Григорьев А. Д. Книга. Глава II. Параграф 1

Вера Третьякова
А.Д. Григорьев. Устройство и заселение московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров (продолжение 2)

— 5 —
     II. Устройство и заселение московского тракта.

     К проведению московского тракта было решительно приступлено во второй половине 18 века, именно в начале царствования Екатерины Второй, когда в русских руках оказались и более южные местности Западной и Средней Сибири (северная часть Акмолинской области, восточная часть Семипалатинской области, Алтайская губерния и Минусинский уезд Енисейской губернии), прикрытые и прикрывавшиеся от степных кочевников целым рядом крепостей Пресногорьковской (1752— 1755 гг.), Иртышской (1716—1718) и Бийской линии (1741— 1765) 1). Этот тракт был проложен от Екатеринбурга на западе до Кяхты и Нерчинска на востоке значительно южнее прежней северной речной дороги, и во многих местах совпал с наметившейся южной сухопутной дорогой. Рассмотрим его устройство и заселение по частям, начиная с запада.

     § 1. Устройство и заселение Кунгурско-Екатеринбургско-Тобольского участка московского тракта.

     Самая западная часть московского тракта до г. Тобольска прошла (до Тюмени) через Осу на Каме, основанную в 1596 году, через Кунгур, основанный в 1603 году, и Екатеринбург, основанный в 1722 году, на 200 с лишком верст южнее прежней дороги через Верхотурье. Направление, по которому прошла новая дорога, было известно русским, по-видимому, вскоре же после начала покорения Сибири. По крайней мере, в „Росписи городам и острогам“, составленной до 1640 года, находится следующая заметка: „Да с Тюмени ж посылают на Уфу для государева дела по вестям гонцов; а езду с Тюмени до Уфы лошадми сухим путем З недели; а подводы емлют от юрт, до юрт у захребетных и у ясачных татар; а зимним путем на Уфу ходят на лыжах 5 недель 2).
Судя по тому, что в то время южная граница Западной Сибири проходила немного южнее Тюмени, приходится думать, что сообщение в экстренных случаях происходило не вдоль Миаса, так как местность по Миасу (до нынешнего Челябинска) еще не принадлежала русским, а вдоль реки Пышмы и Исетского озера, через верховья реки Чусовой. На этом пути, судя по „Чертежу всей Сибири" 1667 года, уже в царствование Алексея Михайловича признали нужным поставить острог: „А от озера Исети через Каменку (т. е. Уральские горы) до вершины Чюсовой реки 30 верст, и тут быти острогу, а в нем быть драгунов две роты, и тут самопущей же проход воинским людем с тех мест, как Баскирцы великим государем изменили" 3).
Этот путь, судя по „Списку с Чертежа Сибирския Земли“ 1672 года, проходил большей частью степью: „От Тобольска же дорога до Казани, мимо Тюмени и Уфы, степью чрез Башкирскую землю, езду месяц " 4). В 1701 г., судя по 22 и 24 л. „Чертежной книги Сибири“ С. Ремезова, он проходил от Казани через р. Вятку, Сарапул, Осу, Кунгур, затем водоразделом между р. Сылвой и р. Чусовой, через Шахманаковы юрты, р. Утку, Ялым, Шайтанку, дер. Польску, Гробову, р. Шишим, озеро Мелкое и Арамильскую слободу. Первую прокладку дороги по этому пути на Кунгур и Екатеринбург приписывают Суксунскому заводу Демидова, который, находясь между этими двумя пунктами, проложил ее около 1728 г. для собственных нужд 5).
     В 1733 и 1734 годах по этому участку позднейшего московского тракта проехал от Осы через Кунгур, Екатеринбург, Камышлов и Тюмень до Тобольска Гмелин. На обратном пути в 1741 году он проехал от Тобольска до Тюмени. В Осу Гмелин приехал из Казани через ряд татарских, вотяцких и черемиских деревень, слободу Сарапул, Ночкину на Каме, Сайгатки, Дуброву, страну башкир, и Частую слободу. От Казани до Осы Гмелин насчитывал приблизительно 717 русских верст, причем расстояние между станциями часто доходило до 60 верст 6). Из Осы
__________________
1) Словцов,I. 223—228: 11, 6, 260—262; I, 231, 67-68. 2) А. Титов, 14. 3) А. Титов, 29. Так как башкиры жили по обе стороны Урала (в Европейской России по p.p. Белой и Уфе), то острог должен был затруднять сношения их между собою. 4) Там же, 44. 5) Словцов, 270. Интересно выяснить, что представляла из себя дорога через Уткинскую слободу, основанную в 1651 г.: первоначальный вариант этого пути или особый путь для посланников, перевозимых и Строгоновыми (Словцов, 66-67, 141-142, 168, 197. 6) D. Iohann Georg. Gmelin. Reise durch Sibrien von dem Jahr 1733 bis 1743, Erster Theil. Gottingen 1751. Стр. 85—103, 104.

