9. История с Писателем и Тетрадкой

Майкл Андреев
НОВЫЙ ПУШКИН, или ТАЙНА РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Роман - Драма - Эссе
Михаил Андреев, 2023

Здесь только отрывок.
Полный текст произведения: http://proza.ru/2023/12/18/601

      ИСТОРИЯ С ПИСАТЕЛЕМ И ТЕТРАДКОЙ
 
Эта сцена предшествует основной драме. Обстановка - закрытая комната без окон и дверей. За столом сидит ПИСАТЕЛЬ, перед ним раскрытая тетрадь. Вдоль по сцене расхаживает СТАРЫЙ АВТОР с указкой и как лектор-рассказчик объясняет зрителям ситуацию. ПИСАТЕЛЬ молча иллюстрирует своими действиями то, что говорит СТАРЫЙ АВТОР.
 
СТАРЫЙ АВТОР: Представим себе, что в абсолютно закрытой комнате за столом сидит Писатель - это ДУША
(Писатель привстает и кланяется).
Комната, стол, ручка и толстая совершенно чистая тетрадь - это ее ТЕЛО.
У Писателя есть задача - сидя в этой комнате, писать в Тетрадь хотя бы одну строчку в день - книгу жизни.
(Писатель показывает всем, что у него есть Тетрадь)
А еще за стенкой есть невидимый Редактор, которому по виртуальной связи передается всё, что будет записано в эту Тетрадь, он правит рукопись и отдает ее невидимым издателям, которые затем издадут книгу в печатном виде или снимут по ней фильм, не важно. Редактор - это ИСТИННОЕ "Я".
 
(Писатель встает и прикладывает ухо к стене, чтобы послушать, что там происходит, и ничего не слышит)
 
СТАРЫЙ АВТОР: Итак: Редактор - Дух. Писатель - Душа. Комната - тело. Рукопись - жизнь. (Писателю) Садись, дорогая!
 
Писатель принимается за работу, но беда в том, что он не умеет писать! Он не знает ни языка, ни букв, ни, тем более, о чем писать. А Редактор за стенкой мысленно понукает:
 
МАЭСТРО (из-за стены, шепотом): "Давай, хоть что-то пиши!"
 
СТАРЫЙ АВТОР: На обложке тетради Писатель видит какие-то непонятные значки - печатные и письменные буквы - по всей видимости, алфавит. (Подходит к Писателю и показывает ему на обложку тетради)  Писатель берет из алфавита одну из букв, и тупо копирует ее в тетрадь, он заполняет буквами "а" или "б" целую строчку, стараясь соблюдать сходство с оригиналом. И так далее, в день по строчке, как ему было сказано. И все это отправляется Редактору. 
 
(Старый Автор подходит к доске, рисует мелом ось времени, и отмечает на ней точку 3 года)
 
СТАРЫЙ АВТОР: Так проходит три года, а на четвертом году Писатель вдруг находит Старую Книгу, написанную на неизвестном ему языке.
(Писатель рыщет по комнате и поднимает с пола в углу старую запылившуюся книгу)
Вы спросите, кто ее написал? - Конечно, его "Я" из прошлой жизни! (показывает на себя)
Но беда в том, что наш Писатель не умеет читать!
Зато оцените плюс! Теперь он может взять наугад из книги целое слово и переписать его в строчку к себе в тетрадку, отрабатывая каллиграфический почерк. (Писатель вдохновенно принимается за работу) И все эти наборы случайных слов отправляются Редактору.
 
(Старый Автор подходит к доске и отмечает на оси времени точку "Рубикона")
 
СТАРЫЙ АВТОР: Проходит еще шесть с небольшим лет. Писателю чертовски надоело выписывать слова, он их знает уже наизусть! И тут он с удивлением замечает, что каждое слово в книге как будто что-то обозначает, что комбинации близлежащих слов, словно, имеют какой-то смысл. Он учится читать эти тайные письмена, и теперь переписывает в тетрадь уже по целому предложению. Из-за стены он слышит одобряющий стук.
 
МАЭСТРО (из-за стены, шепотом): "Классно, товарищ! Продолжай в том же духе!"
 
(Старый Автор подходит к доске и ставит на оси времени отметку 21 год)
 
СТАРЫЙ АВТОР: Так продолжается еще лет двенадцать. Самые любимые предложения Писатель уже перекопировал в Тетрадь по несколько раз, и ему хочется найти в книге наиболее истинное. Но как только его выбор останавливается на одном предложении, так ему сразу начинает казаться, что соседние предложения выражают смысл найденного гораздо полнее. Писатель понимает, что писавший эту книгу (Старый Автор постукивает себя по голове) не умел выражать свои идеи в одном предложении. Поэтому решается попробовать сам.
Он начинает искать в книге у Старого Автора целые идеи, и каждый раз, найдя что-нибудь вразумительное, уже не просто копирует текст, а излагает его идею своими словами. В ответ он снова слышит одобрительный стук (за стеной раздается победный стук), однако принимает его за гонение на проявленное им свободомыслие. Он (или она) начинает бояться того, кто за стенкой.
 
