II. Будда и Христос - сходство и различие судеб

Сергей Горский Москва
                Часть II. РАЗЛИЧИЕ


                БУДДА ШАКЬЯМУНИ

Согласно канону, принц  Сиддхартха из рода Шакьев родился в знатной царской семье в предгорьях Гималаев за 5 с половиной столетий до рождения Спасителя. Царевич из знатного рода с малых лет впитал представления об изначальном и вечном круговороте мира и жизни под названием «сансара».

Принц Сиддхартха жил в своём прекрасном дворце, наслаждаясь всеми благами жизни,   любуясь красотами сада и величием Гималаев, в мире и согласии с красавицей женой Яшодхарой аж до 29 лет. Воспитывал малолетнего сына по имени Рахула. Престол будущего царя (или  раджи) ему был дарован по праву рождения. Никто на  его право престолонаследия не покушался. Но в возрасте 29 лет он сам, добровольно, принимает решение оставить дворец, покинуть семью, отказаться от царского престола и принять аскезу.

Что его к этому подвигло? Предание утверждает, что отец принца всячески оберегал его от того, чтобы юноша вместо красот жизни во дворце, великолепия царского парка и величественных  снежных вершин мог увидеть изнанку человеческой жизни. Но когда-то это случилось. То ли слуги не досмотрели, то ли ещё что, но как-то раз царевич покинул дворец и увидел дряхлого, беспомощного старика, прокажённого, покрытого ужасающими язвами, труп, приготовленный для сожжения, и монаха-отшельника. Увидел старость, болезнь, смерть, то есть то, что олицетворяет страдание. Увидел аскета, который стремится победить это изначальное и вечное страдание. В один миг  жизнь перевернулась.

А могут ли царская власть, царские почести, царское богатство, царские регалии спасти от старости, болезни, смерти, от всего того, что причиняет страдание? Царевич отказался от царского престола и решился бежать из дворца, чтобы познать истину в рубище аскета, так как понял сразу, что цари не властны над природой, никто из них не может избежать смерти, никто не застрахован от болезни, никому не избежать старости и дряхлости (если только не умереть молодым).

Улучив момент, он велел верному слуге седлать своего любимого коня, полный душевного трепета заглянул на прощание в покои любимой жены, которая крепко спала с новорождённым сыном, вскочил на коня и вместе со слугой поскакал прочь из дворца. На берегу реки Аномы, за которой начинались чужие края, он остановил коня, спешился, срезал свои длинные волосы и отдал их слуге, попросив передать их жене. Они расстались и началось «Великое Отправление». В лесу Сиддхартха встретил нищего, одетого в рубище, и предложил ему поменяться одеждами. Бедняк очень удивился, но возражать не стал.  С собой бывший принц и нынешний нищий взял только жёлтый охотничий плащ, чашу, нож, иглу, пояс и сито.

Гаутама вёл жизнь странствующего аскета 6 лет: постился, истязал плоть, общался с брахманами, мудрецами и странствующими аскетами на философские темы, пытаясь понять суть жизни и осознать самое главное — что нужно сделать, чтобы избежать вечной юдоли страдания, пламенем которого охвачен мир. Так проходили год за годом, но всё безрезультатно, всё всуе, пока не случилось главное событие в его жизни — Пробуждение (Бодхи).

Разочаровавшись в  словоблудии и схоластике философов различных школ и сект, в бесконечных спорах ни о чём, в сумятице мнений и войне идей, как-то раз он сел под баньяновое дерево, получившее впоследствии в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения» (Бодхи), и дал клятву, что не сойдёт с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину.

Сказано — сделано! Погрузившись в глубочайшее внутреннее созерцание, отражая атаки тёмных сил сознания, отвергая земные искусы и соблазны, он достиг наконец истины о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и о пути, ведущем к прекращению и Освобождению от страданий. Затем он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения. Всё глубже и глубже, в те глубины психики, на которых часть становится Целым, а микрокосм —  макрокосмом. И вот — свершилось! Перед его мысленным взором засиял свет нерушимого покоя Нирваны, Великого Освобождения!

