Григорьев А. Д. Книга. Глава II. Параграфы 10 и 11

Вера Третьякова
А.Д. Григорьев. Устройство и заселение московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров (продолжение 17)

— 72 —

§ 10. Устройство и заселение Кругобайкальского (Кругоморского) участка московского тракта.

Сообщение по Иркутско-Кяхтинскому участку московского тракта, проходившего через озеро Байкал, было неудобно и по временам совершенно прекращалось: во время сильных штормов — особенно осенью — купеческие суда часто разбивались, а во время распутицы весною и осенью купеческие товары долго лежали на месте в ожидании отправки, вследствие чего осенью, объезжая Байкал, ехали в крайних случаях по р. Иркуту до Тунки, а затем по нагорным рекам Дзонмурину и Джиде до Селенгинска или же по юго-западному берегу Байкала начиная с Култука.
 
Поэтому с 1781 года возникла мысль провести из Иркутска в Кяхту с обходом Байкала исключительно сухопутную дорогу, полезную, по мнению Сената, не только для коммерции, „но и для сообщения с Нерчинскими заводами и вообще с пограничным таможенным краем“. В 1794 году иркутский губернатор Нагель, согласно указанию иркутского мещанина Родионова, предложил провести дорогу из Иркутска в Кяхту.
Эта дорога должна была иметь в длину 391 версты, т. е. быть на 102 версты короче существовавшего в то время Иркутско-Кяхтинского участка московского тракта.
Ее постройка была начата в 1797 году. Строилась она долго и дала повод администрации стеснить купечество, которому военный губернатор Леццано воспретил перевозить товары через Байкал, требуя перевозить их по неразделанной еще дороге. Указом 23 мая 1803 года эта запрещение было отменено и предписывалось немедленно докончить указанную дорогу, потребив на ее окончание пошлины из Кяхтинской и Цурухайтуевской застав,


— 73 —

и селить по ней отставных солдат. В 1805 году дорога была уже закончена и поступила в ведение земской полиции. Согласно указу 14 января 1801 года заселять ее нужно было не ссыльными, а отставными солдатами для сохранения доверия в торгующем классе 1). К 1805 году на ней было водворено 120 человек 2).

      Когда через 18 лет по окончании Кругобайкальской дороги по ней проезжал Алексей Мартос, на ней находились следующие селения, начиная с Иркутска: 1/ слобода Введенская в 25 верстах; 2/ поселение Мотское, в 19 верстах; 3/ поселение Кругосланское (Глубоковская) в 20 в.; 4/ селение Култук с 21 домом, в 29 верстах, от которого начиналась верховая почта; 5/ зимовье при реке Слюденке; 6/ зимовье заведывавшего проложением дороги и водворением колоний инженера Камкова, по дороге к которому (зимовью) А. Мартос видел остатки костров, разложенных проводниками обозов; 7/ зимовье при Большом Шубутуе; 8/ почтовая станция (зимовье) Шибет; 9/ деревня Снежная с 33 бедными душами, из которых было 6 военных поселян и 27 сданных в 1801 году в зачет рекрутов и которые кормились от проходивших обозов; 10/ селение Оглок (Облок), населенное такими же людьми; 11/ юрты при р. Темнике в 19 1/2 в.; 12/ д. Алацах (Аласах), у которой оканчивалась верховая почта и которая состояла из 14 домов с 23 душами военных поселенцев 1801 года, бывших ранее сослуживцами Суворова, получивших пашню в Коммисарской заимке в 40 в. от деревни, переженившихся здесь на бурятках и имевших от них взрослых детей; 13/ станция Торейская, в 12 верстах на юг от которой на р. Джиде находилось село Торейское с 100 дворами русских посельщиков; 14/ д. Хангаранская (на карте Капчеранская) в 20 домов военных посельщиков, занимавшихся хлебопашеством и живших исправно; 15/ станция Нарым в 21 1/2 в. от Торейской; 16/ бурятское селение Салан в 10 в. на р. Джиде, в полуверсте от почтовой дороги; 17. Сагатайский караул в 4 в. от Салана с 15 домами и 21 казаком; 18/ д. Лапшиковская с 15 домами русских крестьян в 1 1/2 в. от караула, на р. Джиде; 19/ станция Ичетой; 20/ большая деревня Енхор с 30 домами русских и ясачных, от которой в 6 верстах находилось до 50 бурятских юрт, а в 20 в. до 20 юрт; 21/ станция Махай на левом берегу р. Селенги, в 26 верстах; 22/ населенная кяхтинскими мещанами деревня Гербень на р. Селенге; 23/ Усть-Кяхта, в которой было 83 дома кяхтинских мещан и русских крестьян, и сходились две дороги: кругобайкальская (кругоморская) и обыкновенная через Байкал; 24/ Троицко-Савская крепость с 474 домами и 4156 жителями 3).

