Григорьев А. Д. Книга. Глава II. Параграф 2

Вера Третьякова
А.Д. Григорьев. Устройство и заселение московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров (продолжение 3)
 
— 8 —

     § 2 . Устройство и заселение Тобольско-Тарского участка московского тракта.

     Тобольско-Тарский участок московского тракта создавался также постепенно. Можно думать, что направление его стало устанавливаться еще до 1640 года, если именно к нему надо относить приведенное выше указание „летним сухим путем, не займуя ясячных волостей, черными месты, лошадми, езду 3 недели", предполагая, что ясачные волости лежали главным образом по р. Иртышу. Во всяком случае, оно было известно к 1701 году, когда была составлена С. Ремезовым „Чертежная книга Сибири", на 20 и 22 листе которой указана дорога, идущая пустыми местами с верховья р. Вагая в Викулову слободу на р. Ишиме с веткой на Абатскую слободу и переходящую затем на другую сторону р. Ишима.
     К 1701 году, судя по 2, 3 и 5 листам „Чертежной книги Сибири" Ремезова 10), местность от Тобольска до Тары, по которой впоследствии прошел московский
________________
10) Чертежная книга Сибири, составленная Тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г. СПБ. 1882.

— 9 —

тракт, была еще слабо заселена. На ней к этому времени находилось только Ивановское, Преображенское, слобода Абалак, слобода Куларовская на Иртыше, Адбашский острог на Вагае, заимка Орлово городище (иначе Викулова слобода) на Ишиме, только одна Аёвская слобода на р. Аёве, безымянная деревня в устье р. Аёва, слобода Знаменская (с церковью), монастырские деревни у Мамышева и Петровского озер, часовни на р. Аркарке и г. Тара.

     К 1741 году, когда по нему возвращался в Европейскую Россию Гмелин, на этом участке уже существовало несколько почтовых станций, о чем можно догадываться на основании указания Гмелина, что в д. Зудиловой до его проезда существовала почтовая станция, не действовавшая до его проезда только потому, что дд. Зудилова и соседняя Чернолуцкая были совершенно пусты вследствие происшедшего за два месяца перед тем нападения киргиз 1).
При своем возвращении в Европейскую Россию Гмелин проехал в августе 1741 года только по части этого участка тракта, именно на пространстве от г. Тары на Иртыше до Викуловой слободы на Ишиме. Именно он проехал от Тары через д. Юрлагину (Ерлагину), Чередову или Знаменский погост, Онаговскую деревню или Малую Аёвскую слободу, лежавшую вблизи ее Аёвскую слободу, дер. Чаунину, д. Рыбину, д. Зудилову, д. Чернолуцкую или Подволошную на р. Аёве, д. Акимову или Подволошную на реке Барсюке, многие неназванные деревни (по-видимому, Озеринскую, Бородину, Базаринскую и Коточиговскую), д. Калинину, и прибыл в Орлово городище или Викуловскую (у Гмелина:  Юколовскую) слободу.
На этом пространстве Гмелин менял лошадей в д. Юрлагиной (Знаменском погосте), Аёвской слободе, дд. Чауниной, Рыбиной и Ачимовой. Дорога на этом пространстве была вымерена, о чем можно догадываться из слов Гмелина, что от Калининой до Викуловской слободы по прямой дороге только 18 верст. На ней были по местам болота, и она была опасна вследствие продолжающихся нападений киргиз, уведших в последний раз в плен всех жителей Зудиловой и Чернолуцкой 2).

      По части тракта от Викуловой через Готопутово до Тобольска Гмелин не проехал, так как он повернул на Ишим и Ялуторовск, и поэтому мы лишены возможности узнать, какие  населенные пункты и станции существовали на указанном пространстве. Направляясь в 1734 году в Восточную Сибирь, он проехал от Тобольска до Тары по Иртышу на двух дощаниках, на каждом из которых было по 22 рабочих татарина. Из описания этой поездки видно, что он тогда побывал из русских селений в д. Соляной, селе Абалаке с Абалакской иконой Божьей Матери и Куларовской слободе,  находящихся в начале тракта от Тобольска 3).
Об остальных селениях по тракту от Куларовской слободы до Викуловской у него нет упоминаний. Из его слов видно, что по татарским деревням проходила зимняя дорога от Тобольска до Тары, но можно думать, что здесь разумеется дорога вдоль Иртыша, так как на ней татары устраивали свои зимние юрты, имея летние юрты на летней дороге 4).

