Глава 6. Последние козыри Моргота
Минас Тирит опустел ещё до того, как воинство Мордора снова разрушило восточную часть Осгилиата и захватило остров Кайр-Андрос. Все жители, кроме воинов, покинули свои дома, и ушли в горные селения южных провинций Гондора. Минас Тирит был наполнен отрядами и целыми армиями союзников. На шести ярусах города всем нашлось место для отдыха. Столица Гондора давно была готова к осаде. Оставалось только наглухо закрыть ворота города.
– Вот оно что, – осенило Бада. – Когда мы были здесь прошлый раз, я не мог понять, зачем на улице вдоль стен расставлены эти большие каменные кубы.
– Пришло время, – криво улыбнувшись, сказал Радагаст, – и ты всё увидел своими глазами, вместо того, чтобы надоедать мне нелепыми вопросами.
Проём ворот Минас Тирита, с помощью специальных приспособлений, солдаты стали загораживать, точно пригнанными друг к другу, тяжёлыми каменными блоками, в сажень высотой. Таким образом, за воротами, со стороны города выросла мощная каменная стена от земли до самого пола башен, охраняющих единственный вход в город. Каменную кладку дополнительно снабдили крепкими упорами.
– Любопытно было бы сейчас посмотреть на город с высоты птичьего полёта, – пришла в голову Свэна странная идея. – Как бы он выглядел?
– Как мощный военный корабль, рассекающий форштевнем чёрные воды прилива, – ответил Радагаст, ведя разведчиков по улицам Минас Тирита.
– А я думал, как муравейник, – сконфуженно пролепетал Норкинс.
– Я мог бы устроить тебе воздушное путешествие, – взглянув ввысь, молвил Радагаст, – если бы в небе летал хоть один большой орёл с гнездовий Мглистых гор.
– Неужели они там ещё живут? – удивился Грэн. – Прошло столько времени с той поры, когда хоббит Бильбо ушёл в свой первый поход!
– Где ж им ещё жить?! – сказал маг. – Правда, они несколько измельчали, но ещё сильны. Могут поднять в воздух пони, хотя, конечно, далеко с ним не улетят.
– Вот это да! – выпучив глаза, восхищался Бад. – В его лапах ты, Свэн, выглядел бы, как мышка в когтях сокола!
– Почему сразу я? – обиделся или испугался в этот момент Норкинс, понять было трудно. Вероятно, и то и другое одновременно.
– Ты же хотел полетать? – сказал Грэн, с иронией глядя на растерянную физиономию друга.
– Я не хотел летать, – оправдывался Свэн, – просто так подумал. Чего привязались?
– Пришлось бы и привязать, чтобы ты случайно не выпал из этой кольчужки, – ткнув пальцем в живот Свэна, произнёс Бад.
Суровые, опутанные мрачными мыслями и предчувствиями воины, работавшие на улице, удивлённо оборачивались, услышав саркастическую перебранку в осаждённой крепости. Однако лица солдат почему-то светлели. В глубине души никто из них не верил, что враг сумеет сломить сопротивление защитников города и захватить Минас Тирит. Все гордились тем, что крепость когда-то в древности не смогли взять штурмом даже армии Саурона. Они, как, впрочем, и маги, не представляли, на что сейчас способен Великий Враг по имени Моргот. И хорошо, что так. Иначе Люди Запада, как они до сих пор себя называли, утратили бы веру в победу и проиграли бы битву ещё до её начала. Не унывающие в любой ситуации невысоклики невольно укрепляли боевой дух воинов.
– Вот мы и пришли, – открыл дверь большого каменного дома Радагаст. – Оставайтесь пока здесь. Вряд ли у нас будет время и возможность отдохнуть в этом жилище, но вы будете знать, где место нашего сбора. А нам пора во дворец Короля.
– Здесь жило большое семейство, однако, – обойдя все комнаты, сделал вывод Манук. – Всем нам хватит места для отдыха.
– Я бы предпочёл маленькую уютную норку в сухом холме, – сказал Свэн.
– Не пищи, как мышь, у которой хвост прищемила мышеловка. Скоро увидишь свой Старый грот и Старину Мэта. Вот только разобьём этих злодеев и отправимся домой, в Хоббитшир, – пытался поднять настроение другу Бад.
– Скучно здесь, – бродил по комнатам Свэн. – Время ужина подходит. Пойдём, отыщем Франи, пока снова не затрубили боевые рожки.