     По вопросу о составе населения населенных пунктов по кругобайкальской дороге нам до сих пор известно следующее. К станице Введенской были причислены в 1858—1861 годах новые казаки из бывших опороченных солдат 4); Мотское было основано в начале 19 века ссыльными 5); деревни Снежная и Оглок были населены крестьянами в зачет рекрут и бывшими солдатами, причем в Снежной крестьяне-рекруты составляли почти 1/6 всего населения; д. Аласах и д. Ханхаранская (Капчеранская) были населены бывшими солдатами Суворова 6); Торейское и Нарынское Торейской волости были образованы крепостными крестьянами в зачет рекрутов, а д. Ново-Дмитриевская Торейской волости третьей партией семейских старообрядцев, вышедшей из нынешних Черниговской и Могилевской губерний в 1755 году, достигшей Забайкалья в 1758 году в числе 90 душ (26 семей) и поселившихся сначала по р. Иро (на запад от Селенгинска), а затем здесь.
Если бывшие солдаты и ссыльные, происходя из разных местностей, окали и акали, то крестьяне рекруты и семейские старообрядцы преимущественно акали.


§ 11. Изменение направления средней части кругобайкальского (кругоморского) участка московского тракта.

Дорога через Хамар-Дабан оказалась ненадежной и требовала ежегодного ремонта, который производился кое-как жителями селений, находившихся вдали от дороги. Кроме того, на этой дороге на протяжении 189 верст от Култука сооб-
__________________
1) Словцов. Часть 2. Стр. 38. — Андриевич. Сибирь в XIX столетии. Ч. I, стр. 123, 124; ч. 2, стр. 403-405. А. Мордвинов. Об открытии и проложении путей кругом Байкала (Записки Сибирскаго Отдела И. Русскаго Географическаго Общества. Кн. 2. СПБ. 1856. Стр. 104-105.
2) Как заселялась Сибирь. Очерк. Томск. 1895. (Перепечатано из “Томскаго Листка" за 1895 год). Стр. 9.
3) A. Мартос. Письма о Восточной Сибири, 33—62.
4) Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Т. II, вып. 2, стр. 12.
5) Там же, стр. 85. 6) А. Мартос, 49 и 52.


— 74 —

щение поддерживалось только летом, с половины июня до конца декабря, и то при помощи верховых лошадей. В течение же апреля, мая и первой половины июня проезда по ней не было из-за глубоких снегов, вследствие чего на это время тракт переводился, до освобождения Байкала от льдов, на старую длинную и тоже трудную кругоморскую дорогу через Тункинскую крепость. Затем летом, с июня по октябрь-ноябрь, пассажиры и товары перевозились через Байкал на судах, а зимою по льду.

Необходимость содержать три тракта и иметь на озере Байкал казенные суда, а в Иркутске адмиралтейскую команду влекла за собою большие расходы для казны. Неудобство путей сообщения создавало для русских купцов затруднения, так как они, чтобы успеть своевременно переправить товары через Байкал, должны были делать невольные уступки китайцам для ускорения размена.
Все это заставляло проложить новую, более удобную, дорогу. Возникло несколько проектов проведения ее вдоль южного берега Байкала с заселением этого берега военно-поселенцами из Снежного, Аласакского и Оглокского селений с Хамар-Дабанского тракта. Из них получил осуществление проект купца Игумнова.
По положению совета министров от 19 марта 1810 года кяхтинскому купечеству было разрешено в течение двух лет закончить проведением дорогу по Игумновскому проекту.

К лету 1843 года она была готова. В 1847 году состоялось повеление соединить северную часть Игумновской дороги с южной частью Хамар-Дабанской. В связи с устройством этой дороги почтовый тракт от Култука до Снежной станции был закрыт с уничтожением Слюденской, Шибетской, Шебутуйской и Снежной станций и с учреждением зато на Игумновской дороге пяти станций: Утуликской, Хара-Муринской, Лангатуйской, Нукен-Дабанской и Снежной. Сообщение по Игумновской дороге было открыто в 1850 году 1).
__________________
1) А. Мордвинов. 107, 115, 117, 137. Словцов, I, 325-326.


Продолжение 18 (Глава III): http://proza.ru/2023/09/02/1088


В начало: http://proza.ru/2023/04/03/1418