Корноухов v s Рупника

Артём Киракосов
КОРНОУХОВ V\S РУПНИКА
справка для фильма Александра Игоревича Строева
о работе обоих | 1996 --1999 | в Ватиканской Капелле «Redemptoris Mater»


Падре Марко-Иван Рупник, считающийся „богословом“ и „мозаичистом“, родился в деревне Задлоге, Идрия, Западная Словения (тогда Югославия) в 1954; по окончании начальной школы Рупник продолжает своё среднее образование в Малой семинарии в Випаве; в 1973 году вступает в Общество Иисуса; после завершения послушничества он изучает философию в Люблянской духовной семинарии, а затем в 1977 -- 1981 годах учится в Академию изящных искусств в Риме; по окончании её поступает на теологическую программу личного теолога Папы Томаша Шпидлика в Папском Григорианском университе в Риме; в 1985 году Рупник был рукоположен в сан священника в Копере, он продолжает учиться в Папском Григорианском университете специализируясь на миссиологии; с 1987 по 1991 он живёт в Гориции, в иезуитском центре Стелла Матутина, где пишет диссертацию "Богословско-миссионерское значение искусства", получает степень "доктора миссиологии", он директор Центра Алетти, занимающегося „христианскими взаимосвязями духовности Востока и Запада“  (по материалам в Википедия).
По словам Корноухова, до знакомства с ним в 1995 никто ни в "Центре Алетти", историю получения здания которого в историческом Риме Рупником в своё распоряжение ещё необходимо прояснять, ни сам падре Рупник мозаикой никогда не занимались.
Фраза Рупника: „Тебя мне бог послал!“ -- которой приветствовал Рупник Корноухова становится понятной спустя более четверти века: у Рупника появился нужный ему человек, через которого он смог реализовать свой карьерный план, полностью, хладнокровно жестоко, использовав Корноухова, как трамплин, обозначил поначалу себя его „учеником“, следом стал художественным и богословским руководителем работы Корноухова, заставив его подписать кабальное "Соглашение" от 23 мая 1996, не являющееся "Трудовым контрактом", что полностью лишало Корноухова авторства и подчиняло его исключительно произволу Рупника, а затем просто, после того, как 10 февраля 1998 Президент России Борис Ельцин с супругой побывали в Капелле, на следующий же день, 11 февраля, выгнал Корноухова с устным обвинением в осыпании камней мозаики с потолка, подсунув "письмо" с претензиями по композиции при ложной датировке четырьмя месяцами ранее, да дал команду в тайне от Святого Престола на вандальное сбитие уже готовых, шедевриальных 800 кв м корноуховских мозаик Капеллы, ну а потом, естественно, избавившись от опасного конкурента, Рупник стал главным художником Капеллы и, через какой-то срок, -- главным художником всего Ватикана и 25 лет, опираясь на этот свой первичный „успех“ над Корноуховым в Папской Капелле, как на отправную вершинную точку, оформлял с таким же „успехом“ своими деяниями всю последнюю четверть века множество объектов Католической Церкви по всему миру.
Сам текст рупниковского, так называемого, „Соглашения“ с маэстро Корноуховым, которому Корноухов протестовал, выдаёт рупниковы планы наперёд, где на Рупника, как на директора Центра Алетти возлагается „руководство и богословско-художественная ответственность за выполение работ по реставрации Капеллы“ (а Корноухов -- реставратор разве?), вчитайтесь:
„<...> Осуществление всех этапов работы по прилагаемому проекту маэстро Корноухов должен согласовывать с директором центра Алетти. <...>
Губернаторство оставляет за собой право прервать выполнение работ до истечения срока их окончания, если на основании мнения директора центра Алетти сочтёт качество работ ненадлежащим, либо сами работы не соответствующими проекту, представленному центром Алетти.
Поручение, даваемое на основании настоящего документа, не является трудовым контрактом, налагающим обязанности на маэстро Корноухова или его помощников.
Все права и средства их защиты, касающиеся настоящего контракта на выполнение работ в капелле Redemptoris Mater («Матери Спасителя»), относятся к исключительной компетенции Губернаторства государства-града Ватикана.
