг твоего общения успел измениться?


— Круг общения лишь расширил свои границы. Дело в том, что придя к новому состоянию сознания в прошлом году, я вновь почувствовал потребность к взаимодействию с людьми, общению, и мне это приносит радость. Теперь я могу даже невольно сойти за какого-то экстраверта. Конечно, на деле это далеко не так. Мне потом приходится отдыхать наедине с собой. Но, тем не менее, мне интересны люди рядом со мной, мне интересно узнавать, как они живут, что у них нового, почему они, допустим, пришли в то же место, где и я сейчас нахожусь, где завязалось наше общение.


— Видимо, позитивная отдача аудитории способствует изменению отношения к себе и своей работе, группе?


— Да, я чувствую сегодня небывалую общность с людьми, чего никогда прежде не испытывал. Есть в чём-то прямо разительные отличия, благодаря тектоническим изменениям внутри меня и смене парадигм, по которым я жил. Сейчас я говорю об очень личных вещах. Когда-то мне было важно выделяться, я чувствовал острейшую необходимость в этом. И не важно, как бы я выделялся среди других, чем бы я выделялся; быть белой вороной — было не просто желание — в этом была необходимость. Спустя время я понял, что это тупиковый путь, что сама по себе идея какой-либо исключительности абсурдна, она не работает. Тогда мне захотелось быть более, скажем, «очеловеченным».


— Понимание пришло само или после некоторых событий?


— Затрудняюсь сказать. Возможно, какая-то внутренняя работа к этому подвела. Возможно, что и какие-либо события в жизни, не знаю. Но мне надоело постоянно торчать гвоздём, мне, наоборот, нравится быть наравне со всеми, не распугивать возле себя никого. И, знаешь, сентябрьские события ещё сильнее сблизили меня с окружающими. Потому что все напряглись, все испугались — и я в том числе. Вот тут, конечно, был апогей этого ощущения общности.


— Появились ли новые личности, которыми ты вдохновляешься? За столько лет они не могли не появиться, как мне кажется.


— Хех, ну да, если пять-шесть лет назад вдохновляющим примером для меня был Роберт Смит, то теперь у меня в фаворе Ник Кейв (улыбается). Забавно, что в отличие от Смита, с Ником Кейвом мы реально тембрально близки, и тесситура у нас, в принципе, тоже одна. Однажды, может, запишу что-нибудь мрачное в кейвовской манере.


— На данный момент ты доволен своим сценическим образом и состоянием музыкальной, с твоего позволения, карьеры?


— Да, я доволен, потому что, во-первых, я совершил прорыв для себя лично. Начиная с прошлой осени, я занимался тем, что снова выходил в люди, посещал какие-то мероприятия, знакомился. Порой знакомился заново. Восстанавливал связи подзабытые или вовсе утерянные. Я возвращал всё, что у меня когда-то было, а это очень трудно подчас. В итоге, то место, которое я занимаю сегодня, и осознание того, кто я, где я нахожусь в системе координат, оно не просто меня как-то радует и мотивирует — оно согревает изнутри, потому что в столь хороших условиях и столь хорошо я себя не чувствовал никогда прежде. Даже пять лет назад, когда, казалось бы, я тоже весь целиком отдавался музыке, нет. Сегодня всё иначе: раньше я был зациклен на себе, сегодня же я где-то с радостью участвую и на вторых ролях.


— На вторых ролях? Что ещё добавилось к Острову Пасхи и Вентшахте?


— Появилась Кора, куда я сам напросился в конце зимы играть на бас-гитаре, потому что, побывав на концерте и услышав их во второй раз, понял чего мне лично не хватало. Тогда я спросил, нужен ли Коре бас-гитарист. Оказалось, что нужен. Так я влился в новый коллектив. В конце весны была история, когда меня сблатовал сыграть на Дне города Александр Кандауров, и мы с ним и Верой Пидченко, подготовив скромную, но классную программу, выступили. И меня это всё радует абсолютно, потому что мне важен сам процесс, и важно получать от этого наслаждение. Если в одном месте пауза — я выкладываюсь на полную в другом, вот и вся разница. Пять лет назад такого не было. Сейчас мне просто важно этим жить, в этом находиться. Мне важно быть частью этого. Вот, что значит музыка для меня сегодня. Я чувствую, что являюсь самостоятельной единицей, способен сам заводить знакомства и связи новые, и чувствую, что имею вес и худо-бедный авторитет за плечами. Осознание этого меня особенно приводит в трепет, потому что порой кажется невероятным, что оно всё взаправду... Но это, чёрт побери, круто! Возможно, также дело в том, что я просто физически стал старше. Этого никак не отнять. Может, это и заблуждение, но так или иначе, я сейчас общаюсь на равных с теми людьми, на которых раньше смотрел, затаив дыхание от восхищения, и это просто крышу сносит.


