Церковь и мир Церковь и люди...

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2021/09/21/1726

Церковь и мир: Церковь и люди с ограниченными возможностями

ВЛАДЫКА: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Вести ее мне помогает обозреватель Иван Семенов.
СЕМЕНОВ: Здравствуйте. Свои вопросы митрополиту Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата задавайте на сайте нашей программы «VERA.VESTI.RU».
ВЛАДЫКА: Мы решили посвятить эту передачу теме «Церковь и люди с ограниченными возможностями».
СЕМЕНОВ: Владыка, тема убогих, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, как сейчас принято говорить, — это одна из тем Евангельской проповеди. Сейчас у нас Церковь не так, мне кажется, относится к инвалидам, как это было во времена Христа, и как к этому призывал делать Господь. Почему это так?
ВЛАДЫКА: Мне кажется, что тема инвалидов – это, вообще, очень важная тема для Церкви. Кстати, хочу отметить, что среди наших телезрителей есть инвалиды, которые нам пишут, благодарят за передачу, задают вопросы. Я думаю, что люди с ограниченными возможностями должны быть предметом особой заботы Церкви, потому что они особенно нуждаются во внимании. Конечно, всякий человек нуждается во внимании. Но люди, которые лишены того, что есть у других каких-то очень важных функций и способностей, конечно, требуют особой заботы. Нельзя сказать, что Церковь о них не заботится особым образом. Сейчас даже создаются, например, приходы для глухонемых, приходы для слепых, различные возможности катехизации и обучения. Но вы правы в том, что далеко ни в каждом храме есть, например, пандус для инвалидной коляски, для того, чтобы человек, который не может передвигаться самостоятельно, мог бы без посторонней помощи зайти в храм или подняться на второй этаж храма. Здесь, конечно, нужно проявлять больше заботы и следовать также и европейским стандартам. Я помню, когда мы реставрировали православный собор в Вене, нас просто обязали поставить средства для того, чтобы инвалид мог подняться на второй этаж.
СЕМЕНОВ: Причем, не церковные власти, а городские, наверно?
ВЛАДЫКА: Не церковные, а городские власти. Может быть, мы и сами до этого додумались, а может быть и не додумались бы. А городские власти обязали. Мне кажется, что очень важно, чтобы в каждом приходе заботились об инвалидах, и чтобы существовали такие средства, которые помогали бы им приходить в храм.
СЕМЕНОВ: Владыка, мне одна верующая женщина, которая не хотела бы, чтобы я называл ее в эфире, — мать ребенка, больного аутизмом, рассказывала, что в храме ее сына, который иногда непроизвольно вскрикивает, постоянно шпыняют, говорят «выйди, не мешай богослужению», «чего ты его сюда водишь?». Вот эта проблема очень серьезная, мне кажется. Потому что, с одной стороны, мне кажется ужасным выгонять из храма больного ребенка. Но, с другой стороны, он ведь действительно нарушает ход богослужения таким образом. Вот, что вы могли бы сказать по этому поводу?
ВЛАДЫКА: Я думаю, что всякий человек, который приходит в церковь является даром Божьим для нас. Если этот человек нарушает спокойное течение нашей молитвы непроизвольно, в силу какой-то болезни, то мы должны принять, каждый священник и каждый приход должен принять это не просто как крест и как наказание, а как дар Божий. Мы из церкви выводим только людей, которые безобразничают сознательно или которые пришли в состоянии алкогольного опьянения. А если это больные люди, если это люди, так сказать, не совсем адекватные, люди умственно отсталые, которые себя как-то по- особому ведут, то с этим нужно смиряться. Таких людей нужно принимать как полноценных членов церковной общины. Потому что они ничем не меньше заслуживают внимания и любви, чем другие члены общины.
СЕМЕНОВ: Мы попросили нашего корреспондента сделать материал о некоторых специальных приходах, организованных для людей с ограниченными возможностями в нашей церкви. Давайте его посмотрим.
СЕМЕНОВ: Владыка, вот что делается в нашей церкви, чтобы такого рода опыт у нас появлялся и развивался?
ВЛАДЫКА: Но вот уже кое-что делается, но делается еще, конечно, в недостаточной степени. И отчасти это связано и со стесненными материальными возможностями Церкви, о чем мы говорили в одной из наших передач. Что делается? Создаются приходы для глухонемых, где по ходу литургии священнослужитель или специально поставленный мирянин знаками объясняет людям, что происходит. Создаются приходы или общины для слепых. Есть детские приюты для детей с ограниченными возможностями, которые курирует церковь. И вообще, очень часто приходы шефствуют над детскими интернатами, над домами, где живут инвалиды. Это очень распространенная практика и она сейчас расширяется. Потом, сейчас ведь существует очень много приходов или церковных общин, которые одной из важной составляющей своей деятельности делают как раз благотворительность. Вот, например, Свято-Димитриевское сестричество в Москве, или Марфо-Мариинская обитель, или многие другие. Существует в церкви