Начало здесь. Гений места. А.Блок
http://proza.ru/2024/09/04/459
Папа Карло, герой сказки
А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), старый шарманщик, живущий в каморке под лестницей, в которой ничего не было, кроме нарисованного очага на холсте. Kaк Пигмалион создал прекрасную Галатею, оживил ее, полюбив, так и папа Карло создал себе сыночка, стал отцом Буратино! Нескончаема творческая фантазия, скрашивает жизнь!
Арлекин, Арлеккино — персонаж итальянской комедии, самая популярная маска итальянского площадного театра.
Главным сценическим образом Александра Вертинского, известного певца и поэта, долгое время был грустный клоун — «русский Пьеро» с печальными глазами.
И этот образ был тепло встречен во всех странах, где он жил и выступал: в Европе, Азии, Америке.
В русской литературе начала XX века образ Арлекина использовал Александр Блок в стихотворениях «Свет в окошке шатался» (1902) и «Балаганчик» (1905), а затем в пьесе «Балаганчик» (1906). Драма возникла из творческой переработки одноименного стихотворения. Об этом мы узнаем из статьи Г.И. Чулкова «Из истории Балаганчика» в № 7–8 номере журнала «Культура Театра» за 1921 год. Чулков рассказывает, что в конце 1905 года он предложил Блоку разработать в драматическую сцену стихотворение «Балаганчик», написанное Блоком в июле того же года. Блок сделанное ему предложение принял и уже 23-го января 1906 года известил письмом Чулкова, что «Балаганчик» «… кончен, только не совсем отделан».
"Балаганчик" - это первая драма Блока, ему было в это время 26 лет.
Небольшая лирическая драма, написанная в стиле символического искусства.
И содержание, и форма «Балаганчика» необычны. Вместо реальных событий и действительной жизни – впечатления и символы, сказочный мир с кукольными масками, изображающими отдельные черты личности. Но образность символистов подверглась налетом иронического переосмысления. Мы видим зыбкость и раздвоение поэтических образов. "Восторг общения с миром приводил где-то в своей верхней точке к внутреннему распадению образа на две отрицающие друг друга половины. Возникала тема двойников: один — старый, а другой — юный, один — нежный и доверчивый, другой — скептик («Двойник»). Двойники появлялись в масках традиционных персонажей старинной народной комедии". Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века "Балаганчик".
Блок в поэтической форме рассказал, дезориентируя читателей, о себе, о своей любви к будущей юной жене, о своих увлечениях, о преградах духовного порядка, и шире - о своем времени, о мистиках своего времени,- о поиске подлинной жизни и любви в хаосе времени, в балагане. Декадентство. Какой там быт? Какое там личное счастье?
Чем хуже жизнь поэта, тем богаче его творчество...
Пьеро:
Я стоял меж двумя фонарями
И слушал их голоса,
Как шептались, закрывшись плащами,
Целовала их ночь в глаза.
И свила серебристая вьюга
Им венчальный перстень-кольцо.
И я видел сквозь ночь — подруга
Улыбнулась ему в лицо.
Ах, тогда в извозчичьи сани
Он подругу мою усадил!
Я бродил в морозном тумане,
Издали за ними следил.
Ах, сетями ее он опутал
И, смеясь, звенел бубенцом!
Но, когда он ее закутал,-
Ах, подруга свалилась ничком!
Он ее ничем не обидел,
Но подруга упала в снег!
(...)
Пьеро и Арлекин - соперники в любви, их возлюбленная, Коломбина, при первом же появлении Арлекина покидает Пьеро и уходит с Арлекином. Однако любовь Арлекина духовно убивает ее.
С 1905 года Блок бывает на литературных собраниях у Вячеслава Ивановича Иванова,
с 1906 – на «субботах» в театре Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Она была одной из самых знаменитых артисток Серебряного века; старшая дочь оперного певца Фёдора Петровича Комиссаржевского. Первая исполнительница (в 1896) роли Нины Заречной в комедии Антона Чехова «Чайка». Организовала и руководила именным «Драматическим театром» в Петербурге (1904–1909).
Комиссаржевская пригласила Всеволода Мейерхольда в свой театр. Мейерхольд переселяется в Санкт-Петербург, сближается с кругом символистов, группировавшихся вокруг Вячеслава Ивановича Иванова. Заинтересовался творчеством Александра Блока,
Всеволод Эмильевич Мейерхольд поставит пьесу «Балаганчик» в театре Комиссаржевской 30 декабря 1906 года. И даже сам сыграет роль Пьеро!
Работа над «Балаганчиком» стала важным этапом для становления Блока-драматурга и Мейерхольда-режиссера. И совершенно естественно, что драму "Балаганчик" Блок посвящает Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду.
Во время работы Блока над постановкой в театре его увлечением становится
актриса театра Комиссаржевской Наталья Николаевна Волохова. Именно ей посвящены книга стихов «Снежная Маска», цикл стихов «Фаина». Н.Н.Волохова, не раз гостили в квартире Блоков. И любовная игра, захватившая поэта, проходила на глазах жены (правда, она сама только что испытала сильное увлечение поэтом Андреем Белым).
Но «зимняя» любовь Александра Блока оказалась и впрямь холодной, безответной.
И когда Любовь Дмитриевна приехала к Волоховой и прямо спросила, может ли, хочет ли Наталья Николаевна принять Блока на всю жизнь, Волохова ответила: «Нет».
... В постановке «Балаганчика» Мейерхольд идёт от текста драмы. При этом проявляет тонкий вкус, передает ощущение стиля нового искусства - символизма - в формах сценического искусства. Спектакль стал началом «театра условности» в России.
...У освещенного стола с сосредоточенным видом сидят мистики обоего пола — в сюртуках и модных платьях. Несколько поодаль, у окна сидит Пьеро в белом балахоне, мечтательный, расстроенный, бледный, безусый и безбровый, как все Пьеро. Председатель мистического собрания. Легкий призрак.
Три пары влюбленных. Перед зрителями одна за другой проходят влюблённые пары. двое, вообразившие, что они в церкви, тихо разговаривают, сидя на скамье; двое страстных влюблённых, их движения стремительны; среди танцующих - третья пара влюбленных. Они сидят посреди сцены. Средневековье. Задумчиво склонившись, она следит за его движениями. — Он, весь в строгих линиях, большой и задумчивый, в картонном шлеме,- чертит перед ней на полу круг огромным деревянным мечом.
Реакция зрительного зала на первом представлении «Балаганчика» была необыкновенно бурной. Разразился настоящий театральный скандал. Свист, шум, крики, стук. Часть публики ревела от ярости и возмущения. Другая часть аплодировала бешено, орала изо всех сил: «Браво Блок – Мейерхольд!». Словом, сенсационный спектакль.
Я не буду пересказывать текст пьесы, он поэтический, есть в интернете, также в интернете вы найдете на you tube фильм в двух частях "Любовь Менделеева и Александр Блок", узнаете об извилистых путях любви, впрочем, любви, равной судьбе.
Репродукция: Н.П.Ульянов. Портрет Вс.Мейерхольда в костюме Пьеро.