Подтверждение Ватиканом авторства работ Корноухова

Артём Киракосов
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ АВТОРСТВА
ВАТИКАНСКИХ МОЗАИК
АЛЕКСАНДРА КОРНОУХОВА

Святой Престол до нынешнего дня не подтвердил авторства художника Александра Корноухова мозаик Капеллы "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico"

ОТВЕТ ФЕДЕРИКЕ,
итальянской журналистке, пишущей статью о создании и уничтожении (1996 -- 1998) ватиканских мозаик художника Александра Корноухова, на вопрос:
„Святой Престол официально не признаёт, что  автором мозаик восточной стены капеллы является Александр Корноухов?“ (перевод Екатерины Архиповой, май 2023)


По подписанному с одной стороны от имени Губернаторства государства-града Ватикан Генеральным секретарём, Его Преосвященством Монсеньёром Джанни Данци, а с другой -- маэстро Александром Корноуховым 23 января 1997-го года, вступившему в силу 23 мая 1997-го года "Соглашением" (весь текст "Соглашения" цитируется в переводе Юрия Куприкова декабря 2022-го года) Святой Престол не признаёт художника Александра Корноухова „автором мозаик“ Капеллы Redemptoris Mater, поскольку по тексту "Соглашения" функция Маэстро Корноухова совершенно другая, и Государством-градом Ватикан ему дано совсем иное „поручение“, вовсе не создание авторских произведений монументальной живописи в технике мозаика, а именно:
„<...> выполнение работ по реставрации капеллы Redemptoris Mater («Матери Спасителя») Апостольского дворца.
9). Маэстро Корноухов привлекается в качестве художника по выполнению работ по реставрации согласно проекту «Церковь с двумя лёгкими», который приложен к данному соглашению, как его составная и существенная часть. В его обязанности входит курирование художественного стиля мозаики“.
 