(Писатель прячется под стол и закрывает уши руками)
 
СТАРЫЙ АВТОР (цитируя Пушкина):
"И снится чудный сон Татьяне...
...
Мое! — сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
 
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
 
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
"
 
(Писатель медленно вылезает из-под стола)
 
СТАРЫЙ АВТОР: Писатель, конечно, напуган, он представляет себе Редактора, который сидит за стеной, в виде некого тирана и монстра, но постепенно преодолевает свой страх.
Проходит еще двадцать с небольшим лет. (отмечает на оси точку 42 года) Уже 42 года Писатель сидит в своей комнатушке, и все ищет и ищет в Книге содержащиеся там идеи, которые на свой лад переписывает в Тетрадь и отправляет Редактору. Однако находить их становится все труднее и труднее, и он начинает подумывать "Уж не начать ли писать собственные идеи? Только откуда их взять?"
И тут новая беда - Тетрадь кончилась!
 
ПИСАТЕЛЬ: (колотит кулаками в стену) "Дайте мне новую тетрадь!"
 
(В стене, которая была до сих глухо закрыта, открывается дверь, и оттуда заходят люди в белых халатах)
 
АНГЕЛЫ: "Вы что так кричите?"
 
ПИСАТЕЛЬ: "Как что? У меня тетрадь кончилась!"
 
АНГЕЛЫ: "К Редактору его срочно!" (хватают ПИСАТЕЛЯ под руки и выталкивают в дверь, из которой виден яркий свет; оставив его за порогом, они разбегаются в разные стороны, Старый Автор тоже удаляется).
 
Происходит смена декораций, стены комнаты исчезают, за порогом открывается залитый солнцем морской пейзаж. Волны с шумом разбиваются о скалы, видны стены белокаменной крепости. Посредине мощная фигура Редактора (МАЭСТРО), белокурый красавец трехэтажного роста, он в черных брюках и белой рубашке навыпуск, стоит на гранитных валунах, крепко расставив ноги, в руках у него скрипка и смычок.
 
ПИСАТЕЛЬ-ДУША (про себя): "Так, вот он какой, Редактор!"  (невольно становится перед ним на колени).
 
МАЭСТРО: Ты меня звала?
 
ПИСАТЕЛЬ-ДУША: (щурясь от непривычно яркого света): "Да, звала. Дай мне новую Тетрадь".  .
 
МАЭСТРО: Новая Тетрадь не проблема, сейчас решим. (вызывает АНГЕЛА и  шепчет ему на ухо: "Пойди, приготовь") Не хочешь ли сперва прослушать, что я тебе сейчас сыграю? Эта музыка написанная мною по твоим нотам.
 
ПИСАТЕЛЬ-ДУША: "По моим нотам? Разве это были ноты?"
 
МАЭСТРО: Да, я перевел в музыку содержание твоих слов. Слушай, что получилось! (начинает солировать в ритм прибоя, шум моря превращается в оркестровую музыку, Появляются АНГЕЛЫ и пускаются танцевать).
 
Писателю кажется, что он окунается в морской простор, сам становится музыкой, он забирается на камень и оказывается по росту вровень с МАЭСТРО.
 
АНГЕЛ-МЫШЛЕНИЕ (пробегая мимо Писателя): "Как ты такая большая пролезешь обратно в свою дверь?"  (показывает ему картонную коробку в углу, представляющую комнату, из которой Писатель пришел)
 
АНГЕЛ-ЧУВСТВОВАНИЕ (листая исписанную Тетрадь): Мелодия действительно воспроизводит написанное душой строчка за строчкой, в течении сорока двух лет - только более сжато, концентрированно, емко.
 
МАЭСТРО (прекращает игру, АНГЕЛЫ аплодируют): Ну, как тебе?
 
ПИСАТЕЛЬ-ДУША: "Божественно! Неужели это написано мной?"
 
МАЭСТРО Да, душа моя! Это твоя музыка. Гениально, скажу тебе как критик. Ты можешь сейчас вернуться к себе в комнату - тебе дадут новую Тетрадь - и продолжить работу. А можешь остаться здесь вместе со мной, и мы продолжим наш концерт для скрипки с бушующим морем. Выбирай!
 
АНГЕЛ-ЧУВСТВОВАНИЕ (душе): Можешь ли ты написать лучше того, что ты сейчас услышала?
 
