Отзыв на повесть и фильм по И. Грековой Кафедра

Зера Черкесова 2
 

Вчера поздно вечером захотелось пересмотеть х/ф Кафедра по повести И.Грековой, но н весь фильм уже не было охоты, слабость одолевала, и потому пересмотрела только часть 2 серии с места где на кафедре кибернетики появился новый зав кафедрой.
вот из-за него и пересматривала, Ростислава Янковского, столь замечательно воплотившего эту роль.
А потом нашла полный текст(не сразу полный текст)повести и стала читать, часто вставая, прохаживаясь, размышляя. Очень понравилась повесть. В ней то, чего нет в фильме:полная система этого персонажа, а у И.Грековой все персонажи повести документальные, списаны с ее коллег, ведь она была крупный специалист по кибернетике и автор учебников по математике под наст. именем Елены Вентцель(теория вероятностей, классический учебник, а художественную прозу тала писать уже в зрелом возрасте и печататься в толстых журналах, ее рассказы и повести из научной среды сразу обратили на себя внимание читателей толстых журналов, были экранизированы, самая известная экранизация "Кафедра".

Так что это изложение из первых рук академической среды. Ей нельзя отказать в определенном даровании как беллетриста, читается очень легко, притом немало умного и ценного. Конечн, я бы не назвала этот уровень равным, например, В.Каверину. В те же годы снимали сериал "Открытая книга" по Кавериину, я потом читала роман. Конечно, уровень большого  писателя-профи несравнимо выше, это мое мнение. Но зато всё достоверно, без выдумо. которыми как раз Каверин исказил образ Зинаиды Ермольевой и Льва Зильбера, с которых писал ученых, тем более, что они доводились ему близкими родственниками(Лев родной брат, Зинаида невестка).

Вместе с тем, И Каверин, и И.Грекова воссоздают реальную среду академической науки, Каверин в НИИ, И.Грекова в тех.ВУЗе - притом в СССР. И надо сказать, что эта картина неприглядна.
Я бы не хотела работать в таком НИИ, какой описал Каверин. И не задержалась бы в таком ВУЗе, какой описан с первых рук И.Грековой(Е.Вентцель) в повести "Кафедра".

Почему? Очень просто. В отзывах на сайте Кино-театр по этому фильму чьё-то:

цитата:
----------------
Мой отец -военный отказался от должности зав. кафедрой по двум причинам:
1) придется бросить заниматься наукой, всё поглотит административная текучка.
2) каждый день входить в клетку с тиграми.

-----------------
конец цитаты

Да. Пол-книги "Открытая книга" Каверина - это детальное, даже чрезмерно, описание тлетворной среды в "большой науке", которая не пропускает ни одной свежей и плодотворной мысли, диктат "Крамовых"(академиков).

А в повести "Кафедра" И.Грекова описывает на всего лишь 57 страницах вопиющую картину разложения! Подозреваю, что это было напечатано неспрост, антисоветчина ведь прямая. Но увы:подлинно.

1) Старый руководитель кафдры ученый-легенда, но давно уже ничего не производящий в науке, по инерции остается зав. кафедрой. При нем вольница. Никто ничего не делает, зато "атмосфера и смех". Все обожают старого зав. кафедрой и проч.

Наконец в силу естественного хода вещей - вакансия Зав. Кафедрой опустела.

Прислали человека со стороны.
В повести И.Грекова очень интересно сопоставляет обоих Зав.кафедрой:старого, проф.Завалишина, и нового, сравнительного нестарого Флягина. Через дневник Завалишина, через др. тексты от первых лиц. Дается выпукло и рельефно картинка.
Фильм тоже интересный. Но такой яркой композиции в нем нет, больше всякой лирики и ненужного транжирения экранного времени на отношения старого профессора с девушкой Майей и т.д.

А И.Грекова рельефно дает два стиля работы и отношения к себе, к коллегам.
И меж ними образ доцента Нины Игнатьевны Асташовой, вероятно, списанный автором повести с себя. Острый конфликт главных героев.

На чем основан этот конфликт?
В фильме неясно это отражено, в попытке очернить образ нового Зав кафедрой, против которого сразу ополчилась вся Кафедра. В фильме что-то про атмосферу при старом Завалишине и пр. Но эта особая творческая и дружеская атмосфера на деле оказывается коллективным ничегонеделаньем, на устои чего замахнулся новый Зав. кафедрой Флягин, разворошил осиное гнездо, и осы пошли на него войной.

А в повести автор ясно указывает:причина в том, что новый сразу потребовал от преподавателей быть на месте 6 часов рабочего дня(а раньше, значит, не были, не работа - лафа) - помимо, того что и в фильме:вести Дневник учета рабочего времени, давать отчеты, ставить планы научной работы и докладывать о результатах и пр.
При старом кафедра купалась в смехе и безделье, а теперь...
При этом сам проф.Флягин был беспощадно-строг к себе и требовал от других гораздо менее, чем от себя!

И автор повести обмолвилась:"трудовой героизм Флягина, однако, не находил поддержки и понимания ни в каких слоях".