Отдел социального служения и благотворительности. И вот Священный синод на последнем заседании принял решение возвести председателя этого отдела в сан епископа, что, конечно, придает особую значимость этому отделу. И показывает, что Церковь уделяет особое внимание именно вот этой благотворительной и социальной тематике. Церковь не может заниматься исключительно духовным окормлением людей, потому что человек состоит не только из духа и души, у него еще есть тело. Конечно, церковь не может принять на себя функции врачей и больниц, медицинских заведений. Но эти сферы окормления очень тесно соприкасаются. И очень трудно бывает иногда отделить, где, собственно, заканчивается пастырское душепопечение, то есть попечение о душах людей, а где начинается просто забота о людях, включая и заботу об их материальном благосостоянии, об их здоровье.
СЕМЕНОВ: Владыка, вот интересный вопрос о том, насколько жизнь инвалидов в Церкви может быть упрощена с помощью роботизации. Вот у нас есть сюжет о том, как вместо мальчика больного в школу будет ходить робот, а мальчик им будет полностью управлять. Давайте посмотрим.
Сюжет. Робот в школе
Можно ли находиться одновременно и дома, и в школе? Третьеклассник Егор говорит: можно. Вот так:
Егор, ученик 3 класса: «Вот этими я управляю телом, а этими – головой…»
Поход в школу занимает несколько минут: он включает компьютер, запускает специальную программу, и вот он уже в классе. Его двойник — робот — отъехал от зарядной платформы, занял свое место и готов отвечать. Голосом Егора.
Егор не ходил в школу два года — после операции по пересадке почки иммунитет мальчика ослаблен и ему нельзя находиться а местах большого скопления людей. Но занятия на дому не могут заменить присутствия в классе.
Александр Федоринов, отец мальчика: «Егор стал лучше учиться. Он наблюдает за тем, как учатся другие дети. И сам подтягивается. Учительница его хвалит… Он почувствовал себя частью коллектива»…
Егор видит и слышит все, что происходит в радиусе 10 метров от робота. А еще он может ответить на вопрос учителя, подойти к доске и даже выехать на перемену. Погружение в школьную атмосферу — полное.
Людмила Калинина, директор «Школы здоровья» № 738: «В школе есть дети-инвалиды, которые обучаются на дому. Благодаря этому роботу у нас полное присутствие в школе – ребенок разговаривает, катается, общается. Ему могут задавать вопросы, он может отвечать».
Одноклассники рады, что Егор вернулся — теперь и уроки, и перемены стали интереснее. На переменах в 3-б аншлаг — на робота приходят посмотреть со всей школы. Говорят, благодаря новому ученику, даже посещаемость повысилась.
Ольга Глущенко специально для программы «Церковь и мир».
СЕМЕНОВ: Владыка, в какой мере такой опыт мог бы быть применен для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли посещать, например, богослужения? Может ли прийти на службу, вот, мальчик в лице такой вот машинки, такого робота и, например, участвовать в богослужении?
ВЛАДЫКА: Я думаю, невозможно, конечно, заменить личное участие в богослужении присутствием какого-то робота. Но помимо робота ведь существуют и другие современные средства коммуникации, такие как, например, видеоконференции. Когда тот же самый ребенок может сидеть перед экраном, видеть то, что происходит в классе или то, что происходит в храме, как-то в этом участвовать. Ведь задают часто и такой вопрос — зачем показывать по телевизору богослужение, когда люди должны ходить на богослужение лично? Но дело в том, что некоторые люди просто не могут лично пойти на богослужение: престарелые, инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Для них и существуют такие средства. Но ими невозможно полностью подменить личное общение. Если ребенок неподвижен, может быть, иногда он может и смотреть службу по телевизору. Но все-таки его нужно приносить в храм, его нужно причащать. Должна быть его личная встреча со священником, с атмосферой богослужения. Этого заменить ничем невозможно. Поэтому никакие роботы не смогут заменить человеку то личное внимание, которые люди здоровые должны оказывать людям с ограниченными возможностями. Может быть легче оплатить робота, который будет все делать вместо того, чтобы человек заботился о человеке. И труднее нести этого ребенка на руках или, если взрослый человек, катить его в коляске. Но мне кажется, что личное участие все равно абсолютно необходимо и никакая роботизация или электрификация не заменит этого личного участия. Также как никакое виртуальное присутствие на богослужении не заменит реального присутствия.
Дорогие телезрители на этом мы заканчиваем нашу передачу. И я хотел бы напомнить вам слова апостола Иоанна Богослова: «Любящий Бога должен любить и ближнего своего». А апостол Павел напоминает нам: «Вы сильные, немощи немощных носите, а не себе угождайте». Всего вам доброго. И да хранит вас всех Господь!

_______________
Церковь и мир: Церковь и люди с ограниченными возможностями // Милосердие.ru
Продолжение: http://proza.ru/2024/03/01/611