Святой Престол существующим "Соглашением" не просто и не только подразумевает „авторство“ мозаик Капеллы „за проектом, представленным центром Алетти“, но полностью подчиняет художника Александра Корноухова, всё его мастерство, опыт, дар и призвание не специальной комиссии, что распространено, было бы принято и понятно, но именно „мнению“ всего лишь одного человека, „преподобного отца Марко Ивана Рупника, члена Ордена иезуитов, директора научно-исследовательского центра «Эцио Алетти» (в дальнейшем – центра Алетти), касательно возложения на последнего руководства и богословско-художественной ответственности за выполнение работ по реставрации капеллы Redemptoris Mater («Матери Спасителя»)“.
Более того, не только финальный или промежуточный, ответственный этапы работы художника Александра Корноухова ставятся в полную, рабскую зависимость от -- по сути -- произвола, так сказать, „мнения“ Рупника, но весь процесс создания мозаик до мелочей: „Осуществление всех этапов работы по прилагаемому проекту маэстро Корноухов должен согласовывать с директором центра Алетти“.
Но на этом процесс формального и юридического всестороннего подавления Рупником художника Александра Корноухова не заканчивается, -- Рупник присваивает себе право в любой момент изгнать Корноухова из Ватикана: „Губернаторство оставляет за собой право прервать выполнение работ до истечения срока их окончания, если на основании мнения директора центра Алетти сочтёт качество работ ненадлежащим, либо сами работы не соответствующими проекту, представленному центром Алетти“.
Порабощение Рупником Корноухова и его группы мозаичистов не останавливается, но идёт ещё дальше, лишая Корноухова и его группу даже элементарных прав работников, рабочих "исполнителей" „проекта за выполнение работ по реставрации капеллы Redemptoris Mater («Матери Спасителя»)“ Центра Алетти: „9) Поручение, даваемое на основании настоящего документа, не является трудовым контрактом, налагающим обязанности на маэстро Корноухова или его помощников“.
Несомненно, предвидя будущие возможные обращения, разбирательства, конфликты, протесты, обвинения, попытки самозащиты и удержания уже отобранных по данному "Соглашению" не только авторских, но и прав работника, Рупник, человек, судя по всему, чрезвычайно предусмотрительный, дальновидящий, имевший, что видно по обстоятельствам и делам его, безграничное влияние и власть в Ватикане, -- а нет сомнения, что весь текст "иезуится" хитроумно продуман и составлен \ состряпан именно им, явным и единственным выгодополучателеми всей этой, чисто "ватиканской", истории, -- страхуется от художника Корноухова на перспективу, как ближнюю, так и дальнюю: „10) Все права и средства их защиты, касающиеся настоящего контракта на выполнение работ в капелле Redemptoris Mater («Матери Спасителя»), относятся к исключительной компетенции Губернаторства государства-града Ватикана“.
 Рупник, по рассказу и свидетельству Корноухова лично мне, насильственными действиями заставил его подписать данное "Соглашение", использовав свои богатые возможности в Ватикане, трое суток не выпуская Корноухова с рабочего места, осуществляя мощное всяческое разнообразное администратично-хозяйственно-психологическое давление на него, чем отлично владел, и не разрешая Корноухову заказать, обратившись ко специалистам, для ознакомления с текстом перед его подписанием, качественный перевод этого центрального действующего документа, "Соглашения", регламентирующего и регулирующего всю многолетнюю работу Корноухова и его Мастерской в Ватикане в 1996 -- 1998; но, даже со своим плохим итальянским Корноухов понял, что подписывая данное "Соглашение", он отказывается не только от своего авторского права на создаваемые им и группой его мозаичистов произведения монументального искусства, но также даже от прав исполнителей и работников; и, безусловно, поскольку данное свидетельство и рассказ Корноухова есть уже прямое обвинение Рупника в совершённом против него и членов его группы преступлении, а именно: насильственном принуждении к подписанию документов против своих прав и интересов, -- Корноухов должен письменно изложенное мною по его устному рассказу мне и это обвинение, выдвинутое им Рупнику, подтвердить лично своей подписью.
Заставив Корноухова поставить подпись под данным "Соглашением", Рупник предполагал не просто будущие обращения в Ватикан от Корноухова по поводу подтверждения авторства художественных мозаик Капеллы, но также и, естественно, вероятно, следующие за ними возможные существенные материальные иски, финансовые претензии и суды по этому поводу, поэтому "Соглашение" заканчивается, опять-таки, двоекратным, финальным и окончательным, дублированным парно, лишением Корноухова его всяческих прав не только, как художника-автора, но также и, как художника-исполнителя: „Подписывая данный документ, маэстро Корноухов подтверждает свой формальный отказ от всех прав собственности в пользу Губернаторства государства-града Ватикана, который будет считаться собственником произведений, которые будут созданы в соответствии с вышеуказанными условиями <...>. В случае возникновения разногласий по формулировке, истолкованию, действительности, исполнению и действию данного соглашения их разрешение будет находится в исключительной компетенции арбитражного судьи, назначаемого по взаимному согласию сторон, а при отсутствии согласия – председателем Трибунала государства-града Ватикана. Все решения арбитражного судьи должны приниматься <...> с учетом действующих нормативов государства-града Ватикана и, в частности, условий настоящего соглашения, основанных на принципе полного и эксклюзивного отказа от прав собственности в пользу Губернаторства государства-града Ватикана, составленных на основании упомянутого принципа и подписанных без каких-либо оговорок или исключений“.

