Речевой негативизм

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2024/02/28/524

Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливает или замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией.
Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.
• В чём проявляется активный речевой негативизм?
Ребёнок демонстрирует плохое поведение, когда родители настойчиво просят повторить слово, которое малыш произнёс. В ответ он может убегать, топать ногой, мотать головой. Конечно, родители радуются долгожданным словам и начинают их требовать, используя такие слова, как «скажи и повтори». Это будет усугублять ситуацию и формировать стойкий отказ от речи. Речевой негативизм может проявляться у ребенка:
— в детском садике на групповых занятиях (например: уход из общего круга детей во время упражнений);
— дома при попытках родителей позаниматься с ребёнком по рекомендации воспитателя, логопеда.
— в драках со сверстниками;
— в укусах взрослого, ровесника, как ответ на то, что не нравится;
— в виде истерик на занятиях с логопедом;

В чем проявляется речевой негативизм?
– Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.
– На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.
– Часто ребенок с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?
В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:
Первый этап: развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими; развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.
Второй этап: обогащение словарного запаса (накопление слов); развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.
Третий этап: развитие монологической и диалогической речи.
Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.
Если ребенок не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.
Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля». Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.
И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком. Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов-названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.
Таким же способом разговариваем с ребенком во время режимных моментов. Главное, он не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
Важное условие: не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».
Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!
На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь ребенок к этому пока просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка. Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.
Ставьте ребенка в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие – используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы ребенок сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

Приемы, помогающие созданию конструктивных отношений с ребенком, комфортной психологической атмосферы в ходе занятий:
1. Общаться с ребенком преимущественно «Я-сообщениями».
Например, «Сейчас от телевизора исходит очень громкий звук, и Я тебя не слышу».
2. Исключить негативные оценки личности ребенка, его результатов на занятиях.
Даже если у ребенка в который раз не получается правильно выполнить задание, можно сказать: «Сегодня ошибок намного меньше, чем в прошлый раз». Как правило, ребенок воспринимает это как похвалу.
3. Принимать эмоции ребенка и делится своими эмоциями: «Меня расстраивает эта ситуация».
• Использовать конструктивные способы поощрения детей и поддержания дисциплины: поощрение за успех в конце деятельности (похвала, наклейка, интересное дело, покупка желаемого и т.п.) и отсутствие поощрения за нарушение правил или нежелание выполнять задание.
• Правильный подбор материала для занятий в соответствии с возможностями ребенка, интересная его подача, смена видов деятельности, использование игровых моментов.
• Создание ситуации успеха.
Лучше дать задание небольшое по объему, но добиться качественного выполнения, затем обязательно похвалить (потом объем и количество заданий можно постепенно увеличивать, в соответствии с возросшими возможностями ребенка). Практически каждое занятие можно заканчивать похвалой ребенка, но не абстрактной («Ты молодец! Хороший мальчик!»), а конкретной – отмечая успехи ребенка на каждом занятии.
• Уметь договариваться с ребенком.
Начиная заниматься с ребенком, можно сразу назвать весь перечень видов деятельности, обсудить их последовательность, а также перспективу получения поощрения за выполненную деятельность.
• Предоставлять ребенку выбор (из возможных вариантов). Например, дети часто выбирают сами рассказ (насыщенный автоматизируемыми звуками) который можно повторять и пересказывать.
Этот путь к настоящей внутренней дисциплине ребенка (которая рождается только из положительной самооценки и сознательного принятия правил) может быть более долгим и сложным, чем типичное «закручивание гаек», но, на наш взгляд, это единственно верное направление. Меняется отношение ребенка к занятиям, начинает проявляется сознательный познавательный интерес, улучшается произвольная деятельность. С помощью вышеизложенных приемов можно добиться доверительных, конструктивных отношений с ребенком, приемлемого поведения ребенка на занятиях, значительного развития эмоционально-волевой сферы, преодолеть негативизм.

Как распознать речевой негативизм на фоне других состояний?
- «Ленивый или нет?»
От родителей часто слышу «Мой ребёнок всё понимает, но не хочет говорить, он ленится». Стоп! Давайте разберёмся!
Запомните! Ленивых детей не бывает! Бывают слабые, истощённые, уставшие, перегруженные, НО не ленивые! Маленькие дети никогда не ленятся делать то, что умеют!
Ребёнок с моторной алалией «не желает» говорить, потому что НЕ МОЖЕТ говорить, и это не лень, это серьёзное заболевание. Думая, что малыш ленится, родители выдвигают непосильные требования к его речи. Так на фоне моторной алалии развивается речевой негативизм.
- «Капризы или речевой негативизм?»
Следует отличать речевой негативизм от обычных детских капризов. Наличие капризов обусловлено высокой нагрузкой на детей с алалией на логопедических занятиях и дома. Это не удивительно! Детям за короткие сроки нужно устранить пробелы по речи и «догнать» своих сверстников. Их возможности снижены из-за слабого функционирования нервной системы. Дети действительно устают. Внимательный логопед, как хороший тренер, должен следить за речевой нагрузкой ребёнка, чтобы не появился отказ от желания говорить.
Определить – негативизм это или просто капризы – достаточно просто.
• В случае капризов ребенок готов позаниматься за награду (конфета, мороженое, поход к любимой бабушке, мультики и т.д.). Его можно мотивировать поощрением.
• В случае негативизма ребенок готов отказаться от всех радостей и принять любое наказание вместо того, чтобы говорить.
- «Речевой негативизм или мутизм?»
Речевой негативизм важно отличать от элективного мутизма.
Психиатры отмечают, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Данное заболевание встречается не часто. Чаще всего в тех семьях, где некомфортный психологический климат.
Элективный (селективный) мутизм — это тревожное расстройство, которое приводит к тому, что дети перестают говорить в определенных социальных ситуациях.
Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.
• При речевом негативизме ребёнок сознательно отказывается говорить при давлении на него со стороны, например когда просят об этом.
• При мутизме это происходит не сознательно, на фоне невротических расстройств, сильном стрессе.
• Распознать мутизм может только специалист: психиатр, логопед. Терапия, в случае мутизма, должна быть направлена на то, чтобы устранить социальные фобии, а также тревожно-депрессивное состояние.
Хочется добавить, что у ребёнка с алалией может появиться речевой негативизм  в случае если:
- завышены требования к речи ребёнка воспитателями, родителями;
- ребёнку больше 4 лет, и он понимает, что ему трудно говорить, общаться, и при этом ещё не получает логопедическую помощь;
- не соблюдает режим дня, перегружен дополнительным посещением кружков;
- депрессия у мамы;
- логопед неправильно выбрал метод работы с таким ребёнком. При коррекционной работе по устаревшей моторной концепции может развиваться речевой негативизм. При правильном использовании языковой концепции этого не происходит.


Продолжение: http://proza.ru/2024/02/28/536