– Хорошая идея, – поддержал Норкинса Дубоног. – Грэн, труба зовёт.
Хоббиты дружно выскочили за дверь. Тайво и Манук, пользуясь моментом, повалились на кровати, а Малыш прилип к окну.
Минас Тирит заканчивал последние приготовления к битве. Солдаты устанавливали на стенах и башнях какие-то механизмы, носили целые охапки стрел, все были заняты. В ответ на расспросы хоббитов, они только пожимали плечами. Невысоклики рыскали уже на втором ярусе города. Тут их носы, почуяв дурманящий запах щей, сами собой повернулись влево. Тук открыл дверь и увидел гномов.
– О! Хоббиты! – воскликнул Франи. – И, как обычно, к столу! У вас пришло время второго ужина?
– Привет, Борода. На сей раз ты ошибся. Во-первых, мы просто пришли поболтать с тобой, пока не начался штурм крепости, а, во-вторых, ещё не ужинали даже первый раз, – произнёс Дубоног.
– Тогда садитесь рядом, – пригласил гном. – Поедим вместе. А второй ужин съедите в своих апартаментах. Они у вас, конечно, более шикарные, чем наша казарма?
– Дом большой, но полупустой, неуютный, – сморщился Тук. – Одно хорошо: есть окно на восток. Всё видно, что творится в городе и вокруг него.
– Пожалуй, мы примем твоё предложение, – без ложной скромности сказал Свэн и сел на лавку у стола. – Перед битвой надо хорошенько подкрепиться.
После сытного ужина они до самой темноты болтали с Франи, а когда возвратились в дом на шестом ярусе, Манук, Тайво и Далегляд заканчивали ужин. Невысоклики составили им компанию. Следом за хоббитами в дом вошли маги. Они наскоро поужинали вместе с Королём Нуменоном и его многочисленными родственниками, но потом ещё долго совещались. Видимо, и у магов пришло время второго ужина, потому что они не отказались составить хоббитам компанию за столом.
Враги основательно, без спешки готовились к штурму Минас Тирита. На заре, ещё до завтрака, который совсем некстати был весьма скромным, хоббиты и остальные разведчики не отходили от восточного окна. Поля Пеленнора почернели от великого множества солдат Мордора. Строились башни и катапульты. А в городе не было видно никакой суеты. Только по улицам прохаживались патрули и на стенах стояли часовые.
– Наверное, всё уже готово к сражению? – глядя в окно, предположил Свэн. – Хотелось бы знать, какой участок обороны командиры доверят нам?
– Вам предстоит защищать самый ответственный рубеж, – подозвал к себе невысоких воинов Дэривер, – седьмой ярус города, то есть цитадель. Вы поступаете в распоряжение Тилдэрена, начальника гарнизона крепости. Он правнук Короля Нуменона.
– Это большая честь для нас, – заявил Далегляд. – Но неужели война может докатиться и туда?
– Вы видели через окно армии Мордора, – вступил в разговор Радагаст, – но это ещё не все войска. Мне стало известно, что много полков ждут своей очереди на левом берегу Андуина. Истребить такую многочисленную рать непросто. В этой битве может случиться всё, и ко всему нужно быть готовыми.
– К слову будет сказано, у Врага осталось ещё четыре воина-гиганта. Тайво и Манук, готовьтесь к встрече с ними. Полуэнты одни могут решить исход сражения не в нашу пользу. В сечу не ввязывайтесь до тех пор, пока не уничтожите великанов. Мы с коллегами займёмся Морготом, если он появится вблизи Минас Тирита, – сказал Дэривер.
– Всем всё ясно? – спросил Мариборг. – Тогда, как говорится, точите мечи.
– Можно нам навестить Франи, – спросил Грэн.
– Сначала представьтесь вашему новому командиру, – посоветовал Дэривер, – а он уж решит, где вам быть и что делать. Мы сейчас идём к Королю на утренний сбор командиров. Там обязательно будет и Тилдэрен.
Маги, Далегляд и хоббиты ушли, а Манук и Тайво подошли к окну, выходящему на восток. Серое утро разливалось мелким дождичком.
– Копошатся черви мордорские, – заиграл желваками Тайво. – Штурмовые башни растут, как на дрожжах. Катапульты уже готовы.
– Однако пока полководцы совещаются, надо спуститься на стену нижнего яруса и рассмотреть всё вблизи, – сказал Манук.