Из подписания Корноуховым "Соглашения" согласно его тексту следует, что  Корноухов признаёт, что он „привлекается в качестве художника по выполнению работ по реставрации согласно проекту «Церковь с двумя лёгкими»“ и „в его обязанности входит курирование художественного стиля мозаики“, и он не является автором, которому заказывают создать авторские уникальные произведения, а понятия и слова: "создание", "авторский", "произведения" в "Соглашении" отсутствуют, не встречаются вовсе, Рупник их умело и казуистически иезуитски ловко обходит и избёг.
Из многократно повторённых пассажей об отказе Корноухова по подписанному им "Соглашению" от всех его прав в пользу Государства-града Ватикан заранее ясно, что все его попытки назвать себя автором своих мозаик с вытекающими из этого действиями будут отклонены, а суды по этому поводу -- проиграны им. Поэтому, будучи приглашённым в начале декабря 2022, как искусствовед, художником, полиграфистом, дизайнером и реставратором мозаик Корноухова Марией Овчинниковой для написания комментариев к мозаикам Корноухова, познакомившись, в первую очередь, с правовой базой процесса по тексту "Соглашения" в специально сделанном переводе с итальянского профессора Московского университета, коллекционера итальянского искусства, знатока её истории Юрия Куприкова, я, в первую очередь, посчитал уместным и важнейшим подтвердить авторство Корноухова на все его произведения (композиционный замысел, форэскизы, эскизы, картоны, мозаики) в Губернаторство государства-града Ватикан, в связи с чем составил соответствующее письмо Святому Престолу.
Зачем нам сейчас нужно подтверждение авторства всех элементов и этапов хода и движения мысли художника, развития и становления пластических решений мозаических композиций  ватиканского периода его творчества, всех разноплановых документов создания ватиканского цикла мозаик Корноухова? -- потому что теперь ясно, что созданные четверть века века назад Александром Корноуховым и мозаичистами его Мастерской ватиканские мозаики Капеллы "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico", воплотившие идею Святого Папы Римского Иоанна Павла II "Два Лёгких Одной Церкви" о христианском единстве в "Millennium", являются шедеврами современного искусства, исторически тесно связанными со многими знаковыми, яркими личностями и сложившейся тогда необыкновенной атмосферой всех тех лет в Ватикане и мире, Католичестве и Православии, существовавшего между ними духовного единения во Иисусе Христе-Боге; и начинается новый, соответственно, достойный этап жизни этих мозаик -- их музеефикация;  для чего нам, работающим над проектом «Воскрешение ватиканских мозаик», необходимо, разумеется, с согласия и разрешения их Владельца, Святого Престола по подтверждению авторства Корноухова:
1). иметь полное юридическое право, основание и возможность на этой основе указывать в каталожных данных художника Александра Корноухова законным автором всех этапов его работы над ватиканскими мозаиками: богословский замысел и композиционные идеи, чёрно-белые линейные фоэскизы и цветные эскизы карандашами на кальках и бумаге, темперные картоны в оригинальном стенном масштабе и мозаики на стенах и потолочном своде,
2). иметь право производить фото- видео- киносъёмку сохранившихся фрагментов и композиций мозаик в Ватикане,
3). иметь право публичного освещения, трактовок, комментирования, публикаций, репродуцирования, тиражирования всего ряда ватиканского творчества и связанных с ним документов художника Корноухова,
4). иметь право создавать в различных форматах и материалах, разнообразным художественным языком реконструкции, восстановления уничтоженных и новые произведения на основе композиций существующих форэскизов, эскизов, картонов и мозаик, выполненных Александром Корноуховым и группой его мозаичистов в 1996 -- 1998 годах в ватиканской Капелле "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico", используя при этом также сохранённые в архиве художника многие, подтверждающие это артефакты, свидетельства и документы.

Иллюстрированный файл (21 иллюстрация) на итальянском языке в переводе Екатерины Архиповой, работавшей с мозаичистами группы Корноухова переводчицей ещё в годы трудов Мастерской в Ватикане, к моей заметке прилагается.



В Центральную канцелярию
Губернаторства государства-града Ватикан


Ваше Святейшество,

просим по представленным репродукциям, фото и документам Вашего подтверждения авторства Ватиканских мозаик художника Александра Корноухова, Вашего согласия и разрешения, как Владельца, на фото- видео- киносъёмку мозаик, на репродуцирование эскизов, картонов и фотографий мозаик Плафона, Восточной, Северной, Южной и Западной стен (фото: № 1 -- № 13) Капеллы "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico", воплотивших идею Святого Папы Римского Иоанна Павла II "Два Лёгких Одной Церкви" о христианском единстве в "Millennium", выполненных мозаичистами группы выдающегося современного художника Александра Корноухова: Викторией Навериани, Марией Корноуховой, Леваном Навериани, Амираном Бакурадзе, Игорем Чередниковым, -- по благословению Его Святейшества Святого Папы Римского Иоанна Павла II (фото № 14) и Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (фото № 15, перевод) по иконографической программе личного секретаря Святого Папы Иоанна Павла II Станислава Дживича (фото № 16) и ответственного богослова Его Святейшества Томаша Йозефа Шпидлика при курировании проекта от Святого Престола монсеньёром Пьером Марини и ассистентом художника Александра Корноухова Марком Рупником (фото № 17) с консультациями: Патрика де Лобье, Христоса Яннараса, Оливье Клемана, Ольги Седаковой, Микелины Теначе, Ольги Поповой, Георгия Чистякова, Ежи Заяца, Ирины Иловайской, Юрия Попова, Алексея Муравьёва, Сергея Аверинцева, Владимир Зелинского (фото № 18), -- а также на продолжение создания художником Александром Корноуховым в различных форматах и материалах, разнообразным художественным языком новых произведений на основе существующих эскизов, картонов и сохранённых в архиве художника фотографий созданных им в 1996 -- 1998 годах мозаик Вашей Капеллы "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico".


