ГДР Часть 5 Вторая командировка

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава:  http://proza.ru/2023/04/26/109
   
        На фото из интернет:  1 - Автомобиль «Трабант»: 2 – Автомобиль «Мерседес»

        Сейчас в своих воспоминаниях я нахожусь в 1986-ом году. За истекшие неполные четыре года в СССР произошло немало событий. Сменилось три Генеральных секретаря ЦК КПСС. А каждая такая смена являлась огромным событием для страны. Этот период времени зубоскальные острословы назвали «Эпохой гонки на катафалках». Такого в стране ещё никогда не было. С завидной регулярностью с боевого поста руководителя партии и правительства безвременно ушли Брежнев Леонид Ильич, Андропов Юрий Владимирович и Черненко Константин Устинович. Скамейка запасных на этот пост тоже  изобиловала кандидатами, способными скорее продолжить сложившуюся тенденцию стремительной смены высшего руководства ядерной державой. Это было тревожно. В результате непростых кулуарных переговоров на пост Генерального секретаря ЦК КПСС и, соответственно, главы СССР, был избран Горбачёв Михаил Сергеевич. Ему в ту пору было всего 54 года.

        С приходом Горбачёва в стране стали ощущаться определённые изменения  во внешней и внутренней политике. Михаил Сергеевич был достаточно молод и мобилен. Резко возросло количество международных встреч с лидерами стран окружающего мира. Во внутренней политике был взят курс на открытость целей и действия правительства для своего народа. Горбачёв достаточно легко общался с населением. Открылись многие исторические материалы, ранее хранившиеся под грифом «Секретно» и даже «Совершенно секретно». Начала проявляться частная инициатива как у сельского, так и у городского населения. Все эти начинания происходили  под лозунгом «Перестройка! Гласность! Ускорение!»

        Но экономика такой огромной страны, как СССР, была чрезвычайно инерционной системой. Она складывалась многие десятилетия и развернуть её в новом направлении было делом чрезвычайно сложным. Многие министерства, хозяйственные отрасли и отдельные организации продолжали работать в привычном режиме. По прежнему работал Госплан СССР и наш институт комплексных транспортных проблем (ИКТП).

        Как-то меня вызывал к себе в кабинет заместитель директора нашего института Иван Тимофеевич Козлов. Он за истекшее время защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора. Иван Тимофеевич был моим учителем на научном поприще и руководителем моей диссертации. Вот он и сообщает мне, что от наших коллег из Германской Демократической Республики пришло предложение возобновить совместные консультации в части прогнозирования и планирования развития транспортных систем. Они предлагают рассмотреть эти вопросы на долгосрочную перспективу с учётом теории принятия решений при неопределённости исходной информации. Кроме того, было бы полезным и актуальным уделить внимание информационному обеспечению всех задач, решаемых в этом направлении. Срок командировки – одна неделя. Для проведения этих консультаций руководство нашего ИКТП решило направить в Берлин двух человек: Пузанова Николая Яковлевича и Ардашина Виктора Андреевича. Как я на это смотрю?

        Смотрел я на это весьма положительно. Тем более, что за истекшее время я стал частенько участвовать в таких научных консультациях с представителями транспортных институтов стран социалистического содружества. Приобрёл неплохой опыт общения. Да и встреча с уже знакомыми коллегами из ГДР представлялась весьма интересной и плодотворной.  К тому же, немецкий язык я уже знал в необходимых мне  рамках. Проведение никакого дополнительного тестирования на вокзале, как .то было в прошлый раз, необходимости уже не было.

        В данной публикации я не буду останавливаться на описании деловых подробностей этой командировки. Многое проходило по тому же сценарию, что и в мою первую поездку в ГДР. Оформление командировки вообще было практически таким же, как и в командировку внутри нашей страны. Никаких анкет и собеседований не было. Получили мы с Николаем Яковлевичем паспорта и дойч-марки в отделе кадров нашего института и отправились в дорогу. Отправились опять поездом с Белорусского вокзала Москвы.