«Здесь Сиддхартха вошёл в состояние транса (самадхи) Океанического Отражения, когда его сознание уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь неподвижных вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробуждённый, Просветленный (санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться», что абсолютно неудивительно, поскольку русский язык, как и санскрит, наряду с латынью, немецким, литовским и многими другими славянскими, германскими, романскими и т.п. языками, относится к индоевропейской языковой семье). И больше уже не был он принцем и наследником престола, строго говоря, не был он больше и человеком, ибо люди рождаются и умирают, а Будда пребывает превыше и жизни, и смерти» (Е.А. Торчинов «Введение в буддологию»)

Он обрёл истинное Знание и преодолел бесконечный бег колесницы сансары, неумолимой круговерти жизни-смерти! Семь дней он пребывал в этом блаженном состоянии плеромы (полноты бытия), безграничной Свободы и истинного Знания, а на восьмой день, выйдя из транса Океанического Отражения, отправился к городу Бенаресу, где в близлежащем Оленьем Парке произнёс свою первую, самую знаменитую Бенаресскую проповедь. Оставшиеся 45 лет своей жизни он нёс своё понимание спасения своим ученикам и последователям.

В возрасте 80 лет он умер, и после смерти физического тела совершил Большой переход в нирвану (Махапаринирвана) теперь уже окончательно, раз и навсегда. В буддизме этот день является праздничным! Они отмечают день Махапаринирваны. (Вам это ничего не напоминает? Например, праздник христианской Пасхи?)


                ИИСУС ХРИСТОС

Спустя почти 5 веков после смерти Будды Вифлеемская звезда привела волхвов к яслям для скота, в которых раздался крик новорождённого. Согласно двум евангелиям, младенец родился в священном для иудеев городе Вифлееме, отстоящем от места рождения принца Сиддхартхи на 5 тысяч  километров.

Его родители — отец Иосиф и мать Мария — назвали младенца Иегошуа, что означает по смыслу «приносящий спасение от Бога» и подразумевает особую ответственность — исполнять то, для чего они были посланы Богом/Иеговой.

Отец младенца был плотником, хотя кто-то утверждает, что плотник означает скорее строителя, так как в Иудее было гораздо больше камня, чем дерева для строительства. Кто-то склонен видеть в отце младенца пророка, так как плотники в то время якобы подрабатывали гаданием.  А кто-то, и это подавляющее большинство людей, считает, что отцом младенца был не плотник, не строитель, не пророк и вообще не человек, а Святой Дух и Отец Небесный.

Итак, по преданию, высшие силы принимали самое непосредственное участие и в судьбе Иегошуа, и в судьбе Сиддхартхи. Но один родился царевичем и сам добровольно отказался от царского сана, чтобы принять аскезу и заняться поиском истины и освобождения от страдания.

Другой, опять же по преданию, был рождён в семье простолюдинов, но непосредственно от Отца Небесного. Да и земное его генеалогическое древо якобы восходит к древнейшему, благороднейшему, царскому роду, ведущему начало от легендарного прародителя иудеев Авраама и  Израильского царя Давида. Чтобы с ним ознакомиться, достаточно открыть первую главу Евангелия от Матфея и прочитать «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова»  от «Авраам родил Исаака» до, спустя 40 колен, «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

Правда, если исходить из богословского догмата о непорочном зачатии, то земное генеалогическое древо скорее описывает не родословную Иисуса Христа, а родословную условного отца Иисуса — плотника Иосифа, который не имеет ни малейшего отношения к фактическому  Отцу Небесному — Святому Духу:

            «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом,
             прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого» (Ин. 1:18).

Библия полна логических противоречий,  на которые церковь традиционно закрывает глаза. Сказав "А" о происхождении Спасителя от Святого Духа, вочеловечившегося и выношенного девой Марией, церковь, по логике вещей, должна была бы сказать "Б" о происхождении девы Марии. Вместо родословной девы Марии и происхождения Святого Духа даётся родословная фактически отчима  канонического Иисуса. Но и это ещё не всё.