— 6 —

через татарские деревни Бурму (Бырму) и Усть-Typкy он прибыл в Кунгур 1). Из Кунгура по дороге в 293 мерных версты через Сабарку, Брехово (с заездом на строившиеся Иргинские заводы) и татарскую деревню Ялым со станцией (из нескольких домов), Бисертскую избушку, заставу у Подглинной горы, Батимирку избу, Гробово поле, Шайтанские или железные заводы Демидова и деревню Исток он прибыл в Екатеринбург. На восток от Ялыма по дороге было немного деревень: в каждой из них было по одному, двум домам, в которых помещался солдатский пост и можно было получить при смене от 6 до 8 лошадей. Застава у Подглинной горы была учреждена в царствование Анны Иоанновны для того, чтобы товары не могли ускользнуть от оплаты таможенной пошлиной. Кроме Верхотурской были еще две других заставы, на которых приходившие из Европы товары запечатывались; в городах печати снимались, товары учитывались и оплачивались пошлиной 2).
В самом Екатеринбурге была таможня, которая просматривала товары купцов, ехавших на Ирбитскую ярмарку. В виду существования боковых дорог Екатеринбургская таможня считалась ненадежной 3).
Из Екатеринбурга Гмелин проезжал через Источную деревню, Косулину деревню (или Арамильскую слободу), Белоярскую слободу, погост Кунару, Ново-Пышминскую слободу (или д. Волкову) в Камышловскую слободу. От Екатеринбурга до Камышлова считалось по прямой дороге 128 верст 4). Из Камышловской слободы Гмелин проехал через слободы Красноярск, Пышминскую или Ощепкову, Куяровскую и Беляковскую на южном берегу р. Пышмы и Лучинкину деревню в г. Тюмень 5). На всем пространстве от Екатеринбурга до Тюмени происходила на местах остановки перемена лошадей 6).
Из Тюмени Гмелин проезжал через Кошкаринские юрты (близ Туры за д. Мальковой), или же Виллишину (т. е Велижанскую при речке Велижанке, севернее тракта, в 23 в. от Тюмени, с полуэтапом), д. Борки, Созонову (иначе Созоновский погост), Щучью или Покровскую слободу, Большую Монастырскую деревню (иначе Подволошную), Усалку, Яркову, Искинскую д., Иевлеву д., Березовый Яр при Тоболе, Караульный Яр, Антипину д., Бачалину д., погост Липовый Яр с 10 домами и таможенной заставой, Шестакову д., Бехтеревы юрты (перед Байкаловым), Бабасанские юрты при Тоболе (перед Булашевым), Турбинские юрты (Турбинскую д., Турбу) Миримовы юрты, Карачинскую д. и Медьянские юрты в г. Тобольск. Настоящие ямщики в то время были только в Тюмени и Тобольске; они обыкновенно возили из одного города в другой без перемены лошадей, только нанимая в пути (в Турбе) нескольких лошадей на помощь своим уставшим. Но одновременно с этим можно было ехать, правда с трудом и задержками, на переменных лошадях, из попутных деревень и юрт 7).
   В 1735 году Татищев, бывший в то время начальником Уральских заводов, указывал, что Верхотурская дорога далека, грязна и недостаточно обеспечена ямщиками и что дорога через Кулгур и Екатеринбург не верно вымерена, без верстовых столбов и населения, и поэтому предложил, чтобы уездные обыватели возили по ней почту и курьеров за плакат (жалование). Точных известий об устройстве этой дороги и заселении ее, как было сказано ранее, нет. Известно только, что стоявшую на ней Ачитскую крепость в 1737 году осаждали башкиры, и что по ней стали ездить также частные лица и купцы, причем последние пропускались через Екатеринбург только во время Ирбитской ярмарки. Последнее обстоятельство имело своим следствием недоборы в Верхотурской таможне, что вызвало в 1739 году указ с новым запрещением миновать Верхотурье под страхом конфискации на неуказанном тракте товаров и вещей у проезжих. Поэтому в течение многих десятилетий дорога через Кунгур и Екатеринбург оставалась дорогою только курьеров 8).
   В сентябре 1754 года было приказано устроить на ней от Кунгура до Екатеринбурга для перевозки должностных бумаг и писем почтовые станции с 4 лошадьми на каждой. Запрещение ездить с товарами через Екатеринбург было подтверждено в 1758 году. Но уже в 1763 году Верхотурская таможня была упразднена, и открылось сообщение по Кунгурско-Екатеринбургско-Тюменской дороге для всех 9).
__________________
1) Там же. 103—106. 2)Там же, 108—112. 8) Там же, 113. 3) Там же, 134, 118,120, 121. 4) Там же, 134. 5) Там же, 135; т. 4, 271. 7) Gmelin. Reise, т. IV, 220-228, 244, 245; T. 1, 126-128, 132-134, 135. 8) Имеется известие, что разрешение возить летом дo Кунгурско-Екатеринбургской (Уткинской) дороге в Казань нужные бумаги было дано тобольским воеводам еще в 1697 году. Словцов, 158.— Тобольская губерния, стр. 141. 9) Словцов, 272.

