1985-1988 гг. ИПУ. 1

Вадим Качала
     Переход в ИПУ

Моей большой мечтой было попасть на работу в ИПУ с тех пор, когда во время учебы в институте узнал о существовании ИПУ. Я там бывал несколько раз, в частности, на защите докторской диссертации Буркова – в зале вокруг меня сидели известные ученые в области управления.

Новое здание института было построено в 1967 году (до 1969 года институт назывался ИАТ – Институт автоматики и телемеханики АН СССР). Это было шестиэтажное красивое здание, перед которым был пруд.

Работать я начал в секторе, который вскоре превратился в лабораторию 41 с завлабом Пащенко, которая должна была заниматься атомной тематикой – создание высоконадежной системы управления атомными станциями. В лаборатории были собраны специалисты по атомным реакторам и по системам автоматического управления. Физики объясняли устройство и работу атомных реакторов разных типов, мы немного рассказывали им о системах автоматического управления.

В фойе институт, которое напоминало фойе Кремлевского дворца съездов, был аптечный киоск, в котором можно было купить дефицитные лекарства. Периодически в фойе приходила приемщица белья в стирку. Я ей вручал пачку грязных белых рубашек, а потом получал стопочку отстиранных, выглаженных и накрахмаленных. Стоило это 16 копеек рубашка.

Наша лаборатория была координатором работ по автоматизации атомных станций с реакторами ВВР-1000 – она координировала работу около 200 институтов, организаций и предприятий в СССР и странах СЭВ.

Сначала мы все (около 12 человек) сидели в одной большой комнате, только Пащенко был в отдельном кабинете. Из-за такой скученности народа было много разговоров как по делу, так и просто болтовня. Начинали мы работу в 9:30. Опаздывать было нельзя, поэтому в случае опоздания лучше было сразу приходить в послеобеденной время. Где-то около 11 часов было коллективное чаепитие за своими столами, но с разговорами. В 12:30 шли обедать в столовую, где хорошо кормили. После обеда шли в библиотеку почитать свежие журналы (ненаучные). Поработав немного, около трех часов шли в кафе попить кофе с кусочком торта. Потом часов в 5 чай, а к шести часам уже стояли в очереди у вахтера, чтобы выйти из института. Со стороны казалось, что народ бездельничает, но при этом делалась научная работа, писались статьи и диссертации.

Я участвовал в научных работах лаборатории, и притом занимался своей тематикой: все совершенствовал свои алгоритмы и программы по идентификации (построению математических моделей по экспериментальным данным). Работал на компьютере ИПУ, который имел несколько терминалов на разных этажах. Позже перетащил из Центральной экспедиции слою помощницу Ольгу Чагаровскую.

Продолжил посещать еженедельный семинар Айвазяна в ЦЭМИ (Центральный экономико-математический институт) по теории вероятностей и математической статистике.

     Первый персональный компьютер

В 1987 году у нас в лаборатории появился первый персональный компьютер IBM PC AT. Все сотрудники в той или иной мере работали на компьютерах разных марок, но с персоналкой столкнулись впервые. Документации никакой не было, и мы «методом тыка» осваивали азы работы на компьютере, операционные системы и прикладное программное обеспечение.

Но там была «вредность» – компьютерные игры. И мы в конце рабочего дня по очереди начинали знакомиться с этой «заразой». Помню, однажды я уже собрался домой. Надел плащ и присел на минутку поиграть. Моя игра затянулась на два часа – я так и просидел в плаще все это время. Позже я все меньше времени уделял игре, а где-то около середины 90-х полностью «завязал» – было столько всего интересного, что жалко было тратить время на ерунду.

Продолжение: http://proza.ru/2023/06/26/794