"Наука логики" -- это учение о происхождении и развитии основных философских понятий, т. н. категорий. То есть Гегель поставил вопрос, откуда берутся эти категории. Иными словами: с чего начинается наука, наука как таковая, наука наук, которой он полагал логику.
Первым придумал категории Аристотель. Но он никак не обосновал, откуда он взял и зачем они нужны эти 10 основных понятий мышления: "пространство", "время", "количество", "качество", "необходимость" и т. д. Без них невозможны никакие мышление, философия, науки. Хотя восточные культуры прекрасно без них обходятся.
За 2000 лет после этого изобретения так никто и не брался за ответить на этот вопрос, хотя сами категории рассматривались многократно, тщательно и не всегда безрезультатно. Скажем, весьма плодотворно над категорией "причинности" поработал Юм.
Первым здесь внес ясность Кант. Категории по Канту, это врожденные понятия рассудка, с помощью которых он образовывает суждения, доставляемые ему чувственными восприятиями в пространственно-временной форме. Откуда они в рассудке, об этом Кант не пишет. Они свойства рассудка от природы, от папы с мамой, от бога. Такова уж природа человека и баста.
Более подробно проблему попытался рассмотреть Фихте. Он исходил из декартовского принципа "я мыслю, следовательно я существую", модифицированного у такого активного и напористого человека, каким философ был в жизни в "Я есмь", и баста. Так возникает первая категория "единство", ибо Я всегда и во всем Я.
Но Я не может действовать сам по себе. Ему нужна и опора для развертывания себя и сопротивление материала. Так возникает, а может, и порождается этим Я не-Я, читай природа. Вот у нас уже вторая категория "противоречие".
Ну Я и не-Я, как водится, начинают бодаться друг с другом. Я действует, не-Я сопротивляется, из этой борьбы появляется нечто новое. Вот и третья категория "синтез".
Гегель уцепился за эту мысль, преобразовав её в закон единства и борьбы противоположностей. Но это ещё не начало. А начинать нужно с начала, каковым является Ничто. Оно же чистое бытие.
О НИЧТО
Рассматривать всю логику Гегеля автор данной миниатюры не собирается. Задача скромнее: объяснить на пальцах некоторые, наиболее часто встречающиеся понятия Гегеля. При этом сразу предупреждаю: объяснения кривоватые, и их задача скорее навострить читателя на Гегеля, чем объяснить его. Понять его, во-первых, всё равно невозможно, можно лишь почувствовать. А, во-вторых, никто всё равно не в состоянии растолковать немца, и менее всего он сам, путаный и многословный.
Вот что такое "ничто"? И наша мысль и наш язык невольно Ничто сопрягают с Нечто. Мы говорим, допустим, "ничего нет". И сразу же думается: а чего это ничего? У нас, как говорил Жванецкий "чего только может не быть? У нас всего может не быть". Но в том-то и дело, что Ничто это не только отсутствие вещей, но и отсутствие понятий о вещах.
Здесь я привожу для себя такой пример. Вот жили люди до 19 века, не тужили, не знали ни о каких атомах, и уж точно ни об электронах, ни о протонах, а тем более о бозонах. Их просто не было в природе. И не потому, что ещё не были открыты, а потому что не было понятия о них. А как только появилось понятие, так они тут же повылазили на свет божий невесть откуда и стали творить черти что. Это очень трудно себе уяснить, но если хочешь хоть что-то понять в философии и науке, нужно зарубить себе на носу: пока нет понятия о вещах, вещи не существуют. Здравый смысл, которым мы руководствуемся в обыденной жизни и который учит нас обратному ("есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам"), в философии не катит.
Другой вопрос, как это так: чистое бытие и чистое ничто -- это одно и то же? Да очень просто. Гегель поднимает хвост на несовершенство языка, в частности такой его формы как суждение. "Человек -- это животное". В этом суждении понятие "человек" полностью поглощается понятием "животного". Или наоборот: понятие "животное" как более общее поглощает понятие "человек". Типа, в человеке нет ничего такого, чего бы не было в животном.
Но ведь, кроме человека под определение животного подходят и звери, и птицы, и даже микробы. А с другой стороны, "человек" со всеми своими потрохами вылезает за рамки понятия "животного". Ну хотя бы у него есть душа, которой животные, по крайней мере, многие из них, лишены.
Поэтому Гегель настаивает, что в самом понятии должно быть заложено противоречие, что сама форма суждения ограничивает связываемые им понятия. Чистое бытие и Ничто (чистое Ничто) -- это одно и то же, поскольку они лишены определенности, но они и не одно и то же. Ничто -- это одно, а бытие это нечто иное по отношению к Ничто.