— 7 —

     Ко времени открытия в 1763 году Кунгурско-Екатеринбургско-Тобольского участка московского тракта на нем было уже много русских населенных пунктов: на реке Каме г. Оса со слободой, построенная под именем пригородка и заселенная выходцами из Устюга, Кайгорода и Чердыни в 1596 году 1); г. Кунгур, построенный в 1624 году выходцами из Чердыни на башкирской территории 2); Суксунский завод Демидова, возникший около 1724 года 3); крепости Ачитская, возникшая до 1736 года 4), Бисертская, Кленовская, Киргашанская и Грабовская 5); Верхне-Шайтанский завод, построенный в 1759 году 6); Верхне-Исетский завод, начатый казною в 1726 году и проданный в 1758 году в частные руки 7); г. Екатеринбург, который был основан в 1723 году, заселен крестьянами дворцового или монастырского ведомства и имел с 1754 года главное управление заводов, а в 1763 году гарнизон из 300—400 солдат, более 3000 жителей мужского пола, из коих 390 купцов и посадских и около трети старообрядцев, имевших свой центр севернее Екатеринбурга в Шарташе 8); д.д. Источная и Косулина (и Арамильская слобода), Белоярская слобода, погост Кунара (на тракте ли?), (Ново-пышминская слобода и д. Волкова), через которые проезжал Гмелин; г. Камышлов, основанный в 1667 году в виде слободы  9), на восток от Камышлова к Тюмени Ощепково-Пышминская слобода (основ. около 1646 года), Курянская (Куяровская) и Беляковская (основ. около 1646 года) слободы на реке Пышме, существовавшие уже в 1667 году 10), д. Oшкукова (10 человек от 15 до 50 лет) с. Тугулымское (39 чел.), д. Лучинкина (51 чел ), с. Успенское (77 чел.), существовавшие в 1750 году 11); д. Мальцева на реке М. Кармаке и д. Зырянская при р. Б. Кармаке, существовавшие в зачаточном виде уже в 1623 году, когда в первой был один двор, а во 2-й—5 дворов, принадлежавших ямщикам 12), д. Перевалова (46 чел.), существовавшая в 1760 году, и г. Тюмень.
     Тюмень возникла в 1586 году. В 1601 году, т. е. через 15 лет, в ней был устроен ям из 50 ямщиков, присланных из Европейской России и основавших в 1605 году за рекой Тюменкой Ямскую слободу. Последняя находилась в тесной связи с городом: многие ямщики жили в самом городе, а около 25 дворов посадских людей находилось в Ямской слободе. Старые ямщики к 1622 году обнищали и были обращены в пашенных крестьян, а ямская гоньба была возложена на инородцев тюменского уезда. Но уже 7 лет после этого, в виду неудобств, сопряженных с „татарской" гоньбой, русский ям был восстановлен. По указу было надо „прибрать на Тюмени в новые ямские охотники из посадских, из отставленных ямщиков, из захребетных и прихожих гулящих людей". Так как охотников было мало, то воевода велел писать в ямщики насильно. В 1630 году число ямщиков было увеличено, вследствие чего ям состоял из 88 дворов, в которых было 171 человек с детьми и братией. Ямщики обязаны были „гонять ямскую гоньбу от Тюмени до Тобольска или до Туринска или где по государеву указу и по подорожным надобны будут подводы“. По выписи из „гонебных книг 1633 г.“, тюменский ям „под соболинную казну, под воевод и всяких служилых людей, под колодников до разных городов и острогов, под ясачных сборщиков до разных татарских городков, под выдельщиков хлеба в тюменском уезде" дал 1476 подвод по всем дорогам сухим и водным путем, при чем 572 подводы яму пришлось нанять на свой счет 13).
В самой Тюмени в 1624 году было взрослого мужского населения 465 человек. Среди них было разных служилых людей 222 человека; посадских людей, имевших свои дворы в городе,—80; посадских людей, живших но подворьям, в Ямской слободе и по деревням—77; вдов—14, бобылей—6, пашенных крестьян—71; кроме того в городе был двор оброчного крестьянина и 5 дворов ницынских(?) крестьян 14). Постепенно население Тюмени увеличивалось, но данные об этом увеличении до 1645 года имеются лишь относительно служилых людей. В виду частых набегов калмыков и татар с кучумовыми внучатами на русские поселки тюменского уезда, в 1635 году было прислано в Тюмень из Холмогор 500 стрельцов вместе с семьями, которые первое время жили в домах тюменских казаков и литвы.  К концу царствования Михаила Федоровича в Тюмени было 790
__________________
1) Словцов, II, 35. 2) Словцов, I, 69. 3) Словцов, I 231, 270, 4) Словцов, 1,272. 5) Словцов. II, 145. 6) Словцов, II, 248. 7) Словцов, 1,231; II, 241. 8) Словцов, 1, 194, 231; II ,23З, 47— 48- 9) Словцов, I, 104. 10) А. Титов. 27. Словцов I, 23. 11) Тобольская губерния, 102. 12) Буцинский. Заселение Сибири и быт первых ея насельников. Харьков, 1889, стр. 96. 13) Буцинский, 84, 86, 88-90. 14) Буцинский, 87.