Дом опустел. Угрюмо выглядели мокрые безлюдные улицы под серым слезящимся небом. Защитники города в ожидании начала штурма отдыхали телом, но, глядя на приготовления неисчислимого войска противника, неизбежно слабели духом. Казалось, что Моргот вместе с массой грязных туч гнал к Миндоллуину пропитанный ядом затхлый воздух, который отравлял сознание защитников Минас Тирита.
Наконец в первый день апреля вражеские полки стали выстраиваться в боевые порядки. Город моментально ожил. Затрубили рожки, воины Гондора и их союзники начали занимать свои позиции на стене первого яруса. На второй стене выстроились стрелки с большими тисовыми луками. Ещё выше приготовили свои механизмы бомбардиры.
По полю к стенам города медленно двинулись штурмовые башни. Приближались чёрные полки с длинными лестницами. Зашевелилась вся мордорская рать.
Взойдя на стену второго уровня, Король Гондора Нуменон зычным голосом произнёс:
– Обращаюсь к вам, Свободные жители Средиземья: эльфы, гномы, хоббиты, люди всех племён и народов. Я говорю свободные потому, что все вы равны и вольны жить по своим законам, не мешая при этом другим! Так было, есть и будет, если мы победим! Не за Гондор и меня пришли вы воевать на эти стены, но за ваших родных и близких, за ваши жилища! Ибо здесь и сейчас решится судьба Средиземья! Враг хочет отнять у всех нас единственные истинные ценности – Жизнь и Свободу! Он сеет смерть и разорение! На пепле траурных костров взращён хлеб, которым мы питаем свою ненависть к врагам! Души погибших родственников и земляков жаждут отмщения! Это их голоса набатом звучат в наших сердцах! Так выпустим же на волю справедливый гнев! Обагрим кровью захватчиков землю наших предков! Смерть врагам!
С последним словом Король Нуменон поднял вверх свой меч. Разом запели дружным хором боевые рожки и трубы. Вскинув над головами своё оружие, воины на стенах громовым хором трижды возгласили: «смерть врагам!», а эхо в горах усилило, прокатило клич по всей долине Пеленнора и донесло до самых Сумрачных гор Мордора.
Чёрная рать уже приблизилась к стенам Минас Тирита на расстояние полёта стрелы. Со скрипом и скрежетом заработали вражеские катапульты, забрасывая город горящими глиняными шарами, внутри которых находилась смрадная чёрная жидкость. Падая, снаряды разбивались, разбрызгивая огонь на стены, крыши домов и улицы. Специальные отряды начали тушить очаги пожаров. Над городом поднимался чёрный дым.
В ответ катапульты Минас Тирита метали за стены города бомбы, которые, взрываясь, разлетались на осколки, убивая и калеча солдат Мордора. Развалились и вспыхнули две катапульты, три штурмовые башни противника стали горящими кучами брёвен. По команде со стен взвилась туча стрел. Первые ряды наступающих войск смешались, поредели, но полки настойчиво двигались вперёд. Стрелки продолжали делать залп за залпом.
Скептически оценив возможности приземистых воинов, Тилдэрен отправил хоббитов и Далегляда обратно. Командир гарнизона Минас Тирита распорядился, чтобы новоиспечённые солдаты цитадели ожидали приказов в отведённом для них доме. Вернувшись в свои апартаменты, Малыш и невысоклики устроились у восточного окна в качестве зрителей. Внизу пред их глазами начиналось драматическое действо под названием осада Минас Тирита.
– Горит, горит четвёртая башня! – восторгался Грэн. – Защитникам города есть чем угостить врага!
– Что за чудные камни они метают?! – удивился Бад.
– Мне кажется, что это вовсе не камни, – поражаясь эффекту бомбометания, сказал Далегляд. – Их поджигают перед стрельбой! Наверное, они железные и с горючей начинкой внутри.
– Пятая катапульта врага замолчала! – прыгал от радости Грэн. – Она горит!
– Смотрите! Там вдали, что-то огромное движется! – показал рукой Малыш. – Как будто холмы ожили!
– Олифаны! Это олифаны! – вскричал Свэн. – О них в Красной Книге написано.