Вот те раз. Белая ворона. В советском ВУЗе.
 

2) История с защитой докторской диссертации "кота-ворюги" - это отдельная история. В фильме она тоже показано - блеск!
Не брезговать плагиатом и воровством, работой подчиненных присваиать себе, в лучшем случае в соавторстве, где первая фамилия - главного, а вторая и прочие подчиненных, но ими выполнена вся работа. И не раз, не два, а системно.
В образе "кота-ворюги" автор показывает портрет типичного деятеля науки, использующего административный ресурс для личного карьерного продвижения.


3) Методы преподавания. Флягин, на мой взгляд, напрасно не вчитался в дельные предложения своего предшественника и отказался поместить в сборник наследия Завалишина. В фильме это проходит лишь пунктирно, а вот в повести заметно больше:целый дневник размышлений старого профессора, в частности, на эту тему: система подготовки специалистов, вообще восстановления авторитета и ценности высшего образования.   

4) Не совесм понятно что написала И.Грекова про "народнохозяйственное значение" и экономическую выгоду от открытия в докторской "кота-ворюги", в миллионы рублей.

Ему уже аплодировали, называли открытие эпохальным, но И.Грекова иронично замечает, что специалисты знают цену этой "экномической выгоде в миллионы рублей":оказывается, это некая математическая подтасовка.
Которая понятна только спецам, и на деле никакой экономической выгоды нет, мыльный пузырь. Это же сколько, выходит, диссертаций вот эдак защищено! 

 Она выводит свою героиню к доске, и доцент Асташова рагромила диссертанта, как плагиатора, который даже не понимает того, что написано в диссертации не им, а его подчиненным!

Попутно автор, будучи математиком, не жалеет сатирических красок, описывая лже-научность(как сейчас бы сказали) применения математики, которую так полюбила наша эпоха, что суёт всюду, к месту и не к месту, в любых предметах, хороший тон при защите любых диссертаций и написаний монографий на любые темы:использование "математического аппарата". "В наше время математическими знаками и формулами обвешиваются как в былых времена обвешивались драгоценностями!" 
 
"Математика- латынь нашего времени", выдаёт она ироничный, но внезапно-точный афоризм.

Какая ёмная повесть, всего на 57 страниц! Это экспозиция большого романа, но хватило на 2-серийный фильм. И еще не всё в фильм вошло.

Не вошли многие ценные страницы дневника Завалишина. И не вошла в полном объеме система работы Флягина. Много ненужных, на мой взгляд, страниц автор уделила второстепенным персонажам повести, их взаимоотношениям, любовь студентки к доценту и прочее, всё это размывает основной стержень повести:конфликт двух подходов:те, котрые хотят работать  - с теми, кто работать не хочет и другим не дает, а тепленькие места занимают. Гневно набрасывась на руководителя, требующего всего лишь быть на рабочем месте в рабочее время, и то всего 6 часов в ВУЗе, а не 8 часов у станка на заводе.

 Так что самоотвод оставшегося в одиночестве Виктора Андреевича Флягина, от должности Зав. кафедрой был закономерным, иначе они бы сожрали его с потрохами он воремя и благоразумно оставил бесполезные усилия, продолжив работать самому, в одиночку.  Ну как ему работать с такими несознательными коллегами, лишь условно называемые учеными?! Но которые не скупились в эпитетах в адрес Флягина("скотина!", "аракчеевщина", и т.д.). Которые нарочито превращали в балаган дельные предложения о научной организации труда ученых и преподавателей, предложенные Флягиным и апробированные на самом себе.
У которых нет понятий о трудовой дисциплине и научной этике, и просто этике и т.д. и т.п.

Выходит, что такие, как Флягин - это белые вороны, один-два на поколения ученых!
 И чему тогда удивляться, как мало наука преуспела по-настоящему в том, чтобы быть полезной людям, растрачивая  бюджетные средства на то, что может и подождать, роскошь или вовсе ненужное, и  как ничего не меняется в системе среднего, средне-специального и высшего образования.

В следующей части я попробую дать свой комментарий системе Флягина. выписав из повести, это очень похоже на ту, что была у героя повести Д.Гранина, но со своими особенностями.

А читателю советую посмотреть фильм и прочесть повесть.
http://lib.ru/PROZA/GREKOWA/kafedra.txt - полный текст.
фильм найдете в онлайн-кинотеатрах.

19/07/2023
22ч.07м.

 19.07.2023 03:57

Жанр психологическая драма Режиссёр Иван Киасашвили Авторы сценария И. Грекова, Семён Лунгин, Павел Лунгин по повести И. Грековой В главных ролях Андрей Попов Светлана Кузьмина Композитор София Губайдулина Кинокомпании По заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Беларусьфильм, Творческое объединение «Телефильм» Длительность 134 мин Страна СССР Язык русский Год 1982 IMDb ID 0280809



https://zera-cherkesov.livejournal.com/534723.html

https://zera-cherkesov.livejournal.com/574940.html(со ссылками на мою кино-театральную критику)