— Значит ли это, что ты сейчас готов вливаться в другие коллективы, или, возможно, создать свой новый проект помимо «Острова…»?


— Нет, «Остров…» — моя жизнь. Ничего нового я уже создавать не буду, в этом нет нужды: у меня есть детище — какие новые проекты? Я могу только с радостью помогать кому-то. Конечно, у нас с друзьями есть какие-то истории на уровне шуточек. Вроде той, что было бы круто собрать какую-нибудь «подростковую» рок-команду, которая будет петь про злых училок, «двойки» по «матёше» из-за несделанного д/з и разбитые сердца из-за неблагодарных одноклассниц. И для пущего эффекта это должны петь не подростки, а взрослые мужики (смеётся).


— И главным хитом будет «Университет»?


— О, нет, там совсем другие песни были бы. Но это всё угар, это всё стёб, не будем мы такого делать. Это из разряда «давай писать песни с матом»; я как-то предложил Тимофею сделать ответвление — электронный проект Стояк. Та же Вентшахта, только с нецензурной бранью в текстах — хорошо же! Кстати, я проверял: исполнителя такого нет, ниша свободна (смеётся). Но это всё стёб, это всё юмор, так сказать. Зоны влияния давно поделены, в частности — внутри себя. То есть ты определился и понимаешь, что ты хочешь делать, и в каком направлении двигаться, а что интереса не вызывает совсем. Поэтому плодить новое — это уже история не про нас. Сейчас надо поддерживать жар в топке того, что и так едет, не размениваясь на мелочи.


— Расскажи о последних релизах Острова Пасхи и Вентшахты.


— Итак, в этом году я активизировался и стал вновь действующей единицей музыкального процесса города. Остров Пасхи в уходящем году методично делал то, что обещал — готовил пластинку к релизу. Осенью мы подкрепили свои обещания двумя синглами — это не сказать, чтобы новые песни, они давно присутствуют в репертуаре группы, но для многих новых наших слушателей они прозвучали впервые. Особенно «Японский орех» — хорошая песня для знакомства с музыкой Острова Пасхи.


— Расскажи об альбоме! Хотя бы чуть-чуть!


— На альбоме будет восемь песен и одна инструментальная композиция. Аранжировки, несомненно, удивят. Песни, в основном, публике известные, а также те, которые были написаны мною давно, но прошли испытание временем, не оказавшись бредом после перечитывания в зрелом возрасте. Это, например, «Северо-юг» — песня о чрезмерной уверенности в собственной правоте и, как следствие, безрезультатных вечных поисках. «Кот Шрёдингера» — песня о дуализме этого мира, его относительности и бессмысленности переживаний относительно смерти, которой на эти переживания абсолютно всё равно; стало быть — живём. А вот заглавная песня «Лифты и лестницы» уже посвежее. Она о том, как самоцели не доводят до добра, а жизнь в состоянии постоянной гонки неизменно приведёт к перегреву двигателя или лопнувшим покрышкам, что на скоростях чревато трагедией.


— Из всего перечисленного живьём не слышала только «Северо-юг». Будете играть её на концертах?


— Концертная деятельность сама по себе у нас ограничена разными обстоятельствами, тем не менее, летом мы сумели выступить вполне убедительно, это хорошо. Тем более для группы, которая обрела новый состав, которому без году неделя. Вообще у меня складывается такое чувство, что Остров Пасхи — это «чрезвычайная» группа, потому что она появляется в строго определённый момент, когда нужно сыграть какой-то концерт, а потом опять растворяется где-то в небытии и дежурит до нужного момента. Пока что ещё не удаётся довести группу до состояния стабильно играющей. Конечно, этого хочется, к этому стремимся. Даст бог, скоро мы к этому придём. Есть у меня также предчувствие, что мы и в этом месяце даже можем сыграть, прям под Новый год.