— 8 —

человек служилых людей, кроме детей, братий и племянников, причем 12 человек было боярских детей 1). В 1741 году в Тюмени было, кроме общественных зданий, 500 других дворов, а в Ямской слободе 247 дворов 2).  В 1750 году в Тюмени было 1710 человек: посадских и цеховых— 667, ямщиков—700, разночинцев—217 отставных казаков— 4, отставных солдат—6, государственных крестьян—22, новокрещеных татар—15, бухарцев— 10, монастырских крестьян—69 3). В 1763 году в Тюмени было русских и татарских казаков 154, затем 2314 жителей мужского пола, из коих 490 купцов и посадских, 1317 ремесленников, 390 городовых ямщиков и 1103 пашенных крестьянина 4).
От Тюмени до Тобольска к 1763 году находились существовавшие еще в 1750 году дд. Яровская (40 чел. от 15 до 50 лет), с. Малковское (22 чел.),  Борковская (16 чел.), Созонова (24 чел.), Дубровная (16 чел.) и Щучья (с. Калмаковой— 71 чел.)  5); с. Покровское, возникшее вблизи впадения Туры в Тобол в 1642 году, когда тобольский архиепископ Герасим поселил там 20 семей софийских бобыльков и построил церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на земле, подаренной в 1641 году Преображенским монастырем 8); существовавшие в 1734 году Большая монастырская деревня, Усалка, Яркова, Иевлева, Караульный Яр, Бачалина, Липовый яр, Тур6а; существовавшие уже в 1623 году с. Булашево в виде деревни Булаша с 2 дворами, д. Глазкова с 10 дворами, с. Карачино с 6 дворами 7) и наконец г. Тобольск.
     Тобольск был основан летом 1587 года письменным головою Чулковым, под начальством которого находилось 500 человек московского войска. Первый сибирский архиепископ Киприян, бывший до того архимандритом Новгородского Спасского Хутынского монастыря, привез с собою в 1621 году в Тобольск, по-видимому, из нынешней Новгородской губернии, монахов, протопопа, протодиакона, ключаря, нескольких священников, диаконов, причетников, певчих, детей боярских, нескольких служителей и восемь крестьянских семей. Всех тобольских служилых людей было в 1624 году в городе и в деревнях около 325 дворов, в 1633 году вместе с новоприборными и новокрещенцами— 1392 человека. Посадских людей в 1624 году было 53 двора, в 1633 и 1640 гг.—88, в 1641 г.—70. Крестьян в городе было в 1624 году—11 дворов. В 1739 году в Тобольске было 2639 дворов и 12349 жителей, из коих 5724 мужского пола. В 1763 году в нем было 6663 жителя мужского пола, из коих 75 духовных, 102 статских, 2069 купцов, 668 посадских, 168 рабочих или поденщиков, 2119 служащих в трех батальонах, 158 артиллеристов, 113 военных малолеток, 600 татар 8).
     Вообще часть тракта от Тюмени до Тобольска была заселена очень рано: уже в половине 17 века места, лежавшие по дороге из Верхотурья через Туринск и Тюмень в Тобольск, были значительно заселены и русское население расселялось тогда по ту и другую сторону дороги в отдалении, по рекам и озерам, заводя слободы и деревни 9).

1) Буцинский. 99—100. 2) Gmelin, 4, стр. 222—223. 3) Тобольская губ. 101. 4) Словцов,  11.51. 5) Тобольская губерния, 104 и 103. 6) Буцинский, 133, 134. 7) Гмелин, 1 и 4 тт.; Буцинский, 114. 8) Буцинский, 103— 110. Словцов, 1 219; II, 56. 9) Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Вып 7. СПБ. 1890. Экономический быт государственных крестьян Тарского округа, Тобольской губернии. Исследование П.И. Соколова, стр. 15-16.

Продолжение 3: http://proza.ru/2023/04/06/962