Ч. 374 Дело являет, каким был труд

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/02/24/1050

В заголовке я привёл слова Петра Великого.
 
В июне из посольства в Вашингтоне Лесовскому передали ещё одно внеплановое поручение. В середине декабря 1861 года пропал без вести в Индийском океане клипер "Опричник" под командованием капитан-лейтенанта Петра Александровича Селиванова.

Клипер вышел из Шанхая, направляясь в Кронштадт. В Батавии на корабле пополнили запасы продовольствия, воды и вышли в океан. Больше сведений об «Опричнике» не поступало. Об этой трагедии я написал очерк   http://proza.ru/2015/07/26/1705

К сожалению, ни в Национальной обсерватории, ни в крупнейших страховых компаниях сведений о клипере не обнаружилось, о чём Степан Степанович Лесовский сообщил в Морское министерство.

Собрав сведения от морских агентов из разных стран, в Морском министерстве пришли к выводу, что клипер погиб в Индийском океане во время урагана.

По высочайшему повелению, жёнам, детям, матерям и сёстрам погибших офицеров, а также вдове погибшего вольнонаёмного механика Карла Шестета, назначили негласное ежегодное пособие в размере половины жалования их мужей, погибших на клипере, В случае выхода замуж выплата пособия прекращалась.
 
Семьи нижних чинов никакого пособия не получили.

Вначале в Морском министерстве витала мысль о том, что нужно заказать в США большой мореходный броненосец.

Когда об этом сообщили Степану Степановичу Лесовскому, тот написал конфиденциальное письмо начальнику кораблестроительного департамента контр-адмиралу Воеводскому, в котором предложил вместо этого построить флотилию малых мониторов с орудиями большого калибра.

Капитан 1 ранга также настаивал на том, чтобы орудия изготавливались  в России. Стволы он предложил отливать  по способу, разработанному полковником Акселем Вильгельмовичем Гадолиным.
 
Лесовский писал контр-адмиралу Воеводскому: «Я здесь с огорчением узнал, что у нас заказано много орудий в Швеции, т.е. мы не стыдимся  признаться, что не умеем уже делать того, что делали наши предки….

Таковая отсталость по мне важнее проигранных сражений по влиянию, роняющему нас в ряду образованных народов».

Вместе с капитаном корпуса корабельных инженеров Арцеуловым Лесовский отправил в Петербург и Филимона Васильевича Пестича. Степан Степанович 11(23) февраля 1863 года написал из Нью-Йорка управляющему Морским министерством:
 
«…Имею честь  почтительнейше донести, что г. полковник Пестич, собрав все сведения о современном состоянии морской артиллерии в Америке, возвращается к месту своего служения и будет иметь честь представить отчёт о собранных им сведениях…».

Степан Степанович Лесовский после отъезда Арцеулова отправился в район боевых действий северян и южан. В донесениях оттуда он рассказал о гибели броненосца «Monitor».

На рассвете 29 декабря 1862 года на  броненосце «Monitor» подняли якорь и отправились в Чарлстон.

Корабль вёл на буксире колёсный пароход «Rhode Island». Начался шторм, и волны заливали низко сидящий «Monitor». В 7.30 с броненосца подали сигнал бедствия на «Rhode Island» и попросили прислать шлюпки. Команда боролась за спасение корабля, но безуспешно.

При попытке обрубить буксирные канаты погибли два человека. Нижние помещения все были залиты водой. Часть моряков смыло за борт, некоторые погибли при посадке во время шторма в шлюпки. В 22.30 на корабле подняли сигнал, что он тонет.

Командир броненосца коммандер Джон Бэнкхед приказал оставшимся на корабле покинуть корабль. Ещё несколько человек погибло при посадке в шлюпки с «Rhode Island». Всего погибло 16 человек.

«Monitor» для американцев стал национальным символом. В августе 1973 года в 16 милях от мыса Гаттерас исследователи обнаружили на дне затонувший «Monitor». Место гибели корабля внесли в Национальный реестр исторических мест и объявили национальным историческим памятником.

Многотонную башню броненосца «Monitor» подняли на поверхность и обнаружили в ней останки двух моряков. Их потом с почестями похоронили на Арлингтонском национальном кладбище.

Но вернёмся к нашим отечественным героям.

Сравнив сведения, доставленные морскими агентами из Европы и США, в Морском министерстве сочли наиболее реальным предложение Лесовского о строительстве флотилии мониторов  типа  американского «Passaic» с башенными артиллерийскими установками Эриксона на основе чертежей, доставленных в Петербург Арцеуловым.

За успешное выполнение задания Николаю Алексеевичу Арцеулову присвоили звание подполковника «за отличие». Ему поручили строительство двух мониторов (по официальной классификации – броненосных башенных лодок) и наблюдение за строительством остальных кораблей.

Началась напряжённая работа по созданию технической базы броненосного судостроения. Строились новые корпуса, эллинги, мастерские. Требовалось в короткие сроки обеспечить получение материалов, машин, станков, обучить тысячи мастеровых.

Броня артиллерийских башен Коулза состояла из плит толщиной 114, 3 мм. Ни один завод в России такую броню не мог изготовить. Это была главная причина, почему от башен Коулза сразу отказались.

Броневая защита башен Эриксона состояла из 15 слоёв, толщиной 25,4 мм. Для облегчения веса, уменьшения дифферента на корму, а заодно и экономии, вместо 11 слоёв брони, установили 8. В ноябре-декабре 1863 года заложили первые десять российских мониторов.

Казёнными средствами строили два монитора, остальные распределили по частным заводам. Недостающие станки и оборудование пришлось заказывать и везти из Англии. В строительстве кораблей приняла участие и бельгийская компания «Коккериль».

Одна из самых ответственных задач – изготовление брони – возлагалась на Ижорский и Кронштадтский заводы. Их выбрали по конкурсу.

По предложению Степана Степановича Лесовского,  контроль над производством броневой стали по всей технологической линии, начиная с проверки качества руды на уральских горных заводах, осуществляли морские офицеры, прошедшие специальную подготовку в Горном институте.
 
В моё время, когда военпред старался глубоко разобраться в причинах какого-нибудь дефекта, о нём в шутку говорили, что он старается «докопаться до руды». А вот наши предки именно так и поступали.

Строительство броненосных судов было строго засекречено. Оно велось в Новом адмиралтействе, на Галерном островке, Балтийском, Невском, Ижорском заводах, а также на заводах Берда и Кудрявцева.

На предприятиях ввели особый пропускной режим. Работа шла круглосуточно, по ночам работали при газовом освещении и факелах. Не делались перерывы в выходные и праздничные дни. В помощь рабочим направили экипажи будущих броненосцев.
 
Они осваивали свои корабли ещё на стапелях. Рабочим значительно увеличили заработную плату.

По этому поводу один из современников вспоминал: «…совершенная уверенность, что не ужившихся на одном заводе тотчас и с удовольствием примут на другом, дала повод к частым переходам с место на место, чрез это требовательность всех мастеровых без изъятия доходила до крайних пределов».

По предложению Лесовского, на берегу построили действующий макет башни и машинного отделения монитора в натуральную величину. Имитировали даже волнение моря. На макете проходило обучение личного состава.

Продолжение http://proza.ru/2023/03/03/1203

На рисунке: гибель корабля «Monitor»