— Какими выступлениями отметилась группа в уходящем году?


— 20 августа! Опять же, это стихийно организованное действо. Летом Тимофей Тимкин сообщил мне, что намерен посетить места Дальнего Востока и учтиво поинтересовался, имеет ли смысл ему возвращаться через Хабаровск. Намёк был понят мною мгновенно. Я написал друзьям в Asmodey House (концертная площадка — прим. автора) и уже через пять минут дал Тимофею ответ, что 20 августа Вентшахта играет в городе. Так что запланировать концерт было легко — как по щелчку пальца, а вот чтобы организовать его, уже пришлось изрядно потрудиться. Тем не менее, дерзкий эксперимент на который я решился, а именно — выдать Вентшахту за хэдлайнера, сработал. Почему гвоздём программы стал наш электронный дуэт с Тимофеем? Потому что это хорошо бы привлекло аудиторию, особенно, если мы делаем акцент на том, что гости едут аж из Новосибирска — рекламный ход. Кстати, мы до сих пор не можем сойтись в едином мнении, откуда родом Вентшахта. Тимофей считает, что это Сетевая история, я же говорю, что песни написаны и выстраданы в Новосибирске, значит и родина там. Но пока что единого мнения нет, а вот в Хабаровске считается, что Вентшахту основал я (смеётся). Ну что ж, как говорит Тимофей — пусть считают. Мы с юмором относимся к этой путанице, так даже интереснее. В конце концов, аудитория Вентшахты подавляющим числом происходит отсюда. Так что удивительно это только на первый взгляд.


— Удивительно, но и логично, так как концертов Вентшахты, например, в Новосибирске ещё не было.


— Да, это чудовищно смешно, а, между тем, есть ведь, что показать. У Вентшахты за плечами-то уже два альбома — неплохой такой задаток, классная программа на 15 песен! Мы её и сыграли на концерте. Не обошлось и без сюрпризов — мне было важно во время второго выступления в Хабаровске сделать те вещи, которые не получились, по разным причинам, тогда — в январе 2021 года. В этот же раз было лето, было тепло, можно было танцевать, можно было собрать больше народу, и я прям все силы и всю душу вложил в промоушн. Афиша, анонс. Я буквально каждому, кого приглашал, писал лично, здоровался, каждому уделил время — совсем, как зовут на день рождения, максимально доверительно.


— Задумка удалась?


— Да, люди пришли в достаточном количестве, даже несмотря на то, что в тот день зарядил ливень. Он, конечно, малину подпортил, но кому было надо — те пришли. Кто-то даже вымок до нитки, идя пешком через полгорода, но он пришёл, потому что это было ему важно. Это вызывает восхищение и трепет, по-другому и не скажешь.


— Что будет дальше? Какие твои дальнейшие концертные планы и какие нам ожидать релизы в 2023 году?


— Вентшахта работает над третьим альбомом, «Остров…» без шума и пыли подсуетился, и вот-вот разродится обещанным давным-давно полноформатником — либо в конце декабря, либо уже в начале января. В следующем году, думаю, мы уже сможем воплотить и идею с большим юбилейным концертом «Острова…». Он состоится в любом случае, потому что такие крутые штуки надо показывать. В целом, не бывает проходных концертов, никогда. Любой концерт важен — успешный, не успешный, провальный. Ко всему надо относиться как к должному, ничто не должно ни затмевать разум, ни вгонять в депрессию, на дно. Сыграли на ура — отлично, здорово, продолжаем в том же духе. Сыграли не совсем хорошо — ничего, нормально, бывает. Плохо сыграли, никто не пришёл — значит, надо понять, что было не так, уроки извлечь, чтобы больше на такое не натыкаться. Вот ты стоял, коммутировал провода 20 минут, зато в следующий раз ты потратишь на это уже минут 10, и т.д. Важно иметь ответственное отношение к делу, не загоняться и всегда стараться. Не важно, сколько человек пришло тебя слушать, они пришли слушать тебя, так что ты не имеешь права их подвести. Вот поэтому проходных концертов не бывает. Если следовать этим правилам, то всё будет лучше и лучше.


— Может, отметишь концерты этого года, которые показались тебе значимыми?