прилагаемые сканы репродукций, фотографий и документов:

1, 2, 3 -- эскиз, картон, мозаика (не сохранилась) Плафона (каталожные данные: название, год создания, материал, размеры).

4, 5, 6 -- эскиз, картон, мозаика Восточной стены (каталожные данные: название, год создания, материал, размеры).

7, 8, 9 -- эскиз, картон, мозаика (не сохранилась) Северной стены (каталожные данные: название, год создания, материал, размеры).

10, 11, 12 -- эскиз, картон, мозаика (не сохранилась) Южной стены (каталожные данные: название, год создания, материал, размеры).

 13 -- эскиз (не осуществлён), картон (?) Западной стены (каталожные данные: название, год создания, материал, размеры).

14. Святой Папа Римский Иоанн-Павел II, благословляющий художника Александра Давыдовича Корноухова на труды по мозаике "Два Лёгких Одной Церкви " во Единство христиан в Millennium. Маркировка фото Канцелярией Святого Престола.

15. Благословение на труды по созданию мозаик "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico" художнику Александру Корноухову Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (с переводом).

16. Стоят спиной: второй слева направо: художник Александр Корноухов, личный секретарь Святого Папы Римского Иоанна Павла II Станислав Дживич, Святой Папа Римский Иоанн Павел II и другие. Маркировка фото Канцелярией Святого Престола.

17.  У завершённых мозаик Восточной стены Капеллы стоят слева направо: Ежи Заяц, Падре Марко Иван Рупник, Александр Корноухов, Святой Папа Римский Иоанн-Павел II, Томаш Йозеф Шпидлик, Вика Навериани, Монсеньор Пьеро Марини. Маркировка фото Канцелярией Святого Престола.

18. Сидят слева направо: Юрий Попов, Сергей Аверинцев, Наталья Аверинцева, Патрик де Лобье, Алексей Муравьёв, Владимир Зелинский, Виктория Навериани, Ольга Попова.

19. Договор Святого Престола Ватикана с маэстро Александром Корноуховым.

20. Договор мозаичного Центра Алетти Святого Престола Ватикана с  маэстро Александром Корноуховым.

21. Договор о сроках и ходе ведения процессов создания мозаик Капеллы "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico".



Президент SOLEV:       (Анна Вайнберг),
представитель художника Александра Корноухова

02 12 2022
16 12 2022
20 12 2022



Приведённое письмо было опубликовано мною в электронном виде на своих страницах в интернет, а в бумажном виде и с подписью оно было передано Корноуховым Джованне Парравичини, искусствоведу, советнику Представительства Мальтийского ордена в России и заместителю Председателя фонда «Христианская Россия», научному сотруднику Культурного центра «Покровские ворота» и бывшему Атташе по культуре Посольства Ватикана в РФ, которая обещала, посоветовавшись по этому вопросу с посвящёнными людьми, лично доставить письмо Святому Престолу.
Но сделано этого не было, поэтому в конце января мы использовали счастливую случайность пребывания в Риме искусствоведа, теолога и автора статей о творчестве Корноухова, его преданного друга, Натальи Яковлевны Лихтенфельд, для отправки письма Папе, что ей удалось сделать с утра 28 января 2023.
Ответа от Ватикана до сих пор не получено...


02 12 2022 _ _ 07 05 2023

Артём Киракосов, искусствовед \ реставратор, автор идеи «Воскрешение ватиканских мозаик» Александра Корноухова, к 25-летию создания и уничтожения

АвтоТекст # 1303 за 2023:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_52652
http://proza.ru/2023/05/07/1092

фото из ФотоАльбом № 1467 с открытия 21 01 20223 в Новой Третьяковке выставки «Воскрешение ватиканских мозаик» Александра Корноухова, к 25-летию создания и уничтожения: автор мозаик, художник Александр Корноухов -- пред панно воссоздания, реконструкции и восстановления своих ватиканских мозаик  Капеллы "Redemptoris Mater del Palazzo Apostolico":

свод всех моих текстов "Ватиканские мозаики Александра Корноухова":
http://proza.ru/2023/01/12/87
ФотоАльбом № 1251 «Из бесед с Александром Корноуховым о Александре Корноухове и много ещё разном другом»:
https://vk.com/album15993373_281255592