Как правильно формировать речь ребенка

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2024/02/28/518

Развивать речь ребенка нужно начать в раннем возрасте, но вы не заставите говорить ребенка, когда вам захочется, вы можете поспособствовать запуску речи. Не зависимо 5, 6 месяцев или 1 год вашему ребенку, научить ребенка говорить, вы можете разными способами, например:
• Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
• Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня;
• Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
• Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
• Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
• Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
• Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
• Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
• «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
• Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
• Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
• Ставьте малышу детские песенки и сказки;
• Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
• Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
• Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
• Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
• Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
• Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
• Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
• Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
• Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом;
• Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
• Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
• Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
• Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
• Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
• Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
• Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
• Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
• И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Продолжение: http://proza.ru/2024/02/28/531