Сборник. Проводники http://proza.ru/2017/12/03/2473
______________________
Бернар Ле Бовье де Фонтенель (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) — французский прозаик, драматург, эссеист, ученый. Племянник Пьера Корнеля.
Разнообразное и богатое творческое наследие Фонтенеля включает художественные произведения (идиллии, стихи, трагедии и пр.), литературно-критические труды и научно-популярные сочинения.
______________________
Биография
Родился в аристократической семье Руана. Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после первой же неудачи отказался от неё и решил заняться литературой. Написал несколько пьес („Brutus“, „Bell;rophon“, „Endymion“ и др.), которые, будучи посредственными, не имели успеха. В 1683 году выпустил «Диалоги мёртвых древних и новейших лиц» (Nouveau dialogues des morts aucienne et modernes), в которых уже отразилось до известной степени его миросозерцание; три года спустя обратил на себя общее внимание рассуждением «Беседы о множественности миров» („Entretiens sur la pluralit; des mondes“).
В развернувшейся во Франции полемике, которая получила название «Спор о древних и новых», выступил («Отступление по поводу древних и новых»,1688) как критик античности и сторонник теории прогресса в литературе и искусстве («новые»).
В 1691 году Фонтенель был избран членом Французской академии. В 1708 году напечатал один из лучших (особенно по языку и манере изложения) своих трудов — «Похвалы академикам» („Eloges des acad;miciens“) (2-е изд., 1719 г.).
Фонтенель дожил почти до ста лет (своё долголетие он объяснял обильным потреблением клубники) и застал на закате своих дней совершенно иную эпоху — просветительный и философский век, одним из предшественников и провозвестников которого был он сам. Он посещал литературные салоны маркизы де Ламбер, мадам Тансен, мадам Жофрен и других, пользуясь уважением нового поколения. В „Entretiens sur la pluralit; des mondes“, a также в „Histoire des oracles“ («История оракулов», 1687) ярко отразилось скептическое миросозерцание Фонтенеля, его убеждение в том, что все истины требуют проверки и солидных доказательств, его более чем холодное отношение к религии и всему, что с ней связано, отрицание всего чудесного и сверхъестественного, скрытые нападки на католицизм, облечённые в форму оценки языческих верований.
Эти особенности миросозерцания Фонтенеля сближали его с философами XVIII века, которые могли видеть в нём раннего защитника рационализма и скептической философии. Как человек Фонтенель отличался любезным, общительным, но холодным характером, ничем не увлекался, мог рассуждать в красивой и ясной форме о каких угодно вопросах, никогда не имел настоящих друзей, хотя у него всегда было много знакомых.
Избранный в члены Парижской академии наук, Фонтенель был её постоянным секретарём с 1699 по 1741 год. Жорж Кювье и Жозеф Лаланд расценивали его деятельность на посту секретаря академии как одну из причин процветания наук во Франции XVIII века.
______________________
Оценки и критика
Жан де Лабрюйер в восьмом издании своей книги «Характеры, или нравы нынешнего века» (1694) вывел молодого Фонтенеля под именем Кидия как утомительного болтуна, педанта и жеманника, единственное желание которого «думать иначе, чем другие, и ни в чём не быть похожим на них». Жан Расин отозвался на премьеру его трагедии «Аспар», состоявшуюся 7 декабря 1680 года и окончившуюся провалом, эпиграммой «На "Аспара" г-на де Фонтенеля. Происхождение свиста».
Отмечая его дар критика, Сент-Бёв писал: «В поэзии заслуги его весьма невелики, поэт он был посредственный, хоть и притязал на новизну. Во второй же своей ипостаси он явил собой совершеннейшего критика своей эпохи, патриарха её». Немецкий публицист и в то же время французский просветитель Ф. М. Гримм назвал его «одним из самых замечательных людей, которые не только были свидетелями всех революций, произошедших в человеческом знании в этом столетии, но и были создателями многого в этих революциях и положили начало для других. Его труды стали классическими...»
______________________
Фонтенель — популяризатор науки
Убеждённый картезианец, Фонтенель был более писателем-популяризатором, чем учёным. В его «Беседах о множественности миров» (Entretiens sur la pluralit; des mondes. П., 1686) в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, которая ранее ничего не слышала о предмете, излагаются важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. Автор нередко пользуется в своих объяснениях понятием вихрей Декарта. Причём многие авторы, писавшие о Фонтенеле, упрекали его за чрезмерную преданность духу и букве физики Декарта и тогда, когда развитие науки показало неправомерность «теории вихрей» в декартовском толковании. Как популяризатор он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров.
На вопрос этот он отвечает утвердительно как для других планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, — так и для Луны. Книга имела огромный успех: она переведена почти на все европейские языки и выдержала множество изданий во Франции, из которых особенно замечательным было вышедшее в 1800 году с примечаниями Лаланда и затем перепечатанное в 1826 году под заглавием «La pluralit; des mondes, pr;c;d;e de l’astronomie des dames par J. de Lalande» (2-е изд., П.).
