Буду писать диссертацию

Зера Черкесова 2
Итак, в продолжение темы моего вузовского образования...Пока варится чай в электрочайнике, а за окном зимняя сказка, столь нечастый в наших южных краях пушистый белый снег, выпавший за ночь, - еше пару слов.

http://proza.ru/2023/02/13/507
О моем вузовском обазовании подробнее

До сих пор мне мнилось, что "поздно уже", так я считала и в 28, и в 33, и в 35. Но годы идут, а мой творческий импульс и желание самообразования ничуть не тускнеют.  Более того:расширяются, укрепляются, я не делаюсь "старше"! Я всё такая же. И, стало быть, все эти рамки что чего можно и поздно в разные годы - не более чем навязанная нам социумом усредненная планка, выстроенная как раз из расчетов "среднестатистических" его членов, у которых "всё по полочкам":родился, учился, женился, сам народил новых членов социумов и ...И. И у таких любимая присказка в оправдание себе:"Всё надо делать вовремя". А кто задал эти временные рамки? А может быть для меня "вовремя" сильно отличается от "вовремя" для выпускника вуза, который "поступил в аспирантуру", чтобы получить после защиты талон на усиленное питание, то бишь, увеличение зарплаты на %. И это и есть вкупе с "престижем" вся его/её цель в науке. А мне, может быть, сначала надо было пройти долгий и нелегкий путь. И много чего познавать, во многое вникать. И еще моя разница с тем среднестатистическим аспирантом в том, что я не нуждаюсь в том, чтобы испрашивать "тему" у своего научного руководителя, и тупо её писать, что назначат. И в научных руководителях тоже не нуждаюсь. Сам себе режиссер. Мои темы вызрели за много лет поисков и размышлений. Я не нуждаюсь даже в самой "защите" и легко отнесусь, если никакой защиты не будет вообще. Но диссертацию писать таки надумала. Почему сейчас? Потому что пришло мое время ее писать. Сказать свое слово в науке. В мои лета в аспирантуры уже наверное не поступают и научных руководителей себе не ищут, а садятся и пишут, всё что назрело...Читала про иных известных ученых, писателей, которым присуждали звания докторов наук в зрелые, и даже почтенные лета, по совокупности всего им написанного, без защиты.

Ну это тоже не мой вариант, но привела этот пример, чтобы иллюстрироать:кандидатская/докторская это наука, а не та девальвация, в которую выродилась. И иным ученым и писателям нужно было всей жизнью и творчеством доказать, что они достойны учёного звания.
Здесь нет возраста, в который де-вовремя/невовремя. Более того:что может сказать значительного в науке, человек коорому лет 25 и только три года назад окончил ВУЗ и еще сам почти ни в чем толком не разобрался, своих(!) вопросов не ставил?!
А просто скраивал цитаты в читальном зале. О таких с иронией писала Мариэтта Сергеевна Шагинян, которой самой звания доктора филологических наук присудили когда она была уже известный писатель, после войны, ей было уже за 55. Формально за книгу "Тарас Шевченко", а так, по совокупности всего ее литературного и публицистического творчества за десятки лет. И в партию, кстати, она вступила в первые дни войны, будучи уже зрелым мастером пера и социально неукротимым журналистом, уже написавшим сотни статей в разъездах по всему Союзу.
Да, в ту пору всем и запросто не раздавали ученые звания, членский билет партии, звания народных артистов, писателей. Всё это надо было заслужить по-настоящему. Как правило.

Так вот уже в преклонных годах, сидя в любимой с юности "Публичке", в Ленинграде, она наблюдает картинку и в иронических тонах описывает её:вот в читальный зал зашел молодой человек в грудой книг. Сел и стал открывать книги одну за другой и что-то выписывать в тетрадку. Цитаты. Так работает день за днем. Пишет диссертацию!


Да разве мы в свое время(начало 20в.) так писали диссертации?! Восклицала Мариэтта Сергеевна в мемуарном труде "Человек и время". Она окончила философский факультет Высших женских курсов Герье в Спб, еще перед самой революцией, и хотя это был первый женский университет в России(наряду с Бестужевскими курсами в Москве), но к девушкам-студенткам снисхождения никто не делал и научные диссератации не "писали", скраивая из цитат в библиотечном чит.зале. Её науч. рук. предложил ей очень сложную тему и в плане ее разработки, и в плане доставания литературы, с необходимостью поездок за границу, в тамошние библиотеки и архивы, потому что ее почти не было. Написать работу о забытом немецком философе Якове Фрошаммере и его эстетических и философских воззрениях, о творческой роли фантазии в природе и истории, социуме. Не всякий зрелый писатель возмется за такую тему, это надо быть уже мыслителем. Да и материала не найти, нужны годы поисков, и не отступаться. Правда, революция, гражданская война и прочее задвинули тему, но на склоне лет она вспомнила свою ненаписанную в юности диссертацию, материалы к которой по крупицам собирала в папочки всю долгую жизнь из бесчисленных разъездов по миру! И в последней главе, так и названной "Диссертация"(возврат к началу жизни)признается, что готова отдать в добрые и умные руки эти материалы, чтобы работали дальше и написали о Фрошаммере. Кажется, никто не польстился на какого-то забытого философа.