К городу медленно приближались две пары огромных животных с большими, как паруса ушами, длинными, острыми бивнями и похожими на трубу носами. Головы, спины и бока ходячих гор были защищены бронёй. Они несли укреплённый на цепях большой, как ствол векового дуба, железный таран. На каждом элифане сидел закованный в доспехи воин-гигант. Вокруг процессии, прикрывшись большими щитами, шли отряды солдат в панцирях и рогатых шлемах. Внутри «железных черепах» прятались стрелки. За олифанами тяжело переставляли ноги ещё шестеро странных больших воинов в чёрных латах и железных шлемах с забралом.
– Две башни всё-таки прорвались, – огорчился Бад. – Они слишком близко к стене. Теперь наши катапульты их не достают.
– Лестницы. Они приставляют к стене лестницы, – переживал Грэн. – Сейчас полезут на приступ.
– Ха! Одна полетела назад! Вторая падает! – всплеснул руками Свэн. – А лететь-то высоко! Бейте их, бейте!
Олифанам оставалось сделать всего сотню шагов, когда на стене первого яруса завязался рукопашный бой. Особенно жестокая сеча звенела металлом там, где к стене подползли башни. Орки, южане, пираты лезли на стену, словно саранча на хлебные всходы. Там, где падала одна лестница, тут же поднимались две новых. Грязно-серое небо клубилось над городом, готовое вновь разразиться дождём. Катапульты гондорцев, разбив все метательные механизмы мордорской армии, умолкли. Пожары на первых трёх ярусах города были потушены, но в небо всё ещё поднимались столбы едкого дыма. В тылу враги начали возводить новые штурмовые башни и катапульты.
Манук и Тайво засели в башне над воротами. Таран, мерно раскачиваясь на цепях, неторопливо приближался.
– Позади процессии идут какие-то странные создания. Это не гиганты полуэнты. Кто они такие? – терялся в догадках Антила.
– Этого я не знаю, однако, но именно они будут бить тараном в ворота, – сказал Манук.
– А эти живые, покрытые доспехами, горы, которые несут таран? Как нам справиться с ними? – спросил Тайво.
– Это мамуны. У нас для них приготовлен сюрприз, – ответил командир отряда, занявшего оборону в башнях над воротами.
– Это хорошо. Однако сначала мы должны сделать своё дело, – предупредил воинов Манук. – Гиганты, которые сидят на мамунах, стоят целой армии. Они без посторонней помощи могут взять город.
Тайво, изготовившись к стрельбе у бойницы, нетерпеливо поглядывал в лицо Манука, а он внимательно следил за колоссами.
– Ближе подпускать не стоит, – советовал Антила, – стрелять неудобно будет.
В олифанов со стен уже летел град стрел и копий. Колоссы прикрылись большими коваными щитами, а «черепаха», ползущая у ног мамунов, открыла ответную стрельбу из луков.
– Целься в голову. Твой – левый, мой – правый, – дал команду мохлик.
Первые стрелы пролетели мимо колоссов, но нашли своих жертв в толпе свиты мамунов.
Манук снова прицелился. Хлопнула тетива, и первый колосс сполз под ноги олифана.
– Целься чуть ниже глазной щели, однако, – посоветовал Манук.
Стрела, пущеная Тайво, просвистев мимо цели, сразила одного из больших, странных воинов, которые шли за олифанами. Им до ворот оставалось пройти не больше двух десятков шагов. Мохлик снова сосредоточился и выстрелил. Второй гигант замертво опрокинулся на спину мамуна.
Пока Тайво снова прицеливался, передние олифаны дошли до ворот. Антила выстрелил, но стрела, щелкнув по шлему гиганта, улетела в поле. Колоссы укрылись за щитами с головой и что-то яростно кричали своей свите. Тогда Тайво выстрелил прямо в щит. Гигант взвыл от боли и опустил раненую руку со щитом, а Манук всадил стрелу прямо в грудь гиганта. Ещё одним переростком стало меньше. Манук и Тайво обменялись одобрительными взглядами. Антила вонзил стрелу в ногу последнего великана. Заревев от боли и злости, колосс наклонился вперёд, чтобы вырвать из раны стрелу. В этот момент его прикончил Манук. Последний колосс, свалившись с мамуна прямо на «черепаху», сломал строй своих солдат, чем не преминули воспользоваться стрелки на стенах и в башнях у ворот. Несколько южан отправились к праотцам. Свита мамунов начала пятиться, но их криками пытались остановить идущие сзади большие неуклюжие воины. Мануку и Тайво расправиться с ними оказалось значительно проще, чем с полуэнтами.