— Для меня значимым стал концерт памяти Коли Никитина (Оркестровая Яма), который прошёл 12 февраля в Театре «И Т.Д», где я услышал за один раз Кору, Город Ха и Повешенную Луну. Это был очень важный концерт, очень важное, судьбоносное на моей персональной временной линии событие, после которого произошло сразу несколько вещей, которые, в свою очередь, предопределяли другие вещи уходящего года. В общем, это стало такой точкой бифуркации или развилкой, которая породила ещё несколько веток. Там мы познакомились с Пашей Терновым из Города Ха. Блюзмен легендарный, старейшая группа города. Терновой ездил в Европу, в Америку, общался с тамошними музыкантами, а потом применял новые знания и фишки здесь. Хорошо заобщались с ним, вполне доверительно. Очень приятно быть с такими людьми на короткой ноге. Выступление Коры, как я упомянул до этого, дало мне понять, чего лично мне не хватает в их саунде, и уже на следующий день я напросился в Кору бас-гитаристом. Ибо инициативу надо брать в свои руки (смеётся).


— Ещё были даты?


— Да, был сейшн разных исполнителей 9 апреля в Asmodey House. Там даже не было каких-то определённых команд, это был чисто квартирник, где каждый пел любимые песни — Би-2, Земфиры и т.д., вечер каверов, в общем. Но это была именно та дата, когда я очень твёрдо и уверенно заявил о себе и закрепился. Плюс с этого мероприятия и зародилась моя любовь к Asmod’ею — к этому невероятно атмосферному месту, уютному лофту, который создал Валентин Пешалов, удивительный человек и ныне — мой друг и соратник. 19 июня был сольный концерт Коры, к которому удалось меньше, чем за месяц подготовиться. Таких мероприятий, по уровню сценографии, в городе на тот момент ещё не было. Круто давать концерты в театре, конечно, это было мощно. В принципе, Остров Пасхи нечто подобное хочет показывать в плане шоу. С применением разве что технологий каких-то. Ну а у Коры это происходит совсем волшебно, будто бы в каком-то дивном саду находишься, в городе золотом, о котором Гребенщиков пел так торжественно. И вообще весь тот уикенд, в принципе, был важен.
Также выделю 1 июля, когда приезжали с концертом в Хабаровск гости с Сахалина — несколько инди-групп. Они хороший звук показали, звучали убедительно, танцевально, прям вкатили, у нас городе такое редко услышишь. Также в начале сентября было чумовое выступление — с настоящим музыкальным спектаклем прогремел Корабль Праведных вместе с Анастасией Штепа. Это было чертовски самобытно, и подобного никто не делал ещё. Мне посчастливилось стать участником этого праздника: у меня была определённая роль по сценарию, и вышло всё грандиозно. Увы, это был первый и последний концерт Корабля Праведных в Хабаровске: сейчас Анастасия в Петербурге и продолжает творить там.


— Перечисли также релизы или группы на местной музыкальной сцене, которые порадовали за прошедший год?


— Хм… Я могу просто сказать, что открыл для себя группу MONOCHROME. Они играют сладж-металл, смешанный с даркгейзом — и это круто! Я вообще могу по пальцам одной руки пересчитать группы, которые играют в экстремально тяжёлом стиле и при этом — мне по душе. И за MONOCHROME я с уверенностью загну палец! И особенно классно, что это наша команда, которая живёт с тобой в одном городе, это потрясающе!


— А из числа не местных музыкантов, были какие-то открытия?


— Краснознамённая дивизия имени моей бабушки. Мне когда-то попалось на глаза это название, я ещё скептически поморщился, мол, чё за вычурность. А на поверку оказалось, что группа-то офигенная! Играть фолк-постпанк не всякий сможет так, чтобы было не заунывно, а заводно (sic!). Также не могу не назвать CHVRCHES! Они напрочь снесли крышу — невероятные шотландские ребята, балансирующие между синти-попом, альтернативой и этериалом! И, само собой, вокал Лорен Мэйберри — она теперь у меня в личном топе любимых женских голосов, наряду с Auror’ой, Кейт Буш, Долорес О’Риордан, Энией, Жанной Агузаровой и многими другими. Ну и ещё, пожалуй, назову французский проект Jessica93.


— Все исполнители, которых ты сейчас назвал, относятся к разным жанрам. А музыку Острова Пасхи ты причисляешь к какому-то определённому жанру или нескольким?