Подписывая данный документ, маэстро Корноухов подтверждает свой формальный отказ от всех прав собственности в пользу Губернаторства государства-града Ватикана, который будет считаться собственником произведений, и которые будут созданы в соответствии с вышеуказанными условиями<...>“
Корноухов протестует, обращается письмом к Папе:
„Ваше Святейшество, уже год я работаю над мозаиками «Redemptoris Mater». Для меня, как художника и христианина, -- это работа огромной ответственности. Думаю, что этому труду служила вся моя предшествовавшая деятельность (мне довелось работать над украшением храмов: Кафедрального собора в Тбилиси, столицы Грузии, святого Митрофания Воронежского, Преображения Господня и Знаменной церкви в Москве, Sant Udo в Риме). Я стараюсь применить весь свой накопленный опыт в настоящей работе. Эта работа приносит мне большую творческую радость, и я вижу, что эту радость разделяют многие христиане, католики и православные, которые имели возможность увидеть мозаику в ходе работ. 
 <...>
 Меня очень огорчает то, что согласно составленному договору <...>, я должен снять с себя ответственность за художественные решения Капеллы.
Обращаясь к Вам, я надеюсь на понимание особенностей этой работы и необходимости творческой свободы, которой я надеюсь не злоупотребить“.
К Святому Папе Римскому Иоанну-Павлу II обращается и поэт, переводчик, богослов, частый собеседник Папы, Ольга Седакова, рекомендовавшая Папе к этой работе Корноухова, как художника: „Пресвятой Отец, простите меня за дерзость, с которой я обращаюсь к Вашей Святости. Меня тревожит то, что происходит с работой Александра Корноухова, моего друга, в Капелле «Redemptoris Mater», -- и  то, что может получиться из этого прекрасного замысла.
<...>
Я решаюсь беспокоить Вашу Святость только потому, что мне очень горько, если такой прекрасный первоначальный замысел Капеллы рухнет <...>.“
Рупник перехватывает не только эти, но и все другие письма, они все остаются без ответа.
В это, последнее Рождество, грохнул скандал: согласно католическому порталу Crux, прессе: Dailymail, Bild, Domani, Associated press, другим изданиям, -- и итальянским блогам: Silere non Possum, Left.it Messa in Latino, -- падре Марко Иван Рупник обвинён в сексуальном, физическом, духовно-психологическом насилии над двумя десятками монахинь, которых исповедовал в словенском монастыре в 1987 -- 1994, и в богохульстве, склонению под порнофильмы монахинь к занятию сексом втроём для познания „троичности бога“.
Вот скромные цитаты \ выдержки с официальных новостей Ватикана «Vatican News» от 20 декабря 2022 перед Рождеством: „Отец Йохан Версхюрен, делегат генерального настоятеля иезуитов и главный настоятель Международных домов Общества Иисуса, изложил события в хронологическом порядке, пояснив, что речь идёт о двух различных канонических процессах:  первый процесс начался в октябре 2018 года <...> Общество Иисусово открыло предварительное расследование <...> посчитало обвинения достоверными <...> В мае 2020 года Конгрегация вероучения издает декрет об отлучении; отлучение было в том же месяце снято декретом той же Конгрегации. <...> Второй процесс начался в июне 2021 – вследствие обвинений со стороны членов института богопосвящённой жизни, поступивших в отношении отца Рупника от некоторых членов «Общины Лойолы». <...> В октябре 2022 года Департамент вероучения заявляет, что обвинения касаются заархивированых дел, и процесс не будет проводиться. Ограничения, наложенные на отца Рупника, по-прежнему имеют силу“.


20 01 2023

АвтоТекст # 0037 2023:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_51576
http://proza.ru/2023/01/20/526
своды текстов:
http://proza.ru/2023/01/12/87
http://proza.ru/2021/08/08/240
фото из интернета: Рупник с девушкой "вайяит"
ФотоАльбом № 1251 «Из бесед с Александром Корноуховым о Александре Корноухове и много ещё разном другом»:
https://vk.com/album15993373_281255592