А тему эту дал Мариэтте проф. такой-то, веря в ее интеллектуальные возможности.
И она не была исключением. Она пишет и о бурных дебатах в студенческой среде, в том числе научных, и о проникновении революционных идей, ими была захвачена вся молодежь тех лет, лично сама она читала спецкурс по истории философии в Рабочей воскресной школе, причем, она пишет, по просьбе самих рабочих, пригласивших через знакомого по кружку богоискательства Мережковских - "барышню-курсистку" прочесть им курс лекций на эту насущную для них тему! В дополнение и глубокое понимание к Марксу им понадобились и Сократ, и Платон, и Аристотель...

Так что пример Надежды Крупской, преподававшей в Рабочей воскресной школе(прообраз Рабфаков и вечерних школ рабочей молодежи в советское время) - далеко не единичен, а типовой, ибо страсть учиться была всеобщей.  Притом включая самые низы общества, рабочий класс, и даже для крестьянства издательства еще перед революцией выпускали массовыми тиражами дешевые книжки с адаптацией классических произведений и также брошюры научно-популярного содержания, писанные однако мастерами научной популяризации(Николай Рубакин, и др.).

Это была другая молодежь, не избалованная, как правило, сама с юных лет искавшая заработка, обычно в плане репетиторства и переписок бумаг, и при этом остро ищущая. И она писала об этом, о молодежи предреволюционной России. Понятно, что с ностальгией старого человека о своей молодости, и всё же. Сейчас мы так взираем в старых фильмах на молодежь 30-50 х 20в. И видим, как сильно отличается наше поколение, видимо, космические ритмы пассионарности.

....Но и мы не лыком шиты.

С появлением Интернета многие рамки рухнули, стали условны и отброшены.
В частности, наукой теперь можно заниматься везде, где проведен Интернет. А не только в столичных центрах и даже не только в университетах и НИИ.
  Грех так и не воспользоваться.
Другое дело:учиться работать в Интернет-Глобальной интеллектуальной Паутине, это сложнее. Много шлака, ненужного, транжирения времени, неуменяи работать и обуздывать себя.

Почему нужно писать именно диссертацию? Я думаю, это было бы правильным решением безотносительно к факту последующей защиты или незащиты. Это уж как судьба. Но работа именно в этом жанре дисциплинирует, писать нужно в строго научной стилистике, а не вольным стилем, как лично я привыкла. А главное:организовать в единую систему наработанное за долгие годы и уже два десятилетия, а может и три, ибо я стала писать еще со школьной поры, с 3 класса см ниже. Иначе это все может распылится. Да и в научные журналы о которых я мечтаю, чего греха таить, без научной степени, может и примут кое-какие статьи, но я не уверена. Или хотя бы можно будет писать, что это часть моей еще пишущейся диссертации, чем совсем не имеющая отношения к науке формально, это считается за любительство.

А главное ставить позитивные цели. И ни о чем не сожалеть.

А темы мои таковы.

Их много. Но если ранжировать те темы, над которыми я возвращалась многие годы, то, наверное, так:

1) Книга об обучении и воспитании ума. Моя Великая Дидактика(мое давне полу-роничное, и всеръез в то же время - название в аналогии с "Великой дидактикой" Яна Коменского). Моя система автодидактики и преподавания, реформы школы. Эту книгу я пишу с 3 класса средней школы, потом объясню, что так рано начала. Сейчас я добавлю тему физического воспитания наряду с интеллектуальным, нельзя делать крен в одну сторону.

2) Земля в обьятьях Космоса. Космические ритмы и факторы, детерменирующие земные процессы в природе и социуме. Над этим я работаю 15 лет. И именно эту тему намеревалась сделать кандидатской(прогнозирование сейсмики и др, это как часть моей специализации экологии было бы неплохо, но не довела до нужной кондиции, вернуться!).

3) Музыкотерапия. Как терапия, и как часть моей Великой Дидактики воспитания умов и смягчения нравов.
   Часть музыкальности, как моей натуры.
Но долго я не находила правильных ключей к ней, а то, что читала об этом, меня не удовлетворяло, казалось надуманным. И только сейчас я стала чуточку прикасаться к истине и см п.4)

4) В текущий период я активно погружена в сравнительно новую, но не совсем, а новый подход, тему. Там и музыкотерапия, высветилась по-новому.

Это тема физики, в которой я не специалист. Но мне интересно. И заодно дает мотив штудировать физмат.
Тема переосмысления понимания природы.

5) Да и мои научно-студенческие темы. см

Я обещала себе заново написать их в свой послужной список научных работ. Притом тема моей дипломной ("нобелевская тема", по оценке моего научного руководителя дипломного проекта)о мозге. Импульная активность нейронов в отведённых потенциалах, это на стыке биологии и физики, а писала на кафедре биофизики - точно придется в пору к п.1)"Моя великая дидактика". Всё было неслучайно!

И даже о видовом составе лишайников в полевой по ботанике и о сезонных приспособляемости животных в полевой и курсовой по зоологии я воспроизведу заново свои  студенческие курсовые работы. Я еще писала курсовую "Память" в предмете "Высшей нервная деятельность", последнее - моя специализация наряду с экологией. см выписку из Диплома.
Еще появилась тема 1 января 2023:фотохимический индуктор энергии, тема моя, а параллельно(на ловца и зверь бежит) прочла у Ландау, но тема так и не разработана:фотосинтез и альтернатвная энергетика.


В этот период заново повторяю свои вузовские предметы. Вот Физиологию человека и животных проф. Кабанова, почти закончила перечитывать, с отчеркиваниями, теперь надо делать выписки и также писать новые статьи.
Экологию. И др.

Продолжение следует.

16/02/2023
9ч.24м.