        Разместили нас  в Берлине в той же гостинице на Унтер-лен-Линден, что и в прошлый раз. Пожалуй, единственное отличие состояло в том, что при первой же встрече с руководством немецкого транспортного института мы предложили составить график работы таким образом, чтобы у нас был свободен последний перед отъездом день командировки «для приобретения сувениров». Такое практиковалось практически всегда при проведении подобных встреч. В частности, немецких товарищей интересовали покупки в Москве таких товаров, как электробритвы, пылесосы и даже кипятильники. Ещё они с охотой покупали наши фотоаппараты марки «Зенит-3М» и «Зенит-Е».

        По традиции культурная программа опять начиналась с посещения мемориала «Трептов-Парка» и возложения цветов к подножию памятника «Воину- Освободителю». Это нормально. Кроме этого, мы посетили какой-то модный в то время спектакль в одном из центральных театров Берлина. Зная прекрасно свои возможности владения немецким языком, я даже не пытался  вникнуть в смысл текста, идущего со сцены. Поступал просто – если зал заходился аплодисментами, то и я аплодировал от всей души; если раздавался смех, то я тоже веселился вместе со всеми. В тревожные моменты я делал сосредоточенно-сочувственное лицо.  Спектакль мне понравился.

        В Советское посольство нас на этот раз не приглашали. Возможно, книги Брежнева уже закончились. Поэтому мы с Николаем Яковлевичем пришли на прощальный ужин в ресторан с чистым сердцем.

        В ресторане наша компания опять состояла из пяти человек. Три руководящих сотрудника Института и мы с Николаем Яковлевичем. Как и положено, нам предложили меню нашего застолья. Я без колебаний выбрал то же самое блюдо с жаренной свининой, которое мне очень пришлось по вкусу прошлый раз. Кстати, это блюдо было в среднеценовом диапазоне по стоимости. А вот Николай Яковлевич предпочёл какое-то экзотическое блюдо, в названии которого было слово, похожее на «Трюфель».  Блюдо было одно из самых дорогих в меню. Когда нам принесли заказ, то передо мной  поставили большущую тарелку с аппетитной едой. А вот Николаю Яковлевичу принесли тарелочку, размером чуть больше чайного блюдечка. И на ней лежало рядом с гарнирчиком нечто коричневое и непонятное, размером с куриную каку. Должно быть, это и были знаменитые грибы трюфели. Я. уплетая свою огромную порцию, время от времени не отказывал себе в удовольствии поинтересоваться у Николая Яковлевича оценкой его дегустации такого шикарного блюда. Он предпочитал больше отмалчиваться на мои ехидные вопросы. Но это так – шутка.

        В ГДР тоже начались заметные подвижки и в политическом плане, и в экономике. Особенно это коснулось политики. В стране давно уже бродили идеи объединения двух частей Германии. Теперь о них заговорили в полный голос. Меня особенно заинтересовал рассказ одного из присутствующих немецких товарищей о своей семье. Вот примерно такой эта история мне запомнилась.

        В семье были два брата. Оба родились незадолго до начала Второй Мировой Войны. И  вот война пришла в Германию, пришла в Берлин. Пришла Победа не сама по себе, разумеется, а её принесли Советские войска совместно с бойцами стран антигитлеровской коалиции.  Так уж получилось, что одна часть семьи с одним из братьев-подростков остались в Восточной части Берлина, а другая часть с другим братом – в Западной. Со временем по Берлину прошла разделительная стена. Семейное общение стало весьма затруднено. Такое общение, как я понял, разрешалось один раз в год.

        Рассказывал эту историю один из братьев, который остался, естественно, в Восточном Берлине. Он окончил институт и занялся научными исследования в области развития транспорта. Защитил диссертацию, имел звание профессора и  высокую должность одного из руководителей ведущего транспортного НИИ. По меркам среднестатистического немца Восточной Германии - его жизнь удалась. Была квартира, была дача, была машина «Трабант». Как говорится – одеты, обуты и не голодают.

