Григорьев А. Д. Книга. Глава I

Вера Третьякова
А.Д. Григорьев. Устройство и заселение московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров (продолжение 1)

Начало: http://proza.ru/2023/04/03/1418
Там же ОГЛАВЛЕНИЕ, составленное автором книги.

- 2-

      I.  Сообщение Европейской России с Восточной Сибирью до устройства московского тракта.

      §1. Первоначальный северный, преимущественно водный, путь по Сибири.

      Начав в 1579 году занятие Сибири с северо-запада, русские через сто с небольшим лет, т. е. к концу 17-го века, имели в своих руках почти всю нынешнюю Сибирь без Степного края, Алтайской губернии и Амурской области. Как во время завоевания Сибири, так и долгое время после него сообщение в русской Сибири происходило главным образом по рекам Оби, Енисею, Лене и их притокам, верховья которых близко подходили друг к другу, разделяясь лишь незначительными волоками.
    Первоначальная обычная дорога из Европейской России в Тобольск, основанный в 1587 г., шла через г. Чердынь на р. Колве, притоке Камы, Растесный Камень, по рекам Лозьве, Тавде и Тоболу. Но эта северная и довольно длинная и извилистая дорога просуществовала недолго, около 10 лет. Вместо нее в 1597 году был открыт для сношения с Тобольском новый, более южный, путь. Он проходил из Соликамска на левом берегу р. Камы через Верхотурье, Туринск и Тюмень до г. Тобольска. Из Москвы в Соликамск товары обыкновенно перевозились водою; из Соликамска же их перевозили или к Ирбитской слободе (г. Ирбиту Пермской губ. ), или к Верхотурью, а из последних они направлялись на Туринск, Тюмень и Тобольск. Новая дорога просуществовала до 1763 года, т. е. 166 лет, так как она представляла большие удобства для правительства при сборе пошлин: по обеим сторонам ее находились непроходимые топи и болота, вследствие чего она была безопасна от тайного провоза заповедных товаров. На ней была учреждена в г. Верхотурье таможня, через которую должны были проходить все, не исключая воевод и митрополитов 1).
     „В осень или по последнему пути“, когда новая дорога портилась, направлявшиеся наспех из Верхотурья в Москву гонцы еще до 1640 года, когда была составлена  „Роспись сибирским городам и острогам“, переезжали Уральские горы южнее, на Строгановские городки. Из Верхотурья они ехали сухим путем в течение трех дней до Подволочья на р. Чусовой, а из  Подволочья они спускались в течение трех дней водою по реке Чусовой до Камы, т. е к нынешней Перми, где их ждали суда и гребцы, присланные для такого случая из Соликамска. В обратном направлении, т. е. от Москвы и Казани в Верхотурье, гонцы чусовским волоком не пользовались, так как на Чусовой не было отдельного яма, а Строгановы не давали подвод, судов и гребцов 2).
Судя по 6 и 8 листу „Чертежной книги Сибири" С. Ремезова, этот временный путь проходил через слободу Нейвинскую и Аятскую, севернее Аятского озера, пересекал верховье р. Нейвы, Урал, р. Шишим, а затем от Чусовской слободы спускался по р. Чусовой вниз через д. Мартемьянову, р. Каменку к Сулемской слободе (Утке?) вблизи устья р. Утки. Менее вероятно, что из этого объездного пути выработался современный тракт из Верхотурья в Осу через Кунгур, вдоль р. Серебрянки и через Кушвинский завод. Об этом, по-видимому, пути идет речь в грамоте 22 февраля 1657 года, предписывающей Верхотурскому воеводе поставить заставы на летних дорогах из Осы и Уфы по случаю морового поветрия 3].
От Тобольска более обычная дорога на восток Сибири шла зимою и летом по рекам Иртышу, Оби и Кети, затем сухопутно до Енисейска, от которого опять водою по Ангаре до устья р. Илима. Здесь дорога делилась на две ветви, северо-восточную и юго-восточную. Северо-восточная проходила через Усть-Кут, по реке Лене до Якутска и далее. Юго-восточная шла по Ангаре, через Байкал, на Баргузинск и на Иргенский острог на р. Хилке (с. озеро Иргень у Читы) и Нерчинск 4).
__________________
1) П. А . Словцов. Историческое обозрение Сибири. СПБ. 1886. Пepиoд первый. Стр. 77—78 .— Тобольская губерния. Список населенных мест по сведениям 1868-1869 годов. СПБ. 1871. Стр. 141. 2) А. Титов. Сибирь в XVII веке. Сборник старинных русских статей о Сибири в прилежащих к ней землях. Издал Г. Юдин. Москва. 1890. Стр. 10—12. 3) Словцов, 94. 4) Словцов, 78.

