...Степан, как более молодой, вызвался побегать по коридорам корабля...
Корабль стоял у причальной стенки; команда, кроме дежурной смены, отдыхала и частично сошла на берег, а нам со Степаном позволили решать наши проблемы с оборудованием.
Перебравшись в ходовую рубку, мы постояли около тахометров и убедились, что правый борт глючит - сначала, как положено, показывает нуль, потом быстро пробегают какие-то значения и снова нуль. Зашли за стенку, где стоял подключенный ноутбук и прильнули к экрану. Пакеты информации перемежались с диагностическими посылками, значения которых показывали норму, то есть цифру «пять». Разницы между данными левого и правого бортов мы не заметили.
Посовещавшись, решили поискать устройство, возмущающее сеть. Для этого нужно было пройтись по всем постам, отключая тахометры от интерфейсной сети. Степан, как более молодой, вызвался побегать по коридорам корабля, а я приготовился наблюдать за показаниями тахометров ходовой рубки и данными на экране ноутбука.
Вахтенный офицер выдал нам рации размерами не больше сотового телефона, но тяжелее, толще и без стекла, показал как пользоваться. Они работали внутри корабля, как мы подозревали, пока все переборки не задраены. Так оно и было, в чем я убедился - доклады Степана из всех закоулков корабля я хорошо слышал. Проверив связь, Степан спустился на среднюю палубу, а я подсел к ноутбуку. При необходимости, Степан мог звонить мне по сотовому телефону - сигнал в рубку проходил.
Обойти все посты, вскрывая шкафы, делая необходимые отключения, затем восстанавливая сеть, не забывая накрепко прикрутить разъемы – непростая и кропотливая работа. Степан участвовал в наладке наших систем на корабле и хорошо знал, что где расположено. Сам я иногда путался в корабельных коридорах.
Процесс шел уже несколько часов. Степан последовательно отключал приборы от сети и докладывал примерно так:
- Я в ПАУ, отключил оба канала правого борта.
Я смотрел на тахометры ходовой рубки, видел, что нуль правого борта неустойчив и докладывал:
- Наблюдаю периодическую гадость правого борта, подожди, посмотрю на ноутбуке.
Смотрел на экран, но там, как обычно все на «пять»!
- Можешь подключать, с этим прибором все нормально, гадость осталась.
Примерно в три часа ночи мы получили отрадный результат; Степан отключил очередной прибор и в ходовой рубке прекратились броски показаний - оба тахометра были на нуле! Я смотрел и смотрел - все, сбои прекратились! Степан нашел наше недужное устройство – оно оказалось в отсеке судовых двигателей.
- Степа! Ты нашел! Это тот самый прибор гадит, иду к тебе! - закричал я в рацию.
Отсоединив ноутбук от шкафа, восстановив все в рабочее состояние, хорошенько прикрутив разъемы и закрыв шкаф, я сложил все свое добро в сумку ноутбука и пошел вниз коридорами к Степану.
Два раза нырнув по трапам палубой ниже, немного поплутав, пару раз зацепившись ремнем ноутбука за что-то в узком коридоре, я нашел двигательный отсек и Степана, стоящего посреди трапа у открытого ящика. Кое-как установив ноутбук - стола здесь не было, я подсоединился к сети и запустил программу анализа интерфейса.
В сумке ноутбука был припасен двухканальный модуль, мы называем его мезонин - наше фирменное изделие, предназначенное для работы в сети передачи данных; он был покрыт лаком, испытан на стенде и вполне мог заменить вышедший из строя прибор. Степан отсоединил разъем питания и установил мезонин в прибор. Включили питание - показания стали устойчиво-нулевыми. Победа! Мы поздравили друг друга.
- Тааак, сказал я, смотрим внимательно на ноутбук, запоминаем.
- Ставим дохлый мезонин.
Степан выключил питание, вставил задахлика, соединил разъем питания.
- Степа, снова цифры проскакивают. Смотрим на ноутбук - что видим?
- Юрий Александрович, у нас счетчик контрольных пакетов задохлика, как вы говорите, кажется, слишком часто появляется в сети! Смотрите как быстро растет счетчик!
Да, молодая голова соображает лучше. Я стал записывать на бумаге, которая всегда была в сумке, временные интервалы между посылками нашего задохлика, кроме того счетчик посылок был неприлично большим. Как же мы сразу этого не заметили? Видимо торопились и не стали тратить много времени на наблюдения и размышления - в основном я. Кроме того сбила цифра «пять». Мы посчитали, прикинули, и оказалось, что этих посылок он шлет больше тысячи в секунду и все с нормальными значениями, будто я хороший.
- Ставь новый мезонин, с ним и оставим прибор.
Степан закрутил все винты, закрыл шкаф. Мы смотали «удочки», сложив ноутбук, анализатор интерфейса, провода с разъемами в сумку, поднялись по трапу и по коридорам направились в ходовую рубку осмыслить все, еще раз изучить данные анализатора сети.
По хорошему полагалось взять мезонин в ЗИПе*, но где найти механика? Утро было не за горами и бегать с бумагами было не к кому. Я решил подарить модуль кораблю. Исправный модуль работал хорошо, проблема была решена - что еще нужно для счастья специалисту!
В ходовой рубке я снова развернул рабочее место с ноутбуком и запустил анализатор интерфейса. Степан походил по рубке, проверил тахометры и вышел снова побродить по постам, посмотреть. Судя по тому, что по рации докладов не было - везде все было нормально.
Однако, что же все-таки это было? ведь значения контрольных сообщений от всех тахометров показывали норму, то есть «пятерку». Получается, что сеть забивалась диагностическими сообщениями - тысяча посылок в секунду не шутка! И программы тахометров не успевали одновременно выводить на индикацию значения оборотов и переключаться на прием.
Теперь я знал, что делать, хотя систему мы починили:
1. Убрать посылки диагностических сообщений - это сейчас, чтобы впредь мезонин не мог «гадить».
2. Исправить ошибку в программе мезонина. Она не должна передавать диагностику чаще раза в секунду, это лишнее. Программу писал Олег, но и я успел в ней разобраться и даже перенес на другой тип микроконтроллера - ну этим займусь в конторе.
А пока сделаем так - введу удаленно во все тахометры запрет на выдачу диагностических сообщений, все равно программа их обработки не предусматривалась ни на одном заказе, а давала только удобства при наладке. Ну что же, нет худа без добра. Теперь я знаю новости про интерфейсный модуль и буду исправлять в конторе.
А сейчас я начал удаленно записывать во все узлы сети период выдачи контрольных сообщений равный нулю, что означало запрет выдачи их в сеть. Эту же операцию я проделал с сетями других наших систем. Из ходовой рубки это удобно делать, надо было только поднять крышку шкафа с задатчиками хода. Никто этому не мешал, даже дежурный офицер куда-то вышел. Все знали, что мы чиним аппаратуру.
Четыре часа ночи. Прожектора выключили - рассветало. За окнами рубки засеребрились волны залива. Появился довольный Степан. Я захлопнул ноутбук, но оставил его в ходовой рубке подключенным к закрытому шкафу - мало ли что.
Мы были готовы сдавать работу, а сейчас пошли спать.
Продолжение: http://proza.ru/2023/04/22/1339
Содержание: http://proza.ru/2024/12/06/1505
На фото из интернета: коридоры фрегата «Адмирал Эссен».
ЗИП - запасные инструменты, принадлежности. Хранятся на корабле.