Казалось бы, извечная тема, подобна любви. Нет конца и края ее описания и количества примеров, ее описывающих.
Как ни удивительно, но эти два понятия выражены в нашем языке отдельными буквицами: «Добро» и «Sело». То есть это, по сути, азбучная истина. (смотри «Буквица Д» http://proza.ru/2022/11/24/559 и «Буквицы, обозначавшие звук [З]»).
Так, что же они не поделят? Само слово «борьба» по слоговому составу обозначает БО-РЬ-БА: начинаем с последнего слога, он же ударный.
БА – середина, половина, равновесие (смотри «Слог БА» http://proza.ru/2022/11/04/953 );
БО – большее или божественное (смотри «Слог БО» http://proza.ru/2022/11/12/1035 );
РЬ=РЕ – поток, речение (смотри «Слог РЕ» http://proza.ru/2024/06/17/1425 ).
Итак БОРЬБА – это равновесное состояние преобладающего потока. Результатом борьбы всегда является победа преобладающего над меньшим. Единственным смыслом борьбы является то, что до начала борьбы из двух неизвестных выясняется большее или сильнейшее.
Процесс борьбы не существует сам по себе. Его должен кто-то инициировать или спровоцировать. Это возникает в результате желания выяснить это самое преимущество. Желание, согласно слогу «ЖЕ», возникает у ЖИвого. Именно борьба за выЖИвание и есть движущая сила развития в мире. Так вот в нашем вопросе, как мы можем слышать этот вопрос с давних времен – это борьба «Добра со Злом». Именно «ДОБРО» борется, а «ЗЛО» как бы существует само по себе и попросту отбивается от «ДОБРА». Ни где и никогда я не слышал, что «ЗЛО БОРЕТСЯ С ДОБРОМ».
Давайте же предметно разберемся с этими образами: «ДОБРО» и «ЗЛО».
ДО-Бъ-РО:
РО – радиус описанный, как величина нашего познания, все что мы можем описать (смотри «Слог РО» http://proza.ru/2023/07/03/552 );
ДО – предел ДО которого Доходим (смотри «Слог ДО» http://proza.ru/2023/07/03/588 );
Бъ=БО - большее или божественное (смотри «Слог БО» http://proza.ru/2022/11/12/1035 );
ДОБРО – предел большего в радиусе описанном. Вот представьте, что вы живете в домике в безлюдном месте, наподобие Робинзона Крузо. Вы изучили все окрестности ДО какого-то предела, что и называется Радиус Описанный. Потому что все это вы можете описать. Находя в пределах этого радиуса разные предметы, вы понимаете, как с пользой можно их использовать. И все, что потенциально получило с вашей точки зрения статус полезного, хотя бы потенциально, было названо «ДОБРОМ». Вот так человек обрастает добром на одном месте. И эти предметы следует считать добрыми, поскольку от них есть добро или польза. Точно такой же статус получит ваш сосед, который помогает вам в ваших трудах и проблемах, то есть полезный человек. Потому, что он приносит пользу, не требуя ответной платы, вы присваиваете ему статус «ДОБРЫЙ». Это подобно тому, как вы приспособили для своих нужд предмет, который стал добром, и вы не тратите на него какие-то свои ресурсы. И если вы проявите ответно такое же отношение к соседу, то ваши отношения будут называться добрососедскими или попросту добрыми.
Порой слово «ДОБРЫЙ» применяется в качестве прилагательного, описывающего не только полезность, но и превосходную ее степень. Кузнец поднял добрый молот. Это как бы говорит, что было несколько молото, а этот самый добрый.
Таким образом мы получаем понимание добра через мыслительный анализ применения конкретного предмета или человека и их свойств. То есть «ДОБРО» само по себе не существует. Оно возникает как положительный вывод относительно полезности в жизни именно человека, делающего это вывод.
Зло, согласно современной энциклопедии— нормативно-оценочная категория морального сознания, характеризующая отрицательные нравственные ценности. Противоположная понятию «добро» категория этики. Обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба и страданий.
Как мы видим, что это тоже оценочная характеристика и не более. Причина зла в людях – это их непонимание или та грань которую они не могут или не хотят переступить.
Слово «ЗЛО» появилось из названия буквицы «S;ЛО». В приведенной в начале вырезки из «материалов для словаря древне-русского языка по письменным памятникам» труд И.И. Срезневского. Издания отделения русского языка и словесности императорской академии наук 1893 г.
«Зело – название буквы S: - злобу всяку, и злое, и злыхъ пиши З;лом. Алф. XVII в.»
Как и указано в смысловом образе буквицы «ЗЕЛО» — это сверх и очень. Так вот вернемся к нашему домику и радиусу описанному. Подойдем к дальнему его пределу и попробуем заглянуть за ту линию, что начертил нам этот радиус. Вот там находится то самое не исследованное, потому и не понятное. И как только мы выйдем за радиус описанный, то мы сразу его увеличим на ту величину нашей смелости, на сколько мы готовы погрузиться в неизведанное. А если вы сопоставите бесконечный космос с тем радиусом ваших знаний, то поймете его большесть или свою мизерность относительного того «ЗЕЛО», что нас окружает. Вот поэтому мы с нашим пониманием мира и не сопоставимы по размерам с самим миром. Вот поэтому мы со своим желанием «ДОБРА» боремся с этим «ЗЕЛО». И воспринимаем мы только то, что освещено светом. (смотри «Что такое СВЕТ» http://proza.ru/2024/03/03/846 ). Поэтому наша планета, а точнее наше место под солнцем, где мы видим и ведаем, борется с темнотой космоса. Отсюда борьба «добра и зла» — это борьба «света и тьмы». А присваивать этим двум сторонам лики Бога и дьявола – это удел сказочников.
Так что борьба «ДОБРА И ЗЛА» — это процесс познания мира. Когда наше малое ДОБРО доказывает свою большесть, свою Божественность. Об этом я говорил в описании слога «БО». На столько мы малы по сравнением с Богом, как наше понимание Родины и весь космос.