Маркс и боты. Фейербах и мелочи

Александр Клейн
Антон (Tony Nya):
...картину мира так или иначе создаёт именно деятельностная деятельность, – практика, а не умственная деятельность – в виде голого созерцания.
...С каждым поколением человек продолжает создавать модель мира, однако не пассивным вниманием животного-бота, а деятельностно, практически, субъективно. За счёт чего и выходит за пределы генетических ограничений ботов.
...Фейербах: «Снимающее противоречия "божественное" мышление Гегеля – это человеческая культура, которую люди наделили человеческими же чертами. Однако у Гегеля парадоксально одно только мышление, тогда как парадоксальна реальность как таковая. То есть диалектические противоречия сами по себе существуют не столько в мышлении гегелевского бога, сколько в самой жизни, так как она и есть деятельность, процесс».
...В «Немецкой идеологии» Маркс пишет, что «все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их в самосознании... а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений».
...При том что материализм и идеализм – две стороны одной медали (модели).
...«Вы скажете: это различение относительной и абсолютной истины неопределенно. Я отвечу вам: оно как раз настолько "неопределенно", чтобы помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое, но оно в то же время как раз настолько "определенно", чтобы отмежеваться самым решительным и бесповоротным образом от фидеизма и от агностицизма, от философского идеализма и от софистики последователей Юма и Канта. Тут есть грань, которой вы не заметили, и, не заметив ее, скатились в болото реакционной философии. Это – грань между диалектическим материализмом и релятивизмом». (с) В.И.Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»


Александр Клейн:
Стал писать ответ, получается слишком длинно и сложно. Отвечу кратко:

1. Картину мира каждого человека на 99% создает его умственная деятельность ("созерцание"), т.к. практика его чрезвычайно ограничена.

2. Животные, как и телефонные боты — не существуют. У них нет ни сознания, ни внимания.

3. Человек — это квалиа. Квалиа — это всё.

4. Реальность парадоксальна лишь потому, что она наполовину состоит из наших представлений о реальности. Гегель прав, противоречия существуют лишь в мышлении.

5. Когда неверные представления овладевают обществом, тут уж, Маркс прав, созерцанием не поможешь. Хотя если созерцать достаточно долго, само пройдет.

6. Все противоположности всегда можно назвать "двумя сторонами медали". Речь тут всего лишь навсего идет о том, что "противоположности" мы всегда рассматриваем в рамках единой системы координат (одной медали). Рассматривать как противоположности "круглое" и "зеленое" (стороны разных медалей) — глупо.

7. "Вы скажете: это различение относительной и абсолютной истины неопределенно... и т.д." означает: Лишь проведя "границы рассмотрения процесса, явления" мы можем дать четкую (адекватную, истинную) команду: "направо"! Или: "налево"! Чтобы это решение было правильным (т.е. привело к желаемому результату) нужно правильно провести "границы рассмотрения". Правильно провести "границы рассмотрения" (с учетом всего-всего, т.е. правильно "схватывая" бесконечность) можно лишь на основе "диалектического мышления".

«»

Некоторые подробности:

Робот, бот, телефонный бот, ИИ, веник, швабра, животное (если принять, что оно бот), автономный марсоход с анализаторами почвы и воздуха — не "создают картины мира" в своем сознании. У них нет "сознания", у них нет "внимания", они даже не "могут имитировать" его. По причине того, что "их нет". Они "не существуют" в том "онтологическом пространстве", где существуют "собеседники человека". Человек может принять робота за "собеседника", может принять игрушку за "собеседника", может принять животное за "собеседника", но это лишь последствие его жизни в "культуре", как пространстве "иллюзий", и его умении создавать "иллюзии", как единственный способ взаимодействия с миром. Квалиа видит "собеседника". Квалиа видит "собеседника" в чем угодно, потому что оно источник иллюзий, а не потому, что "собеседники" существуют вокруг. Настоящим "собеседником" может быть лишь другое квалиа. Либо квалиа беседует само с собой, — подставляя на место "собеседника" любой предмет. Хорошо это отражено у Пелевина в "SNAFF" (2012) в эпизоде разговора Дамилолы с сурой, когда она говорит ему что-то вроде: "Каждый раз, когда ты, пытаясь меня оскорбить, заявляешь мне, что меня не существует, вспоминай, что это ты разговариваешь сам с собой, и если ты додумаешь эту мысль до конца, то каким же дураком ты окажешься, пытаясь оскорбить... кого?". Как можно тому, кого нет, доказывать, что его нет?


Александр Клейн
28 июля 2024 г.
Иллюстрация:
Маркс и боты. Фейербах и мелочи. Кл.&AI. 28.07.24


Метод мышления и Диалектическая логика. Лекция.
http://proza.ru/2024/07/27/1022

Животные боты
http://proza.ru/2024/07/06/1210