        А согласно истории его семьи, все её члены из поколения в поколение были пекарями. На пекарню в городе Берлине ещё в позапрошлом веке каким-то кайзером было выдано свидетельство о семейной собственности на размещение  пекарни по такому-то адресу. Адрес располагался в Западной части Берлина, где и проживала вторая часть семьи во главе с его родным братом. Брат не занимался теоретическими исследованиями, а просто продолжал выпекать хлеб и другие изделия, пользующиеся спросом у соседей. Выпекал, согласно рецептам, сохранённым во всей этой страшной перипетии и проверенные веками. Его собственность на пекарню охранялась законами государства. Брат не стал миллионером, а был обычным предпринимателем средней руки, каких в Западной Германии было великое множество.

        Когда брат из Восточного Берлина приезжал к нему в гости, то тот очень веселился, рассматривая его машину «Трабант». Этот автомобиль начали  выпускать в ГДР в 1957 году. Его назвали «Трабант» в честь запуска первого в мире Советского искусственного спутника Земли. Слово «Спутник» переводится на немецкий язык как «Трабант». Этот двухдверный автомобиль был действительно чудом автостроения. Наш ушастый «Запорожец» смело мог дать ему сто очков вперёд во многих отношениях. У «Трабанта» рама была выполнена из металлической полосы, а корпус обшит пластиковыми панелями.  Эти панели изготавливались с использованием отходов льна в текстильной промышленности. Говорят, бывали случаи, когда травоядные домашние животные с удовольствием этот пластик поглощали. Представляю себе чувства  владельца «Трабанта», собравшегося с дачи возвращаться домой и обнаружившего съеденную благодарной соседской козочкой дверь или багажник  своего автомобиля.  Автомобиль был оснащён двухцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 26 л/с. Конструкция двигателя была предельно простой - на нем даже бензонасос отсутствовал. Бензин шел самотёком из бака, расположенного над двигателем. Поскольку двигатель был двухтактным, заправлять его чистым бензином было нельзя. Надо было доливать моторное масло или в бензобак и там перемешивать, или перемешивать в ведре и эту смесь заливать в бак..

        А у его брата был, пусть и не новый, но вполне приличный «Мерседес». Рядом с ним автомобиль профессора выглядел гадким утёнком. И вот этого «утёнка» профессор каждый раз загружал «по самые небалуй», возвращаясь к себе домой в ГДР.

        - Почему это так? Ведь и люди одни и те же, и природные условия одинаковы, - размышлял наш собеседник. 

        Ответ на этот вопрос он нам не давал. Он просто размышлял вслух.

        После завершения ужина, мы пешочком прошлись по ночным улицам Берлина до нашей гостиницы. Тепло простились с коллегами, выразив  надежду на новые интересные встречи. К сожалению, этим встречам осуществиться было уже не суждено.

        Заключая рассказ о завершении официальной части командировки, я хочу подчеркнуть, что это действительно были очень интересные и полезные обмены опытом и знаниями. Это не были встречи учителей с учениками. Встречи  проходили по-деловому,  порой в азартных дискуссиях с выдвижением контраргументов той, или иной выдвинутой идеи с любой стороны. Это были именно дискуссии, а не споры. В спорах рождаются драки и войны. А в дискуссиях идёт заинтересованный поиск  оптимальных вариантов решения проблем квалифицированными специалистами. Вот такая существенная разница между ними. 

        Следующий день у нас с Николаем Яковлевичем был посвящён приобретением подарков для своих родных и друзей. Магазины Берлина были заполнены всевозможными товарами. Бегать в поисках чего-то нам не пришлось. Купили мы в основном обувь для себя и членов семьи.  Обувные отделы были буквально завалены обувью из соседней ФРГ. Мы приобрели в основном обувь фирмы «Саламандра» для всех членов семьи.  Я купил себе и сыну ботинки, маме и жене - зимние сапожки. Доченьке накупил обувки на все сезоны вперёд.

        Вот так и завершились мои поездки в Германскую Демократическую Республику. Вскоре произошло объединение двух частей Германии. Мне было бы интересно вновь встретиться с тем профессором и душевно, за кружечкой пива, с ним обстоятельно поговорить.

        Продолжение:   http://proza.ru/2023/05/12/123