На русском языке книга Фонтенеля в переводе кн. Антиоха Кантемира, сделанном в 1730 году, вышла в свет под заглавием «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля, Парижской академии наук секретаря» (СПб., 1740. — 218 с.). Переводчик добавил от себя предисловие и примечания. Третье издание того же перевода вышло в 1802 году. И в том же году в Москве был опубликован новый перевод княгини Е. А. Трубецкой. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Фонтенель назван в числе философов XVII—XVIII вв., книги которых составляли библиотеку Онегина. В «Арапе Петра Великого» Ибрагим изображён в парижском обществе эпохи Регентства «на ужинах, одушевленных молодостью Аруэта и старостью Шолье, разговорами Монтескье и Фонтенеля».
В начале XIX века, когда слава и распространённость сочинения Фонтенеля уже приходили к концу, появилась согласованная с новейшими на тот момент успехами астрономии попытка его продолжения H. Favre, «Fontenelle et la Marquise de G. dans les mondes» (Женева, 1821).
В честь Фонтенеля в 1935 году назван кратер на Луне.
______________________
Сочинения
Из многочисленных других общедоступных сочинений Фонтенеля, появлявшихся в разных журналах и сборниках, на русский язык были переведены «Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий» («Сочинения и переводы», май, 1758, с. 487—493) и «Оставшиеся письма Ф. и доктора Юнга» («Новые ежемесячные сочинения», часть LXIX, март, 1792, с. 83—102).
Строго научные сочинения Фонтенеля:
«El;ments de la g;om;trie de l’infini» (П., 1727) и
«Th;orie des tourbillons cart;siens» (там же, 1752).
В первом из этих сочинений содержатся очень интересные рассуждения о возможности измерения и сравнения между собой бесконечно больших величин.
Фонтенель написал и опубликовал труды об истории Парижской академии:
«Histoire de l’Acad;mie royale des sciences, d;puis son ;tablissement jusqu’en 1680. Eloges des acad;miciens» (П., 1719);
«Histoire du renouvellement de l’Acad;mie royale des sciences en 1699, et les ;loges historiques de tous les acad;miciens morts depuis ce renouvellement» (Амстердам, 1708—20).
Из академических похвальных речей, произнесенных Фонтенелем, следует отметить посвященные Лейбницу и Ньютону:
«Eloge de Leibniz» (1716);
«Eloge de Newton» (П., 1728); также в «Histoire de l’Acad;mie des sciences; ann;e 1727» и в англ. переводе Пембертона (Лондон, 1728).
Сочинения Фонтенеля были изданы в 1758 году (11 т.), и переизданы в 1790 году с примечаниями.
На русский язык избранные работы Фонтенеля были переведены С. Я. Шейнман-Топштейн и изданы в серии «Научно-атеистическая библиотека» издательства «Мысль» в 1979 году (Б. Фонтенель. «Рассуждения о религии, природе и разуме»).
______________________
Литература
Фонтенель Б. Рассуждения о религии природы и разума. — М., 1979.
Визгин В. П. Идея множественности миров. Очерки истории. — М., 1988.
Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: Наука, 1993. — 213 с.
Томашевский Б. В. Пушкин и французская литература // Литературное наследство. Т. 31/32. — С. 39, 45–46.
Trublet. M;moires pour servir ; l’histoire de la vie et des ouvrages de M. de F. (1761).
Sainte-Beuve. Causeries du Lundi» (том III).
Faguet, ;mile. ;tudes Litt;raires — XVIIIe si;cle
______________________
Цитаты
* Большое препятствие для счастья — это ожидание слишком большого счастья.
* Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.
* Женщины не против того, чтоб их нежно любили, но они хотят, чтоб их забавляли, и кто делает одно без другого, тот ничего не делает; женщины предпочитают даже, чтоб их забавляли не любя, чем любили не забавляя.
* Знание, которое более всего необходимо для человеческой жизни, — это познание самого себя.
* Красивая женщина для глаз — рай, для души — ад, а для кармана — чистилище.
* Красота ума вызывает удивление, красота души — уважение.
* Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели быть только красивыми.
* Новая идея — это клин, который входит только толстым концом.
* Общепринятые мнения могут служить руководством для здравых мыслей лишь в том случае, если принимать их в обратном смысле.
* Человек редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда.
* История мыслей человечества, конечно любопытная с точки зрения своего бесконечного многообразия, иногда также имеет образовательное значение.
______________________
P.S.:
* де Фонтенель, Бернар Ле Бовье (1657-1757) - французский писатель и учёный
* http://proza.ru/2023/01/24/136
* http://disk.yandex.ru/d/99g85ER92AAc8w
* иллюстрация ALEX ZIRK