— 3 —

     С этой главной дороги, связывавшей запад и восток Сибири, сворачивали на север и на юг, пользуясь как судами, так и лошадьми и собаками. Но об этих боковых, как и о параллельных в некоторых местах путях, я распространяться здесь не буду, отсылая желающих ознакомиться с ними к Словцову и сборнику Титова.   
     Только что указанная северная дорога из Тобольска на восток Сибири не могла удовлетворять ни правительство, ни купечество, так как она страдала несколькими важными недостатками. Во-первых, передвижение по ней людей и товаров совершалось чрезвычайно медленно. Юрий Крижанич, написавший около 1680 года „Историю о Сибири“ (Historia de Sibiria), говорит: „путешественники, отправляющееся из Тобольска в Москву в зимнее время, могут возвратиться домой в двенадцать недель, хотя путь этот вмещает в себя три тысячи русских верст (или 600 левк). Путешественники же, отправляющиеся из Тобольска в Даурию , к крайней крепости, именуемой Нерчинск, обыкновенно не могут возвратиться зимою того же года“ 1).
При подсчете данных 1672 года о продолжительности пути оказывается, что из Тобольска в Селенгинск за Байкалом путешественник мог попасть по этой дороге приблизительно через 25 недель, т. е. через 6 месяцев непрерывного пути, а в Нерчинск через 10 месяцев или самое раннее через 9 месяцев 10 дней 2).  Передвижение же товаров происходило еще медленнее: по подсчету данных после 1683 года от Тобольска до Селенгинска на стругах и только на Енисейском волоке на лошадях они шли 40 недель и 2 или 3 дня, т. е. почти 10 месяцев 3).
Во-вторых, движение по этой дороге было связано по местам с большими трудностями. В „Описании новыя земли, сиречь Сибирского царства“, составленном после 1683 года, мы находим такое замечание: „А по Ангаре pеке пороги зело страшные: запасы и товары, вверх идя и на них пловучи, на себе обносят—иной порог 4 поприща, а иные по два и полтора поприща“ 4).
     Зимою были другие неудобства. В том же „Описании“ мы находим такое замечание: „зимним же путем из Тоболска до Самаровского яму, до Сургута и до Нарыма, и от Нарыма до Томского на нартах и на собаках ход, а лошадми тем местом дороги нет, потому что снеги великие и лошадми ездить не возможно“ 5).


     § 2. Сухопутное сообщение Тобольска с южными, пограничными, городами.

     Медленность и неудобства водного пути, вызывали там, где было возможно, устройство сухопутных дорог. Так еще до 1640 года возникло, помимо водного, сухопутное сообщение Тобольска с Тарой. На него мы находим в „Росписи Сибирским городам и острогам“ такое указание: „Из Тоболска к Тарскому городу зимним путем, лошадми, езду 2 недели, а наскоро 10 дней; а летним сухим путем, не займуя ясачных волостей, черными месты, лошадми езду 3 недели" 6).
Постепенно начало устанавливаться сухопутное сообщение между южными городами, поставленными на более верхнем течении Иртыша, Оби, Томи и Енисее. Такое сообщение начало устанавливаться к 1640 году, правда в экстренных случаях, между Тарой и Томском, между Тарой и Нарымом. В той же „Росписи" мы читаем: 7) „Из Тарскова города по вестям посылают гонцов в Томской город; а ходу от Тары до Томскова города летним сухим путем Тарским уездом до Теренинской волости, лошедми, езду 2 недели 8); а от Теренинской волости до Томскова городу езду 2 недели ж. Да с Тары ж по вестям посылают гонцов в Нарымской острог; а езду от Тары до Нарымсково уезду летним сухим путем, лошадми, черными лесами, 3 недели. А гоняют в Томской город и в Нарымской острог  тарские ясачные Татарове. А зимним и водяным путем в Томской город и в Нарымской острог дороги нет “. По „Чертежу всей Сибири“, составленному в 1667 году: „А от Тары через Барабынскую волость степью до Томского города тихим ходом месяц“ 9). Несколько, по-видимому, позже стало устанавливаться сухопутное сообщение Томска с Красноярском. Во всяком случае, в „Описании новыя земли, сиречь
__________________
 1) А. Титов. Там же, 164, 2) Там же, 46—48. 3) Там же, 72, 82—83. 4) Там же, 83. 5) Там же, 81. 6) Там же, 14. 7) Там же, 19. 8) Теренинская, конечно татарская, волость.— находилась на юге от озер Убинского и Карганского у Иткульского озера; ср лист 3 и 5 „Чертежной книги Сибири“ С. Ремезова и Gmelin, Re sе Durch Sibirien. Gottingen, 1752. 4, стр. 99). 9) Титов, 37; Барабинская татарская волость была западнее Убинскаго озера по обеим сторонам р. Оми; ср. лист 3 и 4 „Чертежной книги Сибири* С. Ремезова, а также Gmelin, 4, стр. 107.