После этого вниз, прямо под ноги олифанов, полетели железные шары с гремучей смесью внутри. Раздались взрывы, и оба передних олифана забились в предсмертных конвульсиях. Таран упёрся носом в грязь. Ошалевшие раненые животные второго ряда стали метаться из стороны в сторону, втаптывая в землю своих же солдат. Когда было покончено с последней парой олифанов, Манук и Тайво вышли на стену первого яруса.
– Убили, убили! – прыгая от радости, кричал Грэн, соскочив со скамейки, приставленной к стене у окна.
– Бедные животные, они же не виноваты! – переживал Норкинс.
– Успокойся, Свэн, – сказал Бад. – Он имеет в виду гигантов. Олифанов, конечно, жаль.
Спустя пять часов кровопролитного боя мордорское войско отступило. Противник начал готовиться к новому штурму крепости Минас Тирит. А на стене встретились Франи, Манук и Тайво.
– О! Стрелки пожаловали! – приветствовал друзей гном. – Ловко вы разобрались с этими верзилами!
– Арбалеты Дэривера помогли, однако, – похвалил оружие Манук.
– Тут ты прав, – покачал головой Борода, – без них намного трудней пришлось бы. Жаль только, что стрел мало осталось.
– Командир приказал обеспечить посменный ужин, – обратился к разведчикам воин местного гарнизона.
– Так обеспечивай, – молвил гном. – Подкрепиться не лишним будет. Судя по всему, они там, в поле ещё долго копаться будут.
– Прошу к нашему столу, – позвал воин.
В поле снова, как грибы, росли башни. Катапульты теперь строили на большем удалении от города. Заморосил дождь, смывая со стен Минас Тирита сажу и следы крови.
– Такая погода, что не поймёшь, то ли полдень, то ли вечер уже наступает? – отвернулся от окна Грэн.
– Моё нутро подсказывает, что пора положить что-то на зуб, – сказал Бад.
– Как там наши друзья? – взглянул на Далегляда Свэн. – Ты их видишь?
– Да, вон они все трое, – ответил Малыш. – Кажется, кушают. Только про нас все позабыли. Давайте сбегаем в харчевню. Она тут недалеко, за углом.
– Всем уходить нельзя, вдруг нас позовёт начальник гарнизона? – вспомнил приказ Тилдэрена Бад. – Мы со Свэном останемся, а вы сбегайте за продуктами.
Тяжёлый день незаметно сменился тревожной ночью. Поля Пеленнора уподобились безлунному чёрному небу, усеянному бесчисленным множеством звёзд. Столько костров зажглось в долине. На стене остались только часовые и сторожевые отряды. Вернулись в дом на шестом ярусе Манук и Тайво.
– А мы думали, что вы будете ночевать на стене, и уже собрались поужинать. Садитесь с нами, – пригласил друзей Далегляд.
– Мы уже поужинали, однако, – отказался Манук. – А что, маги ещё не появлялись или уже ушли?
– Их не было целый день, – ответил Бад, – и нас никто никуда не звал.
– Франи не ранен? – беспокоился Свэн.
– Жив, здоров и полон решимости сражаться, – сообщил друзьям Тайво, – передавал вам привет.
Двери распахнулись, и в комнату бодрой походкой вошли маги. Как обычно озабоченные, их лица, всё же, внушали оптимизм.
– Видели вашу стрельбу, – обратился к Мануку Дэривер. – Прекрасная работа. Теперь ворота защищены и снаружи, а Моргот лишился последних великанов.
– Там были ещё какие-то высокие воины в латах. Кто они? – поинтересовался Тайво.
– Это были тролли. Хорошо, что вы не дали им уйти. Надеюсь, что в карточной колоде Моргота больше нет козырей, – ответил Радагаст.
– Если провалится и следующий штурм Минас Тирита, Враг наверняка явит нам свой новый облик, – размышлял Мариборг. – Тогда в сражение придётся вступить и нам. А сейчас нужно воспользоваться возможностью и набраться сил перед решающей битвой.
– Неужели это последнее сражение в Средиземье? – с надеждой посмотрев на мага, спросил Свэн.
– Последнее или нет, не знаю, – потупив взор, сказал Мариборг. – Но это главная битва, в которой решится судьба Средиземья.
Начало:http://proza.ru/2023/07/13/772
Предыдущая глава:http://proza.ru/2023/09/07/962
Следующая глава:http://proza.ru/2023/09/07/1081