"УзыЯузы" и "Горький" -- фильмы-записки художника Николая Наседкина
Николай Наседкин -- автор, ведущий себя совершенно свободно на многих артистических сценах: изобразительное искусство, литература, хеппенинг, кинематограф и просто поведение в жизни, как растянувшейся перфоманс, который и кончиной не стихнет...
И поразительно: он всегда добивается своего: внимания, а затем и успеха!
"УзыЯузы" (какое зычное название, обратите взоры!) -- новый, 20-минутный, как бы, документальный фильм об очень значимых и хороших людях прошлого: в реставрации, живописи, в писательстве, поэзии, в бардовской песне -- схватывающий и всеизвестных: Бориса Шергина, Арсения Тарковского, Юрия Визбора, Юлия Кима, Натту Конышеву, других, -- о художественных и реставрационных мастерских (в Серебряническом переулке Москвы), где Николай жил некогда полнодуховно в кругу близких, примечательных ему людей на брегах Яузы-реки: Евгения Кристи и Игорь Соколов, Виктор Белов и Юрий Коваль...
Может ли записная книжка стать искусством, формой подачи, законченным опусом?
(Да, знаем: Розанова, Пришвина, Паустовкого, Джойса, Параджанова, многих ещё других...)
Для Наседкина -- именно так; и бессмысленно здесь искать привычных нам подходов мемуаристики (за которую бы только хвалили его); (поскольку) художник имеет право на всё! Он смело ни на кого не глядит, когда что-то делает своё: ну а как и что иначе может сделать по-другому человек творчества?
Что отличает Наседкина? -- он упорно движим своими идеями на своём-таки, родном ему языке контрастных крупных масс чёрного, как в живописи \ графике, так и на экране, ведомый дрожащей в руке камерой (и не стеснён ничем из совести отсутствия соответствующей техники), и, скорее всего, -- заворожит ими \ этим откровением (нагло?) остальных, не только своих, но и профессионалов соседних искусств. Вот яркий пример -- Борис Бланк, умело, беззастенчиво, убеждённо и полностью взявший выразительный язык Наседкина себе в вооружение. Вчерашняя премьера в "Доме кино" (перед его закрытием надолго в ремонт) фильма Бланка "Ах, зачем эта ночь..." (100 минут) по пьесе Максима Горького, запараллелельная с премьерой фильма-послесловия режиссёра-постановщика Николая Наседкина "Горький" (10 минут), -- тому ярчайшее подтверждение.
Бланк (бесспорно) хитрО и талантливо, честно и прямо, полной массой (наворованного? приёма ч\б?) взгромоздился на нащупанные интуиции в художественном языке Николая: крупнозернистый контрастный чёрно-белый, не прилизанный заделкой, план, полная статика, титры (вплоть до одной буквы в весь экран), как образ и речь, короткие перебежки эпизодов, как бы, простецкие решения...
Мне думалось, что для Наседкина лучшее -- работать с профессионалами, но удовлетворится ли он лишь должностью и миссией "художник-постановщик" при чуждом сценарии, режиссуре? -- а вот точно знаю, что -- нет!
Титры, пожалуй, -- то главное (лично мне), что вывел Наседкин в знаковый образ. В фильме "УзыЯузы" я не удержался и стал их все снимать: мне по душе и памятен их графический облик из советской печатной машинки.
А вот титры Бланка в гарнитуре дали промах (характер не нашли), как так, ведь Бланк -- художник, не просто режиссёр?
Думается -- этот разговор-противостояние Наседкин "vs" Бланк сработал: их пара состоялась (но Бланк в выигрыше, да не малом! -- а разве могло быть иначе с таким опытным мастером, как Борис Бланк?), но поздравим, всё же, Наседкина...
05 марта 2023 (кинозал книжного магазина "Гиперррион") //// 16 марта 2023 ("Дом кино")
| 05 03 2023 вечер _ _ вечер 29 05 2023 |
АвтоТекст # 0182 за 2023:
http://proza.ru/2023/05/29/1394
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_52778
ФотоАльбом # 1485 от 05 марта за 2023 | фото с киноэкрана в зале книжного магазина "Гиперрион", Москва |:
https://disk.yandex.ru/d/uYaQ1ycw04PJDg
https://photos.app.goo.gl/cFv8Y88BMW7GSoKW8
ФотоАльбом # 1490 от 17 марта за 2023 | фото с киноэкрана и в зале "Дома кино", Москва |:
https://disk.yandex.ru/d/JVv_j91iMCWK2w
Альбом-Сборник «ВЕЧЕРА КОНЦЕРТЫ ВСТРЕЧИ АКЦИИ»:
https://vk.com/album15993373_281359002