     В 1744 и 1745 годах на Тобольско-Тарском участке тракта было учреждено 20 почтовых станций, причем на каждой из них находилось по 6 лошадей, выставляемых ямщиками трех ямов: Демьянского, Самаровского и Тарского. Судя по количеству, новоучрежденные станции должны были в главных чертах совпадать с современными почтовыми станциями на этом участке, которых насчитывается 21 на 40 верстной карте Военно-Топографического Отдела Главного Штаба: Бакшеева, С.-Погостинская, Копотилова, Дресвянка, Истяцкие юрты (татарские), Балахлейские юрты (татарские), Малый Кусеряк (но в „Списке" станция не обозначена), Чистяки, Голопупово (Готопутово), Викулова, Коточигова, Ачимова, Аёвский Волок, Верх-Аёвская, Становка, с. Рыбинское, Фирстовская, Чаунина, Завьялова, Знаменское и Бутакова.
 
     У нас имеется немного данных 17-го века о времени основания нескольких старых деревень по началу этого участка тракта, на юго-восток от Тобольска, по реке Иртышу и нижнему течению р. Вагая. К 1623 году здесь существовали д. Иванова с одним двором служилого человека, Преображенский погост в 20 верстах от Тобольска с 4 дворами причта и 16 дворами посадских, пашенных и
__________________
1) Gmelin, Reise, 4 cтp. 173. 2) Gmelin, Reisе, 4, стр. 167-182. 3) Gmelin, Reisе, 1 т., стр. 171-172. 4) Gmelin, 1 т., стр. 174.

— 10 —

оброчных крестьян; „деревня на Абацком городище попа Якова", с одним двором; д. Киселевская, на р. Сугзунке с двумя крестьянами; деревня попа Андрея при Куларовском озере с одним двором; от этой деревни, существовавшей уже в 1623 году, надо отличать Куларовскую слободу в 50 верстах от Тобольска, возникшую около 1635 года и имевшую в 1640 г. 14 человек, а в 1645 году 16 человек крестьян, обрабатывавших государеву пашню; деревня Успенского монастыря при устье р. Вагая, состоявшая в 1623 году из 6 дворов, в которых жило 9 семей монастырских половников (вероятно, нынешняя Старопогостинская); Вагайский острожек, основанный в 1633 году и перенесенный в 1636 году, согласно желанию тобольских служилых людей, на урочище Атбаш на реке Вагае 1).
     О времени основания деревень по Вагаю и его притоку Балаклею данных у нас пока нет.
     У нас имеются еще сведения 18 века о том, что на тракте в 1749 г.  существовало несколько деревень, принадлежавших в то время к Ишимскому дистрикту: Голопупова (10 человек от 15 до 50 лет), Калинина (19 человек), Озерная (22 чел), и Ачимова (32 чел.) 2), и несколько деревень, принадлежавших в то время к Тарскому воеводству: Зудиловский форпост, Рыбина, Баслинская, Фирстова, слобода Аёвская, Знаменский погост 3) и г. Тара, причем относительно Зудиловского форпоста известно, что он существовал уже в начале 18 века, так как через него проходила передовая линия, охранявшая русские поселения от набегов степных кочевников 4).
__________________
1) Буцинский: 110, 114, 110, 123, 110, 116 -117 , 119-120, 117-118. Против Киселевой и Куларовской на другом берегу р. Иртыша в то время уже существовали две деревни пашенных и оброчных крестьян: Яркова в 6 дворов и Полуянова в 7 дворов (Буцинский, 113, 114). 2) Тобольская губерния, стр. 116. 3) Там же, стр. 115. 4) Там же, 80.

Продолжение 4: http://proza.ru/2023/04/06/1023