Анонс: http://proza.ru/2023/12/17/1399
Пора ехать в Воронеж сдавать сессию для перевода на пятый, завершающий курс; однако было столько идей по реализации алгоритмов управления, которые формализовал в большой тетради 96 листов. Как-то сама собой формулировалась тема диссертации, которую взял бы, поступив в аспирантуру. Тема звучала примерно так: "Эффект минимизации задержки на транспортной сети за счет автоподстройки локальных регуляторов движения".
Под тему начал прорабатывать соответствующие алгоритмы. Более того, когда строились новые перекрестки, я должен был расставлять датчики транспорта.
Институт "Казгипрокоммунстрой", который разрабатывал строительно-монтажные чертежи на новые перекрестки АСУ "Город", брал мою расстановку детекторов транспорта – это были петли кабеля, уложенные в асфальт за 25 метров до перекрестка.
Мне поручили надзор за строительством новых перекрестков и укладкой датчиков.
Радовала техническая возможность применять свои идеи обработки данных о транспорте, поступающих от правильно расставленных детекторов.
Идея научной работы овладевала мной все больше, я списался с моим сокурсником, уже кандидатом наук Сашей Кашканом, живущим в Томске, с просьбой помочь поступить в аспирантуру.
Осенью 1980 года поехал в Томск, а не в Воронеж, где должен был сдавать очередную сессию. Кандидатские минимумы по иностранному языку и философии уже были сданы, имелись сертификаты, необходимые при поступлении.
Кашкан познакомил меня с кем надо в Томском политехническим институте и мне была назначена дата вступительных экзаменов через неделю. Всю неделю провел в библиотеке - готовился. Экзамены сдал, мне назначили научного руководителя.
Так я стал аспирантом кафедры ОСУ^19. На работе, по закону, обеспечили четырехдневную рабочую неделю – аспиранту полагался библиотечный день.
Научное направление на кафедре называлось «Проектирование информационных систем».
Работа шла своим чередом - разрабатывал и отлаживал на СИД-1000 программы, возился с перфолентами. Днями пропадал на строящихся объектах, делал регулярные объезды перекрестков, после которых иногда корректировал планы координации или доводил замечания по светофорам до руководства.
Когда читал в своем небольшом кабинете научные книги и что-то писал, все знали для чего и никто не мешал.
Все было хорошо, душа радовалась, что такая махина, как городская транспортная сеть зависела оттого, как ею будет управлять М-6000, работающая по моим алгоритмам.
Мне доверили и не вмешивались, а это дорогого стоит.
Нет большего счастья в жизни, чем делать то, что сам придумал и это дело тебе доверили, помогают его внедрению в жизнь и потом оно существует самостоятельно, принося людям пользу.
*****
В один из летних вечеров вновь заглянул в кафе «Ак-Ку» - любил здесь сиживать в тени деревьев, обдумывать алгоритмы, мечтать, строить планы на будущее!
Заказал кофе, мороженое, фужер полусухого вина и погрузился в воспоминания далекие от работы - как делал колонки, о даче...
Продолжение: http://proza.ru/2023/04/24/1477