ПИСАТЕЛЬ-ДУША: "Нет, лучше мне никогда не написать! А сколько еще продлится концерт?"
 
МАЭСТРО: Лет пятнадцать, не больше.
 
АНГЕЛ-ВОЛЯ (двигается медленно в отличие от Ангела-Мышления): Я бы оставил Душу здесь на пару дней. А потом я помогу ей залезть обратно в ее комнату (показывает на коробку в углу). Лови! (кидает Писателю чистую Тетрадь.)
 
ПИСАТЕЛЬ-ДУША (ловит): "Да! Да! Хотя бы на пару дней! И назад..." 
 
МАЭСТРО: Что ж, отличный выбор! В следующей жизни ты станешь музыкантом, а я отдам тебе все мои аудиозаписи, чтобы у тебя было, с чего начинать. (кладет на струны смычок, Писатель зачарованно смотрит на него, Ангелы начинают свой танец)
 
АНГЕЛ-МЫШЛЕНИЕ (быстро пробегает перед Писателем и, задевая, выбивает из рук Тетрадь): А идеи у тебя есть? (Начинается музыка. Писатель стоит, не замечая, что выронил Тетрадь.)
 
Снова появляются стены, закрывая всю группу вместе с Писателем в глубине сцены.
 
Писатель уже больше никогда не вернулся к себе в комнату.
 
    ОТВЕТ НА ВОПРОС
 
Вопрос был такой: Почему новое "Я" не входит в человека при жизни?
Причина теперь раскрыта.
 
Во-первых, книга жизни, которую мы пишем день за днем, еще не написана до конца. И не ясно, хватит ли нам жизни, чтобы исчерпать все идеи, содержащиеся в этой Старой Книге.
 
А во-вторых, если и возможна более ранняя встреча с истинным "Я" (42 года - это еще не вечер), то, едва переступив порог своей комнатушки, мы не можем сопротивляться искушению прослушать уже готовую часть симфонии своей жизни.
Так или иначе, встретив нового себя, мы тут же заканчиваем свой земной путь.
 
Некоторым, особо продвинутым, удается после встречи с МАЭСТРО вернуться из духовного мира обратно в жизнь.
В нашем столетии это становится даже нормой и требованием времени. Потому что время течет так быстро, что стало проблематичным жить со старыми идеями, взятыми из прошлой жизни. Нужны новые, которых у старых авторов не было. Нужно еще при жизни в известной мере соединиться с тем, кем ты будешь, то есть, с музыкой, написанной Маэстро по твоим первым нотам.
 
"Умри и встань!", как сказал Гете.
 
Есть два варианта.
 
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ НОВОЙ ЖИЗНИ
 
Он очевиден, и его предлагает человеку сам Маэстро:
 
"Не слушай мой концерт, а иди к себе в комнату и пиши новую книгу, Тетрадь для тебя уже приготовлена".
 
Можно себе представить, как Душа возвращается назад в тесную темницу тела и продолжает крапать Книгу Жизни в новой уже Тетради - тело ведь починить нетрудно.
Но откуда взять свежие идеи?
Тетрадь заканчивается в считанные дни, когда в Старой Книге заканчиваются идеи. Причина ухода из тела - не из-за Тетради. Если нет идей, то и новая Тетрадь так же быстро закончится. Тело не выдерживает долго, если не давать ему душевной пищи.
 
И что тогда делать? Снова писать одни буквы? Потом слова? Потом афоризмы и предложения? А потом перемалывать в пятый-десятый раз одни и те же старые идеи?
Зрелой душе это не интересно!
В древние времена были еще мудрецы, отшельники и монахи - где-то на вершинах Тибета - которые как дважды рожденные соглашались на это занудное словотворчество - но современному человеку оно не подходит.
 
Поэтому первый вариант - сидеть в темной келье и выцарапывать из Старой Книги утратившие свою новизну слова - для нас не годится. Лучше умереть и, как сказал Бенджамин Франклин, выпустить книгу в новом издании, исправленном и пересмотренным Автором!
 
Вы спросите: Какое это имеет отношение к Пушкину и его роману "Евгений Онегин"?
- Сейчас увидите.
 
    ВТОРОЙ ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ
 
Можно пригласить Маэстро к себе.
Пусть играет прямо у вас в комнате - а вы будете как тот черный кот Васька, что ходит по цепи кругом, мурлыкать себе под нос и, лежа на диване, записывать в свой блокнот мелодию жизни. Отлично устроились!
 
Беда только в том, что Маэстро не полезет в вашу конуру. Не тот размах и масштаб! Ему нужен простор. Декорации актера должны вдохновлять.
 