Сам Гегель отожествляет Ничто и чистое бытие с первобытным Хаосом древних греков, с нирваной, где всё находится в смешанном, а точнее в неразобранном состоянии, и откуда всё и возникает.
Можно ещё долго барахтаться с этим всё и ничто и ни к чему ни прийти, но разъяснить проблему взялся Карл Маркс и не просто разъяснить. Маркс ввёл противоречие в понятии в научный оборот, что автор уже показывал на примере товара, труда и других категорий политэкономии.
О КАЧЕСТВЕ
Ничто неизбежно переходит в Нечто. В отличие от Ничто, как неопределенного чистого бытия, нечто это уже определенное бытие. Чистая определенность, лишенная каких-либо признаков. И опять пример. Вот на работе вышла разнарядка: на субботу выделить 20 человек на уборку территории или там на демонстрацию. А в организации, допустим, 200 человек.
Чем отличаются выделенные 20 от 180 невыделенных? Ничем. А если и отличаются, то для их выделения это не имеет никакого значения. Что выделенные, что невыделенные просто единицы, без вкуса, цвета и запаха. Но выделенные это уже определенное качество. Определенное именно тем, что они выделены. Теперь уже Ничто превратилось в Нечто, а этому Нечто противостоит не Ничто, а 180 невыделенных единиц, или философским языком Иное.
Но иное и нечто -- это два определённых качества, одно тем, что его единицы выделены, а другое тем, что не выделены. (Понятно, что в момент выделения качества из Ничто никаких единиц быть не может, ибо единицы это уже количество, а от образования качества до образования количества дистанция огромного размера).
Теперь представьте себе ситуацию, что эти 20 субчиков не явились на демонстрацию. Таким образом организаторы вместо Нечто получили Ничто. Но это уже не то Ничто, которая и Хаос тебе и нирвана, то есть неопределенное Ничто. Это ничто определенное, которому противостоит Нечто. В данном случае ничто -- это несознательные граждане, которые противостоят "нечто", т. е. самим же себе, но сознательным, то есть если бы они, как положено, явились на демонстрацию.
Один момент. "Из Ничто естественным образом возникает Качество". Где возникает, как, когда? А в мысли, при движении мысли. Нужно уяснить себе, что диалектика Гегеля относится только к мышлению и его законам. Законам, по которым происходит развертывание системы логических категорий, но никак не к сермяжной правде жизни.
О КОНЕЧНОМ И БЕСКОНЕЧНОМ
Пожалуй, никто так глубоко не продумал диалектику конечного и бесконечного как Гегель. Он рассматривается эту сладкую парочку под разными углами. Приведу лишь три аспекта этой диалектики
1) Бесконечное есть потустороннее конечного: обжитый, обитаемый мир и неизведанное пространство за его пределами. Таковы представления о мире у жителей замкнутых пространств, чаще всего деревень. Они живут своим маленьким мирком, где всё знакомо, близко, понятно. А за привычными с детства пашней, лугами, рощами начинается безграничный, неизведанный, враждебный мир.
2) Бесконечное над или под конечным: конечное -- это наличное бытие, реальная жизнь, бесконечное же признается абсолютным, недостижим, вечным -- царство идеального, божественного к примеру. В обиходе под конечным понимают бренное, преходящее, под бесконечным жизнь вечную, неизменную.
3) Бесконечное и конечное неразрывно связаны, они лишь моменты одного и того же и чередуются, как чередуются причина и следствие (с 217).
Конечное не только изменяется как нечто вообще, оно стремится выйти за свои пределы и потому преходит. Час его рождения -- есть часть его смерти. Растение, семья, культура (античная, средевековая) зарождаются, развиваются, достигают зрелости и умирают. Конечное возникает из бесконечного и в бесконечном оно же и исчезает, растворяется, распадается. Но также и переходит в иное.
В этом смысле конечное и бесконечное это одно и то же, но его разные моменты. Одно переходит в другое и так они взаимно чередуются.
Примерный аналог семья и человечество. Семья живёт в себе и для себя. Ей нет дела до всеобщего, до государства, до человечества. Она как бы олицетворяет конечное. Точно так же всеобщее, например, государство существует само по себе, и ему нет дела до семьи. Отдельные семьи -- это всего лишь единицы, все похожие друг на друга и отличающиеся лишь порядковым номером.
Но это на первый взгляд. Государство и семья тесно взаимосвязаны: переходят одно в другое. Государство вторгается в семью самым грубым образом, допустим всеобщая мобилизацией во время войны, и вынимая из семьи кормильца, разрушает семью. Но и сама семья постоянно выходит за свои пределы в бесконечное, в государство в нашем примере: какие-нибудь олигархи подчиняют своим частным интересам общественное достояние
МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250