— Нет, я не могу ни к чему её причислить: я изначально не собирался себя загонять ни в какие рамки ни одного жанра. Мне просто хотелось писать так, как пишется, аранжировать так, как аранжируется. И люди, с которыми мы вместе думаем над аранжировками, считают также. Я просто собираю воедино какие-то различные мнения, какие-то свои идеи и идеи заимствованные. В результате каждая песня «Острова…» не похожа на другую. И даже в живом исполнении от концерта к концерту саунд меняется — это зависит от тех людей, которые играют со мной на сцене. Я даю им полную творческую свободу.


— Но всё же базовым направлением вашей работы является рок. А готов ли был бы ты ради эксперимента выпустить что-то в диаметрально противоположном жанре? Рэп готов читать?


— Я не считаю, что рэп диаметрально противоположен. Это, на самом деле, интересный вопрос для дискуссии. В основе и рока, и рэпа, хип-хопа лежит ритм. Не тишина.


— Тишина — это эмбиент.


— Ну да (смеётся). Я не знаю, «рок» мы, или уже не «рок»... главное, что мы создаём то, что создаём и кайфуем от этого процесса, вот и всё. Может быть, это тяготеет к психоделии. Когда меня просят охарактеризовать, представить группу, я говорю, мол, да, это экспериментальный рок, основанный на традициях психоделического рока. Наверное, таким и справедливо называться, а, может быть, и нет, но и не описывать совсем то, что получается, я не пытался.


— Но что делать, если условная Яндекс.Музыка просит указать жанр?


— Ой, с ней вообще прикол! Я в упор не понимаю, почему она автоматически присваивает нам тег «иностраннный рок». Только там, только в Яндексе почему-то считается, что Остров Пасхи — это иностранный рок. Причём я всегда указывал, что язык русский, RUSSIAN, чёрт возьми, — почему?! Может быть, конечно, и стоит написать в техподдержку и спросить, что происходит, но пока всё устраивает. Вдруг это даже в чём-то выгодно. Если это вылезает другим слушателям по соседству, и они такие: «Что за? О, прикольно». Может, Яндекс думает, что мы из Беларуси, я не знаю. Но если с альбомом в будущем такая же чепуха произойдёт, я точно полезу ругаться с саппортами сервиса.


— Или не Беларуси, а Польши.


— Я правда не знаю, как это работает! Но петь на других языках меня не прельщает совершенно. Это касается и английского, и польского, и любого другого языка и исполнения на нём.


— Почему же нет?


— Да просто потому, что петь нужно на том языке, на котором: во-первых — думаешь ты, во-вторых — думают твои слушатели. Всё. Если б для меня был второй язык польский — окей. Но для меня сложилось так, что родной язык — всё-таки русский, соответственно, максимально полно выразить свою мысль я смогу только на этом языке, а максимально понять её сможет только русскоязычная публика. То есть, это взаимопонимание, которое выстраивается с аудиторией, оно очень важно. Краеугольным камнем является язык.


— Удивительно слышать это в наше время, когда на тексты песен упор практически уже никто из исполнителей не делает, особенно популярных.


— Сочту за комплимент.


— В завершение беседы — пять пожеланий на предстоящий год вашим слушателям!


— Слушать хорошую музыку — во-первых. Во-вторых, оставайтесь честными перед самими собой. В-третьих, прислушивайтесь к своим ощущениям и интуиции. В-четвёртых, не унывайте: как известно, самое чёрное небо перед рассветом. Это правда. Хоть убейте, это звучит пошло, избито, но это так. Не унывайте, чёрная полоса всегда заканчивается. Пятое… не утратьте в себе человеческое. А сегодня это, к сожалению, стало ещё проще, чем прежде. Но я всё-таки считаю, что возможность оставаться человеком, имея свободу выбора — это действительно счастье.


— Сильно. Спасибо за беседу! Успехов всем твоим группам в грядущем году!


Интервью 2019 года: http://proza.ru/2019/08/17/1534
Интервью 2020 года: http://proza.ru/2020/10/11/1627
Интервью 2021 года: http://proza.ru/2022/02/03/551


Познакомиться с музыкой Острова Пасхи можно тут: http://vk.com/ostrovpaskhi
Послушать Вентшахту здесь: http://vk.com/airshaft
А заглянуть в гости к Коре по этой ссылке: http://vk.com/koraband


Фото Дарины Поповой