А ваша, извините, жизнь - вы только посмотрите, как вы живете!
Вы, обладатели однокомнатных и двухкомнатных квартир в спальных районах, взгляните на круг своих интересов, на свое трудоустройство, на круг общения!
 
Это наглухо закрытая от духовного мира камера! Без окон и без дверей. В нее не проникает ни воздух, ни звук, ни луч света из большого мира (если не считать волшебных сказок, которые вам, может быть, когда-то в детстве читали).
Ваша камера закрыта со всех сторон интернетом, закрыта всеми существующими способами сообщения, закрыта образованием, всевозможными современными технологиями и мерами безопасности. Вы спрятались от всего духовного словно в бомбоубежище!
 
Вот - проблема, и с ней надо что-то решать.
 
Причем, еще во времена Пушкина, которому няня рассказывала сказки, эта тюремная камера была немного приоткрыта. Дух Онегина мог являться в поместье к Лариным. И Татьяна могла его узнать, и даже влюбиться в него. А как не влюбиться в Маэстро!
 
Правда, Онегин не особенно ходил по гостям, всё норовил сбежать от них, когда они к нему приходили. А теперь комната (то есть, тело) закрыта еще и с вашей стороны, чтобы, не дай бог, в нее никто не зашел - ведь заходят одни мошенники. Проблема в том, что вы не пускаете к себе Дух, даже если он к вам стучится.
 
      ЧТО ТАКОЕ ТЕЛО?
 
Как сказал Мандельштам "Дано мне тело, что мне делать с ним? Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить, кого, скажите мне, благодарить?"
Кто это говорит? Это ведь говорит не Душа, а Маэстро:

МАЭСТРО: "Что мне делать с этой комнатой, в которую заперся от меня мой "Писатель"?
"Ладно, пусть в первую половину жизни, до 42-лет, сидит там и пишет, как может. Посмотрим, вдруг сумеет чем меня удивить. Но потом..."
 
Каждый пишет как он слышит.
И каждый думает, что его душа берет идеи из внешних источников - однако изобилие идей обманчиво!
Откуда бы ни пришла идея - из интернета, или из мозгового штурма, или просто пришла, или украдена - ее первоисточником в любом случае является своя Старая Книга.
Каждый пишет как он может - однако вписывать в книгу жизни посторонние идеи, которых нет в твоем первоисточнике, запрещено. Ты их не услышишь, пройдешь мимо них, ибо в твоей комнате их нет.
У души есть защитный механизм - не заносить в свою жизнь не свое. Потому что своего-то не найти среди информационного хлама! 
Ты можешь годами ходить мимо прекрасной идеи, но чтобы услышать ее, тебе лучше выйти из комнаты и встретиться со новым "Я".
Искусственный интеллект не поможет - это обман.
 
Поэтому, во вторую половину жизни - давай вылезай из комнаты! Пора не вакансии искать, открытые в твоей Старой Книге - хочу жениться, хочу учиться, хочу работать - а действительно начинать духовно работать.
 
МАЭСТРО: Я уже понял, Писатель, ты умеешь писать. Что тебе дать, чтобы ты работал в 10, в 100 раз продуктивнее?
 
Во-первых, расширь свою комнату! Не варись в узком сообществе мамок, нянек, друзей и знакомых. Вся Земля - твой дом, а не только та тесная квартира, в которую пожизненно заперто твое эго. Вся Земля является твоим телом.
 
Во-вторых, проделай в этой комнате отверстия или окна. Чтобы слышать, как Маэстро играет, чтобы до тебя доносились звуки его музыки. Тогда будет совсем другая жизнь! Совсем другое качество жизни!
 
Сейчас ваше тело закрыто и во времени, и в пространстве от восприятия духовного. Хотя дух и пронизывает вашу телесную ткань, но это как нейтринный ветер, нечто невоспринимаемое.
Причем, духовный мир вас воспринимает, вы его - нет..
У вас есть только один вход в тело со стороны духовного мира - через дорождение - оттуда к Писателю и проникла Старая Книга.
И есть только один выход в духовный мир - через смерть.
И еще есть - правда, очень слабые - постукивания с той стороны - через сон.
Всё! Больше ничего!
 
ВЫВОД: Надо развивать в теле органы чувств для восприятия духовного.
А то не услышите даже, как новое "Я" стучится в вашу дверь, чтобы сделать вас другим человеком!
 
Первым, кто его услышал, был Пушкин. Еще за пятьдесят лет, как это стало актуальным для всех людей, он имел духовное переживание, которое описал в романе "Евгений Онегин".
 
    Продолжение:    КТО ТАКОЙ ОНЕГИН? ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
    http://proza.ru/2023/12/21/750