Глава 4. Директор у нас особенный!

Ася Котляр
Подозреваю, что у всех вас возник вопрос: как на создание учительского театра пошла администрация школы? Дело-то весьма хлопотное! Не возникли ли у школы проблемы с появлением учительского театра? Это ведь и оформление сцены, и поездки, и фестивали, коих было немало, и декорации, и освещение, и музыка и многое-многое другое?
В этой главе я расскажу о директоре нашей школы, в жизни которой тоже произошла перемена именно тогда, когда и создавалась наша «Перемена».

Директор школы Ирина Прохоровна Наркевичене – очень творческий человек. Мало того, она ищущий человек! Ей всё время всего мало: мало одного детского театра – нужно два! Да что там два – подавай ей школу с театральным уклоном! А где школа – там и театральные классы. Мало театральных классов – а давайте делать Учительский театр! Именно так откликнулась наша Ирина Прохоровна, совсем недавно ставшая директором школы, на призыв режиссёра создать первый в Литве театр, где играли бы только учителя.

Сейчас время конкуренции, и школу детям выбирают родители – имеют такое право. Поэтому у каждой школы должна быть своя «фишечка», чтобы родители захотели отдать ребёнка именно туда.  У нашей школы этих фишечек много-премного, но есть две главные: гуманная педагогика и директор – Рыцарь гуманной педагогики.

Ирина Прохоровна не просто пришла откуда-то издалека и села в директорское кресло. Она наша, родненькая: в прошлой, додиректорской жизни, она сначала была ученицей этой школы, потом, после окончания университета, вернулась и стала учителем географии.

В непростых условиях, не имея ни малейшего опыта административной работы, она взвалила на свои плечи столь нелёгкий груз, победив в очень серьёзной борьбе за место директора. Иногда мне кажется, что если бы не её молодость, а на момент директорства  ей «стукнуло», как говорила моя бабушка Ася, всего 40 лет, и если бы она знала, на что идёт, - не согласилась бы ни за что!
Иногда незнание спасает, как оказалось. И так случилось, что незнание, на что идёт учитель географии, спасло нашего директора, а она, в свою очередь,  спасла школу от разрушения.
И наш театр, к которому Ирина Прохоровна имела самое прямое отношение, стал для неё одной из маленьких ступенек восхождения к совершенству в новой должности.

Что бы не случилось – мы, труппа, идём к директору и знаем: отказа не будет. Мы-то что – наши запросы не так уж и велики, но вот наша режиссёр, прямо скажем, не очень скромна в своих запросах и планах: нужны шторы – пожалуйста, пол новый – да запросто! Лестница на сцену маловата: увеличим! Пузыри пускать – раз плюнуть! Снег для спектакля – нате вам новую установку! Разноцветные огоньки – как нечего делать! Ширмы, кубы, аппаратура – только творите, милые!

Отдельная история – наши гастроли, но об этом вы узнаете чуть позже - это отдельная тема для беседы.
Так что, Учительский театр «Перемена» и директорство нашей Ирины Прохоровны – ровесники! Вместе начинали, что называется. Я вам больше скажу: в первом спектакле Ирина Прохоровна даже сыграла маленькую роль!

Каждый год, 1 декабря, мы всей «Переменой» заходим в кабинет нашего директора и поздравляем её с назначением на должность: именно 1 декабря она впервые переступила порог школы, как директор, а не как учитель.

Итак, Ирина Прохоровна не на словах, а на деле большой друг нашего театра. Неизменно сидя в первом ряду на всех наших премьерах, она ведёт себя совершенно естественно: смеётся в голос и плачет, вытирая слёзы, радуется и огорчается, а потом выходит на сцену и говорит удивительные, добрые слова. Не как директор, скорее, как мама, хотя она моложе нас всех. Она и есть самая настоящая мама нашего театра. И я уверена, никто из моих коллег, прочитав эту главу, не скажет, что это лесть. Мы уже в том возрасте, когда льстить не имеет смысла, поверьте.

Наша «Перемена» никогда не скрывала  своей любви и благодарности к директору школы не потому, что нам нет отказа – потому что наша Ирина Прохоровна сама фанат театрального искусства! Мало того, её внук играет в школьном театре «Маска» у нашего же режиссёра, Галины Ивановны.
Совсем недавно «Маска» дала премьеру спектакля «Сосестры и собратья», где внук Ирины Прохоровны играл одну из ролей. Я сидела недалеко и  наблюдала, как переживает директор-бабушка, глядя на сцену: она не отрываясь следила за действом, а потом заплакала… И столько в ней было любви к внуку, ко всем этим детям, творившим чудеса на сцене, к Галине Ивановне, к школе, что слёзы закапали и у меня тоже…

Так и надо жить я думаю. Без любви в школу идти нельзя, а уж тем более, возглавлять школу. Да, есть такие директора, которые ответственны за организацию работы «образовательного учреждения», которые обеспечивают качественное образование, подбирают персонал, сотрудничают с родителями, соблюдают все правила и нормы, которые могут быть установлены для этого «учреждения». Наверное, можно быть директором, не испытывая какой-то глубинной страсти к детям, к школе. Для некоторых – это ответственность, обязанность и ничего более. Я видела разных директоров за свои долгие годы работы в разных школах. Для некоторых директорство – это, скорее, больше тяжёлая, изнурительная работа, чем призвание. Но не для нашей Ирины Прохоровны. Я не могу представить кого-то другого на её месте, потому что школа для неё не учреждение, а дом, учителя – не подчинённые, а коллеги, друзья, а её кабинет – не «карательная комната пыток», а место, где каждый, будь то учитель, ученик или родитель, может найти внимание и заботу, строгость и прощение, но главное – любовь и принятие. Для Ирины Прохоровны её работа – это способ сделать жизнь всего сообщества легче, лучше, спокойнее…
И наша «Перемена» - это её детище. Порой, эксцентричное, порой, неразумное, иногда капризное, но мы точно знаем: ЛЮБИМОЕ!

Продолжение: http://proza.ru/2024/02/10/1383