Тот же самый канон, который утверждает происхождение Иисуса от Святого Духа, фактически распространяет это утверждение не только на Спасителя, но и на всех остальных людей:

             «Не знаете ли вы, что тела ваши суть храм Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор. 6:19).

По этой идее, все люди являются плодами Святого Духа, а папа с мамой только материальные, органические посредники в процессе овеществления, материализации Духа в плоть и кровь. То есть все мы — братья и сестры во Святом Духе, нашем истинном прародителе.

Идём далее: от рождения к взрослению.

Где был, что делал Иегошуа первые 30 лет своей жизни, известно мало. Вроде бы был вместе с родителями в Египте, спасаясь от гнева царя Ирода, повелевшего истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев до двух лет. Потом вернулся на свою историческую родину — в крошечное царство Иудея, ставшее в 6 году нашей эры частью римской провинции Сирия. Жил и постигал истину и тайны жизни, пока в возрасте 30 лет не крестился в водах священной реки Иордан. С этих пор начинается его новая жизнь — жизнь пророка и учителя, жизнь не признанного иудейским судом-синедрионом «царя Иудейского». Так, во всяком случае, утверждают всё те же евангелия, описывающие его земную жизнь и всеми правдами и неправдами пытающиеся утвердить его царское происхождение. Хотя сам Иисус утверждал:

           «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36).

Интрига вокруг его царского происхождения проходит красной нитью через евангелия, описывающие жизненный путь Помазанника. Согласно этим евангелиям, он-то и есть царь Иудейский, а значит, тот Мессия, Помазанник Божий, которого так ждали в то время в Иудее. Как царя Иудейского его якобы  встречали простолюдины при въезде в Иерусалим. Именно его претензии на царский трон крошечной Иудеи привели его в конечном счёте к распятию и казни на кресте вместе с двумя разбойниками. Так утверждают 3 синоптических евангелия.

Но об этом ли книга Апокалипсиса, Откровения Иоанна Богослова? Там обо всех этих событиях нет ни слова. Зато говорится о трёх (!) последовательных воскресениях: сначала некоего «Агнца закланного», затем — 144 000 праведников для тысячелетнего Царства Христова (не об этом ли «Царстве не от мира» сего и идёт речь?), а в конце мира, в момент светопреставления — всех остальных для Высшего Суда.

Однако вернёмся к жизнеописанию Сына Бога. Так что же двигало вперёд Иегошуа, что превратило его в Иисуса Христа — не только в признанного пророка, но и в Мессию, Помазанника и Сына Божьего? Желание царского сана как законного наследника царя Давида в малюсеньком царстве, которое было отдалённой провинцией могущественной Римской империи? Тогда он — полная противоположность принцу Сиддхартхе, добровольно отказавшемуся от царского сана. Несмотря на то, что оба родились, по преданию, от Святого Духа и в результате непорочного зачатия. Или всё-таки он пришёл, чтобы унаследовать престол не земной, а небесный? Об этом прямо и недвусмысленно говорит в Откровении сам Помазанник:

                «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
                как и Я победил  и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

И тут под Отцом уже без всяких аллегорий и метафор имеется в виду именно Отец Небесный, Творец и Вседержитель этого необъятного Мира, а не Иосиф из Назарета. А под царством — весь Мир, Космос, небо и земля!

Мудрец из рода Шакьев не упоминал в своей проповеди имени своего отца: ни земного, коим был царь Шуддходана, ни небесного. Не упоминал по той простой причине, что никакого Небесного Отца, в отличие от Иисуса, у него не было. Буддизм является религией без Бога!!!

Над этим фактом немало дивилась западная философская и религиозная мысль. Религия без Бога — это всё равно, что океан без воды, пустыня Сахара без песка, космос без звёзд. Так, может, это и не религия вовсе? А тогда что?


Продолжение следует: http://proza.ru/2024/04/29/188


           29 апреля 2024 года