— 4 —

Сибирского царства“, составленном после 1683 года, мы находим уже такое сообщение: „От Томского ж города мимо Киргизкую ж землю чрез Красноярской острог до Енисейского острога сухим путем, на лошадях 3 недели езды“ 1).
     К самому концу 17-го века уже вполне наметилось сухопутное сообщение Тобольска с некоторыми из городов, оказавшихся впоследствии на московском тракте. На это мы имеем следующее указание в „Чертеже всех Сибирских градов и земель“,  составленном С. Ремезовым в 1699 году на основании сибирских городовых чертежей, присланных в Москву: „От Тобольска городами cyxим путем. До Тары града езду 7 дней, от Тары до Барабы 2 недели, от Барабы до Томскагo 2 недели, от Томскаго чрез Чюлым до Краснаго Яру 2 недели, с Красного Яру до Енисейска 5 дней, от Енисейска до Братска 2 недели, от Братска до Иркутска неделя, от Иркутска чрез Байкал море 3 дни, до Селенгинского 7 дней, от Селенгинскаго до Иргенска 4 дни, от Иргенскаго до Нерчинскаго неделя, от Нерчинскаго до Албазинскаго 4 недели, от Албазинскаго до Китайскаго царств их людми езду месяц чрез степь старых(?)“ 2). Таким образом, в 1699 год можно было доехать налегке от Тобольска до Нерчинска в течение 13 недель и 5 дней, т. е. 3 месяцев и 6 дней. Иными словами, сообщение от Тобольска до Нерчинска по этой дороге оказывалось втрое быстрее, чем исключительно по северной речной дороге: 3 месяца шесть дней вместо 10 месяцев или 9 месяцев  10 дней.
На этой дороге водное сообщение, судя по направлению и продолжительности пути, оставалось может быть только на участке от Енисейска до восточного берега Байкала, на остальных участках оно было, несомненно, сухопутным. На указанным ж участке дорога делала также большой зигзаг к северу, уклоняя от прямой линии, затем эта дорога на значительном протяжении была заселена редким инородческим населением и не была безопасна по местам от набегов, как, напр, по Барабинской степи, а также на участке от Томска до Красноярска, где она проходила почти по границе тогдашних русских владений 3).
     Указанные недостатки южной сухопутной дороги должны были сильно сказаться, когда появилась мысль устроить по Сибири почтовое сообщение для пересылки бумаг. Уже в 1724 году Сенат хотел установить на первых порах ежемесячную,а впоследствии и еженедельную почту, по-видимому, только до Тобольска. Почтовая доставка бумаг была осуществлена при помощи гоньбы городских и уездных жителей.
В виду сделанного в 1731 году Сибирским приказом представления о необходимости устроить, как было ранее, по Сибири почту для перевозки правительственных и частных писем и посылок, Сенат в апреле 1733 года приказал устроить ординарную почту от Москвы до Тобольска и по разным трактам Сибири до Нерчинска с платежей за письма весовых денег.
Месяцем раньше сибирскому губернатору было предписано распорядиться для удобства второй камчатской экспедиции, чтобы почта ходила от Тобольска на восток дважды в месяц, от Якутска в Охотск и Камчатку раз в два месяца, а в Тобольск из Якутска раз в месяц. По-видимому, с этого именно времени появился почтовый тракт на протяжении всей Сибири.
Но заботы о проведении его были и ранее. Еще в 1720 году, в виду начавшихся в Пекине при посредстве Измайлова переговоров с Китаем о пропуске русских караванов в Китай, коммерц-коллегия стала заботиться о сокращении дороги в Восточной Сибири и предписала инспектору сибирских таможен рассмотреть, нельзя ли забайкальскую дорогу продолжить через Абакан и Томск или завести на Байкале два казенных судна 5).
К 1733 году когда начал свое путешествие через Сибирь Гмелин, проехавший в 1733, 34 и 35 годах от Осы на р. Каме до Нерчинска на Шилке и Нерчинска Заводского, южная сухопутная дорога, делавшаяся как раз почтовой, несколько улучшилась: в значительной части она была вымерена и обеспечивалась, хотя и с трудом, русскими или инородческими подводами, совершавшими местами большие перегоны 6). Но основные недостатки ее оставались прежние.
     Вследствие этого предстояла задача привести в больший порядок южное сухопутное сообщение на всем протяжении Сибири,  устранить наиболее важные зигзаги, устроить наметившуюся дорогу и заселить ее для охраны и организации более
__________________
1) Там же, 80. 2) „Атлас Азиатской России“. Издание Переселенческаго Управления. 1914. Карта № 3. 3) До постройки в 1716—1718 гг. Иртышской линии река Омь считалась границею русских владений в Барабе, и это убеждение джунгар надо было оспаривать сибирским властям еще в 1760 г. (Словцов, 224 и 259). 4) Словцов, 1. 270—271. 5) Там же, 239,271. 6) Gmelin, tt. 1, 2, 3 и 4.

— 5 —

правильной и более усиленной гоньбы русским населением. Эти задачи и были в главных чертах выполнены при проведении и заселении так называемого московского тракта.


Продолжение 2: http://proza.ru/2023/04/05/1437