Павел Артемьев пишет:
Сейчас вот "завис" на чтении и слушании мастеров Дзогчен, как ты относишься к этой линии?
Александр Клейн:
Хорошо отношусь, ничего о ней не знаю.
Павел Артемьев:
Правда не знаешь?) просто очень сложно представить, что ты совсем ничего не знаешь про тибетский буддизм, а там дзогчен он как бы это... Как чань что ли? ...Как мгновенное непосредственное прозрение "природы ума", что, как я понимаю то же самое, что "основа сознания" в чань. ...Неправильно понимаю, конечно!)))
Александр Клейн:
Ну, знаю, конечно, — основное. Но детали, частности, последние 100-150 лет не знаю, не обращал внимания. Далай-лама — добрый человек, и достаточно. Это, конечно, не чань, дзен, — это хорошая, добрая религия, возникшая на основе "буддизма", т.е. уже не на основе Учения Будды, а на основе "религии", в которую за 1000 лет люди превратили "Учение, которое не-учение" Будды.
О том, как это начиналось, и как Тибет отверг чань и принял простой буддизм — мое произведение "Битва за Тибет, или Хэшан и Камалашила" (1999) http://klein.zen.ru/old/Volna1.htm
Что слово "хэшан" означает просто "монах", я узнал только в 2010-м году, при посещении Китая. Мы проехались по главным монастырям чань Северной и Южной школы — Утай-шань и Наньхуасы (Шаогуань, Гуаньчжоу).
Александр Клейн
18 июля 2024 г.
Фото: Кл.
Логика Будды и Диалектическая логика
http://proza.ru/2019/11/16/93
Идёшь иди, сидишь сиди. Юнь-Мэнь
http://proza.ru/2024/10/24/1958