...Не спалось, и я решил исследовать, где же выключатель освещения...
Так и подмывает сделать отступление и рассказать веселую байку из корабельной жизни.
Мы шли на больших оборотах по Балтийскому морю. Тахометры, за работой которых я наблюдал, показывали триста оборотов, и скорость была тридцать узлов (это чуть меньше шестидесяти километров в час). Скорость большая и при вираже палуба наклонялась так, что приходилось хвататься за горизонтальные поручни, встроенные в мостик.
В ходовой рубке было много офицеров наших и индийских. Все офицеры в звании не ниже каперанга и кавторанга разговаривали по русски и по английски. Слышалась индийская речь. Все были расслаблены, смеялись (видимо обед был союзнический и даже братский) и иногда дружески похлопывали друг друга по плечу. Один из индийцев все норовил поставить кому-нибудь из нас, включая нескольких гражданских, черную жирную метку на лоб – знак особенного почета. Некоторые офицеры были уже помечены.
Вдруг все индийские офицеры замерли по стойке смирно - в рубку вкатился быстрым шагом низенький, полный человек в гражданском одеянии, похожем на халат, но украшенный золотыми шнурами и с огромной чалмой на голове. Мы тоже невольно замерли. Это был Раджа. Я так и не понял, что это значит, но так встречают у нас адмиралов.
***
Я всегда путался в длинных корабельных коридорах и их ответвлениях. Спасало то, что в ходовую рубку нужно идти прямо, не сворачивая, на нос и подняться по трапу с латунными, надраенными до блеска, поручнями, на верхнюю палубу.
В просторной рубке было пустынно, только дежурный офицер сидел в капитанском кресле. Мы познакомились, я объяснил цель моей командировки. Он рассказал о сбоях показаний тахометров правого борта, проявившихся во время похода, причем во всех помещениях корабля. Действительно цифры иногда менялись, хотя корабль был пришвартован к пирсу и ходовые двигатели не работали. Показания по левому борту были нулевыми, как положено.
Надо разбираться. Сети правого и левого бортов независимы, значит в устройствах левого борта все в порядке и программа, прошитая в них, работает нормально, а с устройствами правого борта что-то происходит.
Расположившись, как обычно, за перегородкой в задней части рубки, подключив блок питания к розетке с надписью "220В", выбитой на шильдике, открыл своим треугольным ключом небольшой шкаф настенного тахометра; открутил маленькой отверткой зеленый информационный разъем одного из каналов интерфейсного модуля и вставил переходник, подключенный к преобразователю интерфейсов "ХХХ-USB", соединенный с ноутбуком. Теперь можно запускать программу и посмотреть данные от тахометров разных помещений корабля.
Этот закуток ходовой рубки за перегородкой - мое любимое рабочее место на корабле. Ноутбук обычно ставлю на небольшой столик рядом с большим штурманским столом со встроенной компьютерной панелью из толстого стекла - это электронная карта. Сейчас стекло закрыто по домашнему обычной скатертью, кажется, даже с кисточками.
Данные от всех устройств видны, их квадратики подписаны. Можно загрузить удаленно программу или параметры в любое устройство, щелкнув мышкой по квадратику. Очень удобно – сидишь в тепле, наблюдаешь за всеми приборами. Что-то не нравится – транслируешь программу, загружаешь удаленно новую версию, проверил, не понравилось – вернул старую, красота!
Можно походить вдоль мостика посмотреть работу наших приборов, поглазеть в окна ходовой рубки, или выйти на верхнюю палубу через боковую дверь. Вообщем ходовая рубка самое интересное место на корабле, особенно когда проводятся стрельбы. Тогда громко и часто стреляет пушка. Меня поразил вид баржи, которую тянул после стрельб катер - над ней висела огромная простыня с огромной дырой. Мне объяснили, что в простыню попали из пушки с расстояния десять километров. Ого! Вот это да!
Выходить из рубки не разрешалось, но я выходил и однажды слегка надышался пороховыми газами. А когда запускали ракеты из квадратных шахт, что прямо перед рубкой, все грохотало и дым накрывал палубу. Наблюдал, как сбивали воздушную мишень - из палубы поднималась пусковая установка с парой небольших ракет - короткий старт и ракеты нет, а через секунду и цель где-то далеко в небе скрывалась в белом облачке разрыва.
Кроме тахометров, на мостике сверкали ручками машинные телеграфы с множеством надписей: «Малый», «Средний», «Полный», «Вперед», «Назад», вообщем вы понимаете. Это тоже наша аппаратура и программа в них моя. И аварийные резервные кнопочные телеграфы в пульте тоже наши.
По этим системам замечаний не было. Все работало по отдельному резервированному интерфейсу для каждого борта. Я подключил ноутбук к одному из устройств. Пришлось поднять панель – это нам разрешалось, но только когда корабль стоит у причала. Приборы всех постов отобразились на экране. Подвигав ручки задания хода «Вперед», «Назад» на обоих бортах, проверил индикацию команд и сигналы рассогласования - негромкие, но противные звонки.
Подключился к сети аварийных телеграфов, понажимал кнопки задания хода, проверил индикацию и сигналы рассогласования, негромкие и пискливые. Все было в порядке, если что-то потребовалось бы изменить, я мог это сделать прямо сейчас - исходники последних или, как любят говорить моряки, крайних программ всех заказов имелись в ноутбуке.
За окном рубки опустилась ночь. Зажглись прожектора. На передней палубе ярко высветилась пушка. Обходить посты с нашей аппаратурой расхотелось, да и без помощника это бесполезно. Экспериментировать одному невозможно - один должен быть в задающем посту, другой в исполнительном где-то на другой палубе, даже в трюме. Завтра все равно работать не дадут, гуляй по постам хоть целый день.
Пойду-ка поужинаю и спать. Завтра, наверное, Степан приедет - Василий Иванович обещал. День будет трудный, скорее всего бессонная ночь. Я свернул ноутбук, сложил все приспособления в карман сумки, накинул ее на плечо и пошел к себе.
В ангаре не было никого, и стояла абсолютная темнота. Я на ощупь добрался до кровати, вытащил фонарик из тумбочки, благополучно поужинал и улегся. Не спалось, полежал немного, включил фонарик и решил исследовать, где же выключатель освещения? На стенах было много переключателей и тумблеров разных размеров. Так хотелось по детской привычке повернуть один, другой - проверить, не загорится ли свет, но трогать их я не решился и это было правильно и мудро, так-как утром офицер, появившийся на вертолетной палубе, показал мне, где располагались выключатели света – они были с внешней стороны ангара, а все выключатели внутри предназначались исключительно для системы пожаротушения, а это не дай Бог.
Продолжение: http://proza.ru/2023/04/22/1211
Содержание: http://proza.ru/2024/12/06/1505