Костик Малахов в Галерее на Чистых прудах 28 06 23

Артём Киракосов
Галерея на Чистых прудах
Деловой центр Торгово-промышленной палаты РФ
Журнал "Собрание. Искусство и культура"

28 июня, среда, 18:30

приглашают Вас на выставку,
презентацию первой монографии о художнике
и премьеру фильма Александра И. Строева

Костик Малахов  | 1963 -- 2016 | «ПЕЙЗАЖ ЛИЦА»
к 60-летию рождения мастера

подготовка материалов: Раиса Дупик и Арсений Малахов
художники проекта: Мария Овчинникова и Артём Киракосов
идея и организация: Артём Киракосов

Выставка работает с 28 июня, среда, 2023 по 27 июля, четверг (включительно), 2023 ежедневно с 10:00 до 20:00 по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, дом 5, Деловой центр Торгово-промышленной палаты РФ (вход со стороны Гусятникова переулка), проезд: станция метро "Чистые пруды"; телефон: +7 (985) 928 85 74; сайт: http://cleargallery.ru/

«ПЕЙЗАЖ ЛИЦА»
Костик Малахов
1963 -- 2016

Галерея на Чистых прудах представляет первую посмертную полномасштабную экспозицию рано ушедшего от нас талантливого мастера из Липецка, Константина Малахова, на которой из бережно сохранённого семьёй наследия представлены и раскрыты многие грани и черты состоявшегося его оригинального лирического пластического художественного дарования: живопись, арт-объекты и пластика, mail-art, инсталляции и графика, стихи и мысли...

Константин Малахов -- явление яркое, самобытное, напористое, самодостаточное и подлинное!

Человек необыкновенно открытый, общительный, добрый и щедрый, стремящийся к людям, а не в скорлупу (к себе, в себя, под себя и на себя), он создавал своё искусство из ничего, не имея над головой ни крыши, ни мастерской, а, зачастую, не только художественных материалов, но и самого необходимого, порой, даже еды, поначалу, настолько похожий на культового русского Анатолия Зверева, что у него покупали его акварели пачками именно за это.

Костик все годы напролёт жил \ провёл семьёй "на чемоданах", в "движухе", что говорят, да и выставки свои, писанные лучшими портретами на снесённых из аптек провизором супругой Раей лекарственных коробочках-упаковках, возил с собою в авторской разрисовки, коллажа и инсталляции старинных чемоданах (лучшие 5 из дошедших до нас после всех пожаров и наводнений, в которых Костя участвовал имуществом и телом, 14 показываем), поэтому и фильм о нём известного сценариста и режиссёра, актёра, писателя и музыканта Александра И. Строева, первый показ которого состоится в открытие на экспозиции, называется знаково и точно: «Чемоданная жизнь Костика Малахова».
 
Творчество Малахова, им щедро создаваемое, в основном, разошлось ещё при жизни: он ведь жил искусством профессионально, постоянно продавая плоды своего вдохновенного усилия!

Родился Константин 2 июня 1963 в Дмитриевке под Тамбовом в семье автослесаря и секретарши. Имел брата, старшего, кстати, получившего высшее художественно образование, а вот художником, в отличии от Костика нашего, не ставшего (так-то вот!). Воспитывался любимой бабушкой, которую помнил с благодарностию хорошо, как и детство. В школу пошёл уже в Липецке. Из всех его работ по "Трудовой", которую он, как и мы все, художники-сачки при Советской власти, вёл 'липово' внимательно формально и регулярно, с занимаемых им должностей помянем, пожалуй, лишь одну, ту, что пришлась по вкусу его поэтической душе по-настоящему: "Ночной рабочий по уходу за диким животными Липецкого зоопарка", -- но однажды Костик наш забыл закрыть за дикими животными клеть...

Мне посчастливилось узнать Костю ещё в 1983, когда он высвободился из Советской Армии, бросив сварочное дело в строительном ПТУ, решил, что будет теперь только художником, и явился в Москву нас всех (счастливчиков) покорять и охмурять своей беззастенчивой улыбкой сияющего наглеца и безостановочным рисованием (даже не опускал глаз на то, что возит его рука)!

Костик был избавлен судьбинушкой, как ни противился тому, от художественного образования, как от начального, среднего, так и от высшего, которое не в шутку знали мы, каждый на своей шкуре вкусивши: с грязных гипсов, жёлтых пластмассовых скелетов по массовые сцены социалистического быта, труда и счастья, -- ну вот не брали его никуда, ты тресни хоть, ни учиться, ни креативить в, так называемый, „Союз художников“; зато приняли учить лично другие, те лучшие, кого избрал себе в учителя он сам: Лазарь Гадаев, Наталья Нестерова и Андрей Диллендорф, Виктор Сорокин и Василий Шевченко -- липецкие титаны живописи; в этом ряду Костя перечисляет многих: Илларион Голицын и Макс Бирштейн, Константин Симун и Юрий Гришко, Дмитрий и Нина Жилинские, но истинный и вечный его учитель, недавно скончавшийся -- Евгений Вольфсон, автор многих восхитительных, авангардных памятников Липецка и камерных кубистических скульптур в Одинцово (липецкую его мастерскую уничтожили с работами); учитель и ученик и внешне и внутренне были сложены похожими.

Талант Константина не остался обойдённым, а был замечен и отмечен в 1999 году поэтессой, арт-дилером, галерейщицей и коллекционером, легендарной диссиденткой, парижанкой Аидой Хмелёвой, пригласившей Костика с супругой Раей в Париж, а в 2001 году -- основателем "Художественного фонда Колодзея" Татьяной Колодзей; и работы Кости продавались и экспонировались в самых разных престижных местах и музеях мира, из которых можно выделить при кураторстве самого авторитетного среди отечественных специалистов актуального искусства, Виталия Пацюкова, знаковую для Русского нонконформистского искусства выставку 2007 -- 2008 "Параллельная игра", Москва -- Нью Йорк, где Малахову соседствовали Илья Кабаков, Эрик Булатов, Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Эрнст Неизвестный и весь цвет остальных (каталог есть)!

Но с ‘’парижев‘’ и  ‘’заграниц‘’ Костик вылетает на родину шампанской пробкой: с его русской неспешностью, внеплановой непредсказуемостью и грузноватой провинциальной безалаберностью, как могло случиться иначе?

Через всё творчество Константина заметно проходит любовь к прекрасной, эстетской и эмоционально высокотрагичной живописи Александра Древина и новаторской мифологии авангардиста концепта Йозефа Бойса, альбомы именно этих художников так и остались (я застал их) не тронутыми, лежать раскрытыми над стопками его работ и по сейчас, когда формировали мы эту его первую посмертную выставку!

Мне видится Костя человеком очень стабильным, верным, основательным при всех прыганиях через и чрез <...>, через всю жизнь пронёсшим единственное, несмотря на все бутафории: любовь и флаг к Советской живописи в её лучшем образце -- Александра Давыдовича Древина: Костины рыбы пересекаются пластически, цветово и стилистически с ланями Древина, деревья -- с деревьями, дома -- с домами, а лодки его -- с древинскими барками!

Не стало Кости 9 июля 2016. Прожил мало, умирал тяжко...

Зато парил и творил, дерзил, плыл, хамил соцмонстрам и мечтал безоглядно.

Так сложилось, что никто за прошедшее посмертие не предложил семье выставить хотя одну Костину работу, -- не звонили, -- мы так и не собрались, подготовившись достойно, за все истекшие 6 лет помянуть и почтить память нашего дорогого друга, сделать полагающуюся каждому из нас -- хоть по кончине -- одну, первую (может, и последнюю?) посмертную итоговую персональную выставку.

Мы исправляем запоздало эту ошибку все вместе, его друзья!

К выставке любовно собрана \ издана прекрасно 200-страничная первая монография \ антология Кости с исключительно прижизненными репродукциями, ценным документальным материалом, со всеми написанными статьями о нём, что нашли, со стихами его, прозой и credo. Материал Альбома готовили: Раиса Дупик, супруга, Арсений Малахов, сын, Мария Овчинникова, художник и полиграфист, друг Кости, и ваш покорный слуга, Артём Киракосов, идея, проект и его воплощение.
 
С 60-летием!

Дорогой друг Костик, спасибо тебе навеки...

1963 _ 2023 | Артём Киракосов, реставратор



20 06 2023

АвтоТекст # 0363 за 2023:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_52883
http://proza.ru/2023/06/20/601

Свод Всех Текстов О Костике Малахове:
http://proza.ru/2023/01/09/1214
ФотоАльбомСборник # 1449 Памяти Костика Малахова:
